Защитная цепь на колеса спецтехники
Защитная цепь— стальное изделие, состоящее из множества мелких ячеек, покрывающее шину, защищающее ее основную и боковую часть от разных повреждений. Благодаря такой конструкции, цепочка плотно прилегает к шине и улучшает сцепные свойства.При увеличении размера ячеек такие цепочки имеют другое назначение — они применяются для защиты от скольжения. Ниже рассмотрим, какова цель применения таких изделий, какие бывают виды, и на какой спецтехники они применяются. Отдельно остановимся на экономической выгоде и актуальности применения подобных изделий.
Оглавление
Назначение и область применения защитных цепей
При работе в карьерах, шахтах и других местах с риском повреждением шины применение защитных цепей является обязательным условием эксплуатации техники. С их помощью можно уберечь протектор и боковую часть от разрезов и преждевременного выхода из строя. Все элементы изделия производятся с помощью ковки и дальнейшей закалки. В результате пластины, кольца и замки имеют хорошую износостойкость.
Чаще всего защитные цепи применяются на следующих видах техники:
- карьерная;
- лесозаготовительная;
- грузовики;
- сельскохозяйственная;
- строительная;
- дорожная и другие.
Конструктивно цепи на шины сделаны таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень самоочищения и защиты от повреждений. Применение такого оборудования позволяет добиться следующих результатов:
- уменьшение затрат на эксплуатацию;
- повышение срока службы шин в 5-7 раз;
- увеличение производительности;
- снижение простоев и т. д.
По этой причине защитные цепи на колеса имеют широкую сферу применения и устанавливаются почти на всех видах спецтехники.
Классификация цепей по назначению и по конструкции
При выборе защитных цепей необходимо учитывать, что они могут отличаться по назначению и конструктивным особенностям.
По назначению устройства делятся на две категории:
- Специальные. Необходимы для предотвращения повреждений острыми частями породы, арматурными кусками, строительным мусором и т. д. К этой же категории относятся жаростойкие конструкции, необходимые при работе в местах, где приходится ездить по раскаленной дороге.
- Для защиты и с повышенным сцеплением. Такие цепи выполняют сразу две функции. Часто надеваются на погрузчики или транспорт, предназначенный для перевозки грузов по плохим дорогам.
ВажноВ отдельную категорию входят цепи, предназначенные только для улучшения сцепления. Они используются для улучшения проходимости на технике, применяемой для заготовки леса, а также на других грузовиках, эксплуатируемых в условиях бездорожья.
В вопросе конструктивных особенностей главным отличием является размер секции. В защитных изделиях он имеет минимальное расстояние, чтобы максимально закрыть поверхность резины. Также отличаются габариты и формы пластин/колец, от расположения которых зависит эффективность конструкции.
Всего выделяется шесть основных типов:
- Мелкоячеистая сеть. Отличается высокой износостойкостью, применяется на крупной / тяжелой спецтехнике, эксплуатируемой на каменистых участках и раскаленном шлаке.
- Мелкоячеистая со специальным профилем. Улучшает тяговое усилие, имеет большую стойкость к износу, отличается минимальным размером ячейки.
- Сетка с вертикальным вращающимся кольцом. Подходит для спецтехники, эксплуатируемой на несвязном грунте. Отличается продуманной структурой. При этом кольца цепи постоянно вращаются и тем самым продлевают ресурс изделия.
- Легкие цепочки. Используются на небольших самосвалах и погрузочных машинах. Обеспечивают необходимый уровень защиты без утяжеления техники.
- Защитная цепь крестообразной формы. Применяется на погрузочной технике, самосвалах и других машинах, подходит для небольших покрышек, используется для перемещения по шлаковому или известняковому грунту.
- Цепочка в виде звездочки. Подходит для среднетоннажных погрузчиков и самосвалов. Изделие не только защищает, но и обеспечивает улучшенное сцепление при движении по мягкому грунту, снежной или обледеневшей поверхности.
Наиболее распространенным является третий вариант — классическая цепочка, созданная из множества колец, обеспечивающих улучшенную защиту корда. Главным минусом является повышение диаметра, что необходимо учитывать перед установкой.
Использование защитных цепей
Защитные цепи на колеса применяются для разных видов техники, работающей на карьерах, в сельском хозяйстве, строительстве или других отраслях. При этом принципы и особенности применения такого оборудования немного отличаются. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Для карьерной спецтехники
При работе на карьере шины редко выхаживают ресурс и повреждаются раньше времени. Причиной являются частые боковые порезы протектора острой породой, строительным мусором или другими элементами. Использование защитных цепей в таких условиях эксплуатации является обязательным. Они устанавливаются на бульдозерах, погрузчиках, буровых установках и другой колесной технике.
Если не предпринимать никаких шагов для защиты, даже новые шины быстро выйдут из строя. При отсутствии защитных цепей острые края породы буквально режут новую резину, а это ведет к остановке работы и дополнительным расходам. Кроме того, такие изделия защищают покрышки при движении по раскаленному шлаку.
Для лесозаготовительной техники
Применение цепей на колесах актуально для лесозаготовительной техники. Они повышают ресурс шин, улучшают сцепление, ускоряют процесс самоочищения и защищают от повреждений. Наибольшую опасность для резины представляют острые ветки, которые могут повредить шины и уменьшить их ресурс.
