Освоить Северный морской путь поможет закон о развитии арктической зоны России
Законопроект о развитии арктической зоны России крайне необходим, считает Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В Якутске было проведено заседание Экспертного совета верхней палаты по Арктике и Антарктике
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призывает разработать отдельный законопроект о развитии арктической зоны России. Спикер совершила поездку в Якутск, где провела заседание Экспертного совета верхней палаты по Арктике и Антарктике.
Она считает, что вопросы развития арктических территорий решаются недостаточно эффективно. За примерами далеко ходить не нужно – с начала 90-х годов наблюдалось в шесть раз снижение объема грузоперевозок на Северном морском пути. Из 50 северных портов сегодня действуют менее половины.
Правительством России в настоящее время поставлена грандиозная задача – вернуть лидирующую роль в освоении Арктики. Для этого крайне необходим базовый, системообразующий закон о развитии арктических регионов страны. В нем должны быть отражены механизмы для комплексного развития Арктики и учитываться специфика арктической зоны.
Сам проект был внесен на рассмотрение в Государственную думу еще в 1998 году, но до сих пор еще не принят. Кроме того, в 2013 году его принятие сочли нецелесообразным, так как депутаты посчитали, что этот вопрос может быть отрегулирован отраслевыми законами.
События за последние два года заставили правительство посмотреть на этот вопрос с другой стороны. «Россия - великая северная держава. Уже много веков назад история поставила перед нами задачу освоения Арктики» - заявила госпожа Матвиенко. В законодательных актах должны быть освещена в первую очередь финансовая сторона вопроса.
Там должен быть установлен особый экономический режим, который бы стимулировал бизнес к освоению Арктики. Это и налоговые каникулы, и таможенные льготы при закупке новых технологий для освоения северных широт и так далее. Только тогда можно надеяться, что объем грузоперевозок в этом направлении возрастет.
Необходимо пересмотреть меры стимулирования инновационной деятельности и интеграции науки и производства. Нужно стимулировать средний и малый бизнес к освоению северных широт, используя, в частности, механизм государственно-частного партнерства. В настоящее время большая часть арктических городов является моноотраслевыми, а необходимо, чтобы в городах было несколько производств.
В северных городах нужно регулировать цены и тарифы на услуги транспорта, ЖКХ и так далее. Нужно поддерживать тех, кто внедряет на предприятиях наилучшие доступные технологии и формирует современную систему обращения с отходами. Ведь они будут способствовать сбережению уникальных экологических систем Арктики. Изменения, которые неизбежны в связи с освоением Арктики, не должны затрагивать традиционные устои малочисленных и коренных народов Арктической зоны.
Глава Якутии Егор Борисов уверен, что работа по улучшению жизни людей и развитию арктической зоны России должна происходить при поддержке федерального центра и законодательных органов власти. Ведь важна не только реализация национальных интересов страны. Необходимо обеспечить комфортность проживания людей в сложных климатических условиях.
- Вопрос к предпринимателям в сфере грузоперевозок
- Объемы перевозимого груза
- Перевозки грузов небольшого объема
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Как правильно начинать деятельность грузоперевозок?
Закон приняли - это хорошо, только его еще надо в жизнь вписать.
Вовремя поставлена грандиозная задача – вернуть лидирующую роль в освоении Арктики. Правда для этого потребуется много финансовых вложений. А также подумать, как обеспечить комфортность проживания людей в сложных климатических условиях, да ещё и не затронуть традиционные устои малочисленных и коренных народов Арктической зоны. Но я думаю Россия справится с поставленной задачей.
Вот сейчас как раз, как некогда, нужно осваивать и укреплять все отросли во всех, без исключения, регионов нашей страны. Оказавшись в условиях экономической и торговой изоляции необходимо осваивать и использовать свои территории в полном объёме. Данный законопроект поможет России ещё раз продемонстрировать возможности страны.
Закон, конечно, обсуждали, и не один раз, но почему-то это не привело к долгожданному результату - развитию арктический зоны России. Когда заинтересованы в одном и том же очень много людей, то прийти к соглашению, чаще всего, оказывается чрезвычайно сложно.
На мой взгляд, необходимость принятия закона о развитии арктической зоны России давно назрела. Мы видим, что объем грузоперевозок на Северном морском пути значительно сократился, и многие порты не функционируют. Для сравнения, в Канаде, где также развивают северные регионы, активно внедряются льготы и преференции для бизнеса, что стимулирует экономическую активность. Важно, чтобы и у нас были созданы такие условия, которые бы мотивировали предпринимателей инвестировать в освоение Арктики. Мне кажется, что налоговые каникулы и таможенные льготы могут стать теми самыми инструментами, которые помогут оживить этот регион. Также не стоит забывать о поддержке среднего и малого бизнеса через государственно-частное партнерство — это проверенная практика, которая успешно работает в других странах. Арктика — это не только стратегически важный регион, но и уникальная природная зона, которую необходимо беречь. Принятие закона поможет не только улучшить инфраструктуру и экономику, но и обеспечить устойчивое развитие с учетом экологии и интересов коренных народов. Надеюсь, что этот вопрос будет решен в ближайшее время, и мы увидим реальные шаги в сторону комплексного развития Арктики.
Отрадно видеть, что вопросом развития Арктики уделяется внимание на высоком уровне. Надеюсь, что в новом законе будут прописаны не только экономические, но и социальные аспекты, чтобы жизнь людей в северных городах действительно улучшилась. Ведь комфорт проживания — это тоже важная часть развития.
Интересное предложение о налоговых каникулах для бизнеса в Арктике. Это может стать мощным стимулом для компаний. В других регионах такие меры уже показали свою эффективность, так что стоит попробовать и здесь. Главное — не забыть про экологию.