Оборудование для зоопарков Крыма застряло на границе из-за растаможки груза
Крымские предприниматели, несмотря на переходный период, никак не могут выучить российские законы. Это оборачивается для них порой весьма неприятными последствиями и невосполнимыми убытками.
С февраля 2015 года на границе в Херсонской области застряли генераторы, холодильные камеры, оборудование для бассейна с тюленями и прочая техника.
Расходы на хранение и растаможку груза для зоопарка уже превысили 45 тысяч долларов – а это половина стоимости товара. Более того, стояла угроза аннулирования транзитной декларации и конфискация украинским государством. Владелец зоопарка Олег Зубков обвинял в бездействии Крымскую таможню, но, как оказалось, он просто не знал процедуру таможенного оформления товара.
Предпринимателю в феврале было рассказано подробно о механизме ввоза контейнеров первым заместителем руководителя Крымской таможни Олегом Моисеевым. Но процедура это достаточно сложная, и предприниматель обратился к посреднику, то есть брокеру. Но тот оказался неопытным, и отказал в помощи по растаможке груза для «Тайгана».
Зубков по старой привычке обратился к влиятельным людям – главе республики Сергею Аксенову и руководителю ФСБ, но это не помогло. Ведь звонки не имеют юридическую силу – груз должен был быть растаможен в соответствии с действующими законами. Обратившись к другому посреднику, Зубков только потерял время. Спустя полгода он обратился к общественности с просьбой о помощи.
Гордеев узел пришлось распутывать Крымской таможне. Помочь разрешить проблему взялся первый заместитель начальника таможни Олег Моисеев. Зубкову объяснили, что нужно оформлять сделки по внешнеэкономическим контрактам. Наличность здесь не поможет, тем более, что он собирается доставить в Крым дорогостоящее оборудование.
Самый простой выход – стать субъектом свободной экономической зоны Крыма. Тогда налоги не нужно платить. Кроме того, нужно организовать доставку груза через один из крымских портов – тогда не нужно платить дважды. Проблемы такой бы не было, если Зубков обратился к руководству таможни или просто написал на сайт.
Участники внешнеэкономической деятельности пользуются обычно услугами таможенных представителей, если у них нет в штате сотрудника. Это общероссийская практика, кроме того, на портале Крымской таможни имеется вся необходимая информация о правилах Таможенного союза. Есть ответы на вопросы, которые возникают часто в процессе растаможки груза – нужно лишь только зайти на сайт и внимательно с ними ознакомиться.
- Документы для растаможки груза
- Какими перевозчиками отправляете груз?
- Есть контейнер, нет груза
- Загрузки грузов
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Таможня пропускает груз
- Доставка грузов из Китая по России, организация, сроки и расходы
- Торговый спор между Казахстаном и Кыргызстаном
- Особенности перевозки одежды и обуви
- Как проходит процесс импортного таможенного оформления грузов
Проблемы, конечно, серьезные. Но в итоге, страдает зоопарк. Жаль, что из-за этой неразберихи страдают животные.
Полезные советы, а предпринимателям, нужно все-таки изучить законы и чаще заглядывать в интернет. Странно, что даже брокер не взялся растаможить груз. Должен знать процедуру, раз предлагает услуги.
И такая ситуация, уже далеко не первый раз случается. Видимо много не продуманных моментов в этом процессе. Жалко зоопарк, и конечно, животных, которые там находятся.
Нельзя сказать, что виноваты исключительно крымские предприниматели. Иногда, при изучении российскго законодательства, складывается ощущение, что, когда его писали, цель была сделать его как можно непонятнее. Надеюсь, такого больше не повторится, и оборудование в следующий раз будет доставлено вовремя.
Ситуация с Зубковым напоминает классический пример, когда предприниматели из-за недостатка знаний попадают в сложные ситуации. В условиях переходного периода в Крыму, когда законодательство и процедуры только начинают формироваться, важно адаптироваться и быть в курсе всех изменений. Сравнивая с другими регионами, можно отметить, что подобные проблемы возникали и в других странах при смене экономических режимов. Например, в Восточной Европе после распада социалистического блока многие предприниматели тоже сталкивались с необходимостью быстро изучать новые экономические законы и адаптироваться к международным стандартам. Важно помнить, что в условиях глобализации и интеграции в мировую экономику предприниматели всегда сталкиваются с вызовами. В случае с Зубковым, очевидно, что недостаток квалифицированной помощи со стороны брокеров усугубил ситуацию. Хорошо бы было, если бы в Крыму уже сложилась устойчивая система поддержки малого и среднего бизнеса, как это сделано в странах ЕС, где предприниматели могут рассчитывать на консультации и помощь в адаптации к новым условиям. Важно не только самим предпринимателям быть проактивными, но и органам власти создавать условия для легкой адаптации бизнеса к новым правилам. Надеюсь, что такие случаи станут уроком для многих и приведут к созданию более прозрачной и понятной системы взаимодействия бизнеса и государства в Крыму.
Недостаток информации и квалифицированной помощи часто приводит к потерям, как в случае с Зубковым. Было бы полезно, если бы в Крыму существовали консультационные центры для предпринимателей, как в развитых странах, чтобы помочь им справляться с такими вызовами.
Ситуация с растаможкой в Крыму показывает, насколько важна компетентность брокеров. Часто предприниматели, как Зубков, оказываются в тупике из-за недостатка информации. В других странах уже давно созданы центры поддержки бизнеса, что помогает избегать таких проблем.