Для строительных, дорожных и сельскохозяйственных машин
В строительстве, сельском хозяйстве и при возведении дорог часто применяется тяжелая спецтехника в виде землеройных и иных видов техники. Их особенность в отличие от классического гусеничного транспорта состоит в большей мобильности, маневренности и экономичности. Но имеется и главный недостатков — плохая защита резины от повреждений и ухудшенный коэффициент сцепления.
В глинистом и мягком грунте может быть множество камней, негативно влияющих на резину и быстро приводящих ее в негодность. Наибольшие риски несут острые камни, которые прорезают или буквально отрывают куски от шин. Не меньшую опасность имеет и строительный мусор, в котором могут находиться острые металлические предметы, арматура, куски стен и т. д.
В случае с сельскохозяйственной техникой применение цепей обеспечивает не только защиту, но и улучшенную проходимость в мягком грунте. При этом сами изделия отличаются повышенной долговечностью и прочностью. Необходимым элементом являются и защитные цепи на колеса для погрузчиков,используемых в строительной сфере.
Для грузовиков в зимний период
Применение рассматриваемых изделий может пригодится и для грузовиков, работающих в морозную погоду. В этом случае защитная цепь не только оберегает шину от износа, но и улучшает проходимость транспорта. Но нужно выбирать модели, которые имеют функцию противоскольжения.
Экономическая выгода применения цепей
Ошибка многих компаний в том, что они экономят на покупке защитных цепей для спецтехники. Это неправильный подход, ведь применение таких изделий гарантирует реальный экономический эффект. Это достигается, благодаря следующим моментам:
Защита резины от повреждений (разрезов, проколов) в течение всего срока эксплуатации. В результате повышается количество реальных машино-часов, которые работает оборудование.
Уменьшение пробуксовки передних колес погрузчиков при наборе груза. Повышается усилие на ковш, и удается набрать нужный объем материала с одного подхода. Как результат, удается сэкономить на горючем и уменьшить нагрузку на трансмиссию.
При движении по наклонной плоскости с углом 7-10% можно полностью избежать пробуксовки на подъеме, что повышает эффективность работы техники.
Снижение требований к резине. Так, при установке защитных цепей на колеса для фронтальных погрузчиков позволяет сэкономить на покупке более дорогих шин. Компании не нужно покупать дорогостоящую специальную резину радиального типа. Достаточно более простых и бюджетных шин. Главное, чтобы они подходили по допустимой нагрузке. При этом удается сэкономить до 30-40% на стоимости.
Для примера рассмотрим ситуацию, когда в угольном карьере работает погрузчик. В его функции входит загрузка доломита в самосвал, а на дороге лежат куски породы, достигающие 30-40 см. В таких условиях колеса без защитной цепи служат около 1500 машино-часов. Цена резины — около 5000 $. Цепочка обойдется в 10 000 $. При этом ресурс шины увеличивается до 15 тысяч машино-часов, а срок службы цепочки 9000 часов. Именно от этих параметров и нужно отталкиваться. Имея такую информацию, можно провести простые расчеты:
- при использовании «голого» колеса расходы на 1 моточас — 3,3 доллара (5000/1500);
- для шины с защитной цепью — 1,11 доллара (10 000/9000) + 0,33 (5000/15000) = 1,44.
С учетом сказанного легко рассчитать реальную экономическую эффективность на одном машино-часе, которая составляет 1,86 доллара. Чем больше часов нарабатывает спецтехника, тем больше выгода. При этом сэкономленные средства можно купить новые колеса или использовать деньги на другие цели. Если же в компании работает много такой техники, то и итоговая экономия выше.Кроме того, использование защитных цепей позволяет уменьшить расходы на выравнивании подъездных путей и устранение уклонов.
Дополнительно надо отметить, что замена цепи не занимает очень много времени. Для выполнения этой работы можно привлечь одного обученного работника с лебедкой и, может, одного помощника, а общее время замены не превышает 2-х часов.
Обобщение
Защитная цепь на колеса спецтехники — возможность уберечь резину от непредвиденного разреза / повреждения, который может вывести из строя технику уже в первый день работы. Применение рассматриваемых устройств позволяет использовать резину до завершения срока службы шины, уменьшить эксплуатационные расходы и увеличить производительность техники.
При этом итоговая экономическая выгода считается индивидуально и зависит от многих факторов: стоимости цепи, типа шин, особенностей грунта, риска повреждения и т. д.
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- Какой спрос на автобур?
- Поиск на сайте
- Страховка без ограничения на полгода
- Специальная «обувь» для тяжёлых машин
- Подготовка дорожной техники к зиме: советы специалистов
- Перевозки зимой
- Особенности использования зимних шин на грузовиках
- Правильная «обувь» для лесозаготовительной техники
Полностью согласен с автором. Реальная практика применения защитных цепей на колеса при использовании трех погрузчиков показывает около 40 000 долларов экономии в год. Это неплохие деньги. При этом можно сэкономить на обустройстве подъездных цепей и покупке дорогих шин. Результат — почти 60 000 долларов выгоды. Этот тот случай, когда лучше не экономить.
Поправлю автора. Защитные цепи на колеса могут иметь разный ресурс, поэтому 9000 машино-часов, указанные в расчетах, могут быть ниже — до 7000-8000. Кроме того, стоимость шины и цепи также может различаться в широком диапазоне. К примеру, мне удалось купить неплохой вариант за 6000 евро.
Вот что самое обидное, так это то, что до сих пор не придумали такую резину на спецтехнику, которая без проблем сможет месить грязь и легко выбраться. Все равно, как ни крути, цепи накидывать приходится (с ними только заморочек) - это говорю по собственному опыту.