Студебеккер— грузовик Победы

Студебеккер— американский грузовик, полученный во время действия программы ленд-лиз и ставший одним из символов победы во Второй отечественной войне. Техника была передана для пользования в 1943 году, а общее количество поставленного транспорта составляет около 150 000 единиц.Ниже рассмотрим, в чем особенности такой техники, поговорим о ее характеристиках и особенностях. Отдельно рассмотрим модификации и другие грузовики, ставшие наследниками US6 в СССР.

Статистика ленд-лиза

Из уроков истории известно, что закон о «ленд-лизе» появился в Соединенных Штатах в марте 1941 года. Первоначально его действие распространялось на Великобританию, а потом и на СССР. Всего за время действия закона союзники получили около 50 млрд долларов помощи, из которых около 10 млрд получил Советский Союз.

Важно

На эту сумму были переданы самолеты, танки и САУ, корабли, артиллерийское оружие, боеприпасы, металлы, продовольствие, медикаменты и многое другое. Взамен СССР поставил в Соединенные штаты хромовую / марганцевую руду, золото, платину и лес. 

Главный объем помощи пришелся на 43-44-е года прошлого века, кода СССР удалось переломить ход военных действий в войне. По данным США на конец 1945 года Советский Союз получил следующее количество техники:

  • танки — около 7000;
  • самолеты — почти 14 800;
  • торпедные катера — около 200;
  • зенитное оружие — около 8200;
  • пулеметы — более 131 000;
  • тральщики — более 10 и т. д.

Кроме вооружения, по ленд-лизу было передано около полумиллиона грузовых и легковых машин, двухколесной техники и тракторов. При этом количество машин Studebaker составило около 150 000 единиц, что стало одним из факторов будущей победы.

Общее описание автомобиля Студебеккер US6

Читайте также: Газ-АА — легендарная «полуторка»: технические характеристики

Студебеккер

Грузовик Studebaker — 3-осный автомобиль, выпущенный заводом-изготовителем Studebaker Corporation. Он производился в периоды ВОВ и на тот период был самым популярным транспортом, поставляемым в СССР по программе ленд-лиз. Машина отличается хорошими вездеходными качествами и повышенной грузоподъемностью. В отличие от грузовой техники, выпускаемой в СССР, Студбеккер является полноприводной машиной с тремя ходовыми осями. Кроме модели с колесной формулой 6х6 в Советский Сою также поступала модификация 6х4. 

По официальным данным Studebaker US6 способен перевозить до 2,5 т, но рекомендованный вес для транспортировки — 4 т. После окончания войны норма была снижена до 3,5 т, но по хорошей дороге грузовик легко справлялся с грузом до 5 т. Автомобиль отличается высоким расположением важных деталей, что позволило использовать ее базу в качестве основы при создании машин БМ («Катюша»). 

Недостатком модели по тем временем было то, что она требовала применение качественной смазки и горючего октановым числом от 70 и более. Кроме того, из-за повышенной нагрузки часто повреждались сцепные диски и детали заднего моста. Эти и другие недостатки привели к тому, что после окончания войны большая часть грузовиков была отправлена обратно в США.

Общие данные по грузовику Студебеккер:

Параметры Значения
Скорость, км/ч 69
Запас хода по трассе, км 400
Колесная база, м 4,12
Карбюратор Картер 429 S
КПП механика
Количество скоростей 5+1
Подвеска продольная с полуэллиптическими рессорами
Напряжение, В 6
Размеры (ДхШхВ), м 6,366х2,235х2,21
Дорожный просвет, см 24,8
Грузоподъемность, т 2,5
Вес, т 4,48

Технические характеристики Studebaker

Читайте также: ЗИЛ-130 – звезда эпохи

При изучении автомобиля Студебеккер главного внимания заслуживают технические особенности. Речь идет о двигателе, ходовой и трансмиссии. Рассмотрим каждый из узлов подробнее.

Двигатель

Военный грузовик укомплектован карбюраторным мотором Hercules JDX с шестью цилиндрами. Для Советского Союза такими агрегаты не были новинкой, ведь в период с 28-32 гг прошлого века они стались на грузовые машины Ярославского производства. Также по своим характеристика силовые агрегаты напоминали двигатели, установленные на Зис 150. Это выражается во многих моментах, в том числе в размере цилиндров — 10,16 см. Также похожи и другие параметры:

Параметры Значения
Тип Hercules JDX
Вид карбюраторный
Число цилиндров 6
Объем, л 5,24
Ход поршня, см 10,795
Степень сжатия 5,28
Мощность, л.с. 95
Объем масла в двигателе, л 7,5
Система охлаждения, л 18,5
Расход топлива, л / 100 км 38

Главной особенностью двигателя является ориентация на топливо более высокого качества с октановым числом от 70 и выше. Для сравнения мотор Зис 150 хорошо справлялся с задачами на АИ-66.

