Правительство планирует увеличить северные морские перевозки грузов
На днях был утвержден комплексный проект развития Северного морского пути. Глава правительства Дмитрий Медведев заметил на одном из совещаний, что это самый короткий путь между Дальним Востоком и Европой, который используется крайне неэффективно.
Между тем его использование ранее было гораздо более полным. Этот путь должен работать на реализацию уникальных транспортно-логистических преимуществ, которые есть в России. Он должен приносить деньги в бюджет и помогать в освоении запасов полезных ископаемых в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике.
Северный морской путь считается самым кратчайшим морским маршрутом из Европы в Азию. На сегодня на его развитие необходима инфраструктура для приема и проводки торговых кораблей. У России есть все шансы на арктическую транзитную монополию. Необходимо вкладывать в ее развитие, иначе ситуация может измениться. Все порты Северного морского пути необходимо оснастить контейнерными терминалами. Также морской транспортной артерии необходим единый оператор для качественной организации проводки судов.
Сейчас Арктикой заинтересованы не только ученые и полярные исследователи, но и политики и крупный бизнес. Большой интерес к Северу начался с глобальным потеплением, который открывает большие перспективы. Во-первых, это Северный морской путь, который по протяженности намного короче пути через Суэцкий канал. В ближайшие десять лет грузопоток будет доведен до 55 миллионов тонн. Так что перспективы на будущее есть.
На сегодня Россия пользуется установкой своих правил в арктических водах в пределах 200-мильной зоны. Также поступает и Канада, у неё уже есть свой путь из Атлантики в Тихий океан, другими словами Северо-Западный проход. Однако трасса Севморпути в некоторых местах заходит за пределы 200-мильной зоны, отсюда и начинаются возражения с таких стран как США. Ситуация может измениться за счет таянья льдов. Кроме того, может увеличиться список заинтересованных за счет Китая, Индии, Сингапура и других стран АТР.
Стоит напомнить, что в 2013 году в КНР была утверждена программа создания своего арктического ледокольного флота. На сегодня флот Поднебесной успешно покоряет арктические просторы. У Китая имеется ледокол класса «Витус Беринг», что в переводе означает «Снежный дракон». В 2012 году он первым из китайских судов прошел по Севморпути в Баренцево море и обратно. Уже в 2013 и 2015 годах пройдены два пробных рейса по Севморпути, которое совершило универсальное грузовое судно "Юн Шэн". Китайские власти намерены завести на этот маршрут от 5 до 15 процентов своего внешнеторгового грузопотока.
«Задача освоения Северного морского пути очень важная. Комплексный проект развития СМП направлен на освоение северных территорий. Но необходимо обязательно предусмотреть эффективную защиту от загрязнения и повысить надежность транзита с мест добычи» - указал премьер.
В настоящее время на морские перевозки грузов северным морским путем выдается свыше 600 разрешений, а объем грузопотока составляет 4 миллиона тонн. По проекту через 15 лет, к окончанию срока проекта, объем грузопотока должен возрасти и составить 80 миллионов тонн ежегодно.
В настоящее время вся нормативная база для реализации проекта сформирована.
К сожалению, сегодня нет полноценно действующей системы регулирования движения судов и защиты морей от загрязнений. А ведь вопрос о защите морской среды поднимался еще на саммите «Большой восьмерки» во