Ходовая

В большей части грузовиков Студебеккер предусмотрена колесная формула 6х6, в которой ведущим является передний мост. Со временем появились варианты 6х4, но их было немного. Во всех машинах мосты имели разборной тип и очень похожи на конструкцию в Газ 51. Главные отличия касались только позиции кронштейнов, картера и топливных шлангов. 
К базовым характеристикам подвески стоит отнести:

  • задние мосты — литые, разъемного типа;
  • полуоси задних мостов — полностью разгружены;
  • основная передача — шестеренки в виде конусов;
  • передний мост — литой, разъемный;
  • подвеска спереди / сзади — продольная полуэллиптическая, рессорная.

На Studebaker устанавливались шины размером 7,5х20 дюймов с рисунком в виде «елочки» или имели реверсивный тип. Главным недостатком считалась небольшая ширина передних колес, которые буквально «проваливались» в мягкий грунт, а это уменьшало проходимость. 

Трансмиссия

В Студебеккере установлена такая же коробка передач, как на Зис 150 с похожей схемой переключения. В 5-ступенчатой МКПП имеется также дополнительная так называемая «ускоряющая» передача. Для начала движения чаще всего использовалась вторая скорость, а первая включалась только для прохождения сложных дорожных участков.

Параметры передаточных отношений для скоростей — 6.06, 3.5, 1.8, 1.0 и 0.79 соответственно (для передач с первой по пятую). Для задней этот параметр равен 6.0. Трансмиссия Studebaker состояла из пяти карданных валов, КПП и раздаточной коробки. Машина комплектовалась прямым ведущим мостом, в котором оси и полуоси колес находились в одной плоскости. 

Схема трансмиссии Студебеккера 6х6 имеет следующий вид (начиная от кабины к задней части):

  • передний мост (ведущий);
  • КПП;
  • раздаточная коробка;
  • стояночный тормоз;
  • промежуточный, а далее задний ведущие мосты.

В версии 4х4 конструкция аналогична за исключением того, что передний мост не является ведущим.

Кабина и удобство управления

грузовик студебеккер

Рассматривая грузовой Студебеккер, нельзя не упомянуть кабину транспортного средства, выполненную из цельного металла и имеющую упрощенную компоновку. Лобовое стекло можно было поднять под 90-градусным углом, как в других грузовиках СССР. Пространства внутри достаточно даже для самого крупного человека ростом около 2 метров. Но для поворота рулевого колеса необходимо было наклоняться и обхватывать его обеими руками.

С правой стороны расположено пять рычагов: КПП, включение переднего моста, управление раздаткой / лебедкой и ручник. Педали тормоза / сцепления имеют круглую форму, что является более удобным вариантом. Для запуска стартера достаточно нажать на специальную кнопку возле сцепления. Здесь же находился выключатель для головного света.

Зажигание Studebaker предусматривало только два положения — включено и отключено. При этом у последних моделей стандартный ключ был заменен поворотным рычагом. Срабатывание кнопки стартера происходит путем нажатия на сцепление.

На панели управления Studebaker все просто, но не похоже на оформление советских грузовых машин. В частности, весь участок разбит на пять секций. В них установлены основные приборы, среди которых указатель скорости, амперметр, указатель с уровнем горючего, манометр с контролем давления в шинах, термометр и т. д. Водителям из СССР такое многообразие было в диковинку, поэтому нужно было время для обучения.

Рулевая система Studebaker выполнена в виде цилиндрического червяка, а именно 2-пальцевого кривошипа. Наличие только пары цилиндрических выступов на кривошипном механизме V-образного типа и функционирование гребня на поверхности снижало контактную площадь редуктора и силу трения.

На винте рулевого механизма предусмотрена неравномерная нарезка, поэтому передаточное число менялось в пределах 18-22. Усилитель руля не предусмотрен, поэтому для управления нужно было приложить немало сил.

Модификации Студера

грузовик студебеккер

Всего у Studebaker предусмотрено 13 модификаций, которые отличались по колесной базе, схеме ведущих колес и наличия дополнительных механизмов (к примеру, лебедки). Все модификации обозначались буквой U, после которой шли следующие цифры:

  • 1, 2 — машина с колесной базой 6х6 на 3,76 м и лебедкой, количество выпущенных моделей — 425 / 779, год производства — 1941-й.
  • 3, 4 — грузовики 6х6 с базой 4,12 м с лебедкой и без нее соответственно, количество — 103 739 / 18 779, годы выпуска — 1941-1945;
  • 5 — автомобильная цистерна емкостью на 2 800 л, база 6х6 размер 4,12 м, лебедкой не комплектуется, количество — 500, годы выпуска — 1941-1945-й.
  • 6 — 5-тонный седельный тягач с формулой 6х4 и базой 3,76 м, не комплектуется лебедкой, количество — 8640 единиц, годы производства — 1942-1945-й.
  • 7, 8 — 5-тонный грузовик с формулой 6х4и базой 4,12 м с лебедкой и без нее соответственно, количество — 66 998 / 12 104 единицы. Годы выпуска — 1942-1945-е.
  • 9 — специальной транспорт с формулой 6х6 и базой 4,12 м, не комплектуется лебедкой, количество — 1 699 единиц. Годы — 1942-1943 гг и 1945-й.
  • 10-13 — самосвалы 6х6 с базой 3,76 м, 10 и 12 без лебедки, а 11 и 13 с лебедкой. Общее количество выпущенных моделей — 800 единиц. Год производства — 1943-й.

Модификации Studebaker имели небольшие отличии, и выпускались ограниченными партиями.

Советские наследники US6

Как отмечалось, после окончания войны многие Студеры были возвращены в США, но часть техники оставалась в Советском Союзе и помогала в повседневной жизни. Почти 350 машин остались в Польше, где выполняли роль пожарного транспорта. Также грузовики активно применялись в высокогорных районах, сельском хозяйстве и промышленности.

К советским наследникам этой техники стоит отнести:

  • Газ 51. Выпускался в период с 1946 по 1975 года. На долгие годы стал базовым грузовиком Советского Союза. Имеет грузоподъемность 2,5 тонны. 
  • Газ 52. Оптимизированная версия прошлой модели с усиленной передней остью и новой карданной передачей. 8-цилиндровый мотор разгонял машину до 85 км/ч. До 1975 года было выпущено свыше 3,5 млн таких машин, которые в том числе применялись в военной сфере. Инженерам удалось создать неприхотливую в эксплуатации и надежную машину, способную работать даже в сложных условиях.

Заключение

Автомобиль Studebaker US6 стал одним из символов победы, а его роль в военных действиях трудно переоценить. Помощь США стала очень актуальной на фоне трудностей с изготовлением грузовиков, нехваткой людей и производственных мощностей. При этом сам транспорт хорошо себя показал во время боевых действий, но в мирное время советский транспорт все-таки перехватил инициативу.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 9 Просмотров: 2036
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 11-06-2021 / Обновлено: 20-07-2021
Поиск запроса "грузовик студебеккер" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Тула 11.06.2021

По тех. характеристикам отечественные полуторки серьёзно уступали студебеккерам, но вся военная слава почему-то досталась нашим грузовикам. У нас в городе даже памятник полуторке есть. Аж интересно стало, а памятник Studebaker где-нибудь в России установлен?!

6
0
Ответить
Ольга Орел 11.06.2021

Интересный обзор. Автомобили Студебеккер  мне приходилось видеть только по телевизору в старых фильмах и хрониках, и я с удовольствием просмотрела тест-драйв этого раритета.

1
0
Ответить
Сергей Волжский 11.06.2021

Неизвестно поменялся ли бы и насколько ход войны, не будь поставок этих грузовиков, но то, что в стране была нехватка техники много где написано. Изначально было прилично машин, но в первые дни войны было много сожжено.

5
0
Ответить
Владимир Герман 11.06.2021

Грузовики Студебеккер для своего времени имели отличные характеристики, но сейчас даже важнее оценить важность этой техники, переданной союзниками, для завоевания великой Победы.

6
1
Ответить
Александр Быстров Псков 12.06.2021

Помощь США во время военных действий не оценима.  Studebaker US6 качественная машина поступавшая в СССР и оказавшая неоценимый вклад в победу в этой войне.

8
1
Ответить
Камиль Уфа 12.01.2022

Никогда не надо забывать оказанную в самый трудный период помощь и справедливо её оценивать.

8
1
Ответить
Елисей 09.12.2024

Читая статью о Студебеккере, я не могу не провести параллель с грузовиками ЗИС-5, которые также были важной частью военной логистики. Конечно, ЗИС-5 уступал в плане проходимости и грузоподъемности, но он был проще в обслуживании. Студебеккер, с его колесной формулой 6х6, как и многие современные внедорожники, предлагал уникальную для того времени возможность передвижения по труднопроходимым участкам. Однако высокая требовательность к качеству топлива и смазки, как указано в статье, могла быть вызовом. Интересно, что несмотря на свои недостатки, этот автомобиль стал основой для создания многих советских грузовиков, таких как ГАЗ-51, что подчеркивает его значимость в истории автопрома. В статье также упоминается о проблемах со сцепным устройством, что напоминает о сложностях с надежностью некоторых современных внедорожников, которые при высокой нагрузке также испытывают проблемы с трансмиссией. Будет интересно узнать больше о том, как эти автомобили адаптировались к послевоенным условиям и какие модификации были наиболее успешными.

0
0
Ответить
Владислав 10.12.2024

Статья напомнила мне о том, насколько важен был ленд-лиз для СССР. Studebaker отличался от отечественных грузовиков своей проходимостью и надежностью. Даже сегодня его конструкция кажется продуманной, особенно с точки зрения распределения веса и грузоподъемности. США действительно предоставили технику, которая сыграла важную роль в нашей истории.

0
0
Ответить
Алан 11.12.2024

Интересно читать о модификациях Studebaker и сравнивать их с современными моделями. Например, версия 6х6 с лебедкой могла быть полезной в условиях бездорожья, что до сих пор актуально. Видно, что даже тогда инженеры старались сделать универсальные машины, которые могли бы выполнять различные задачи.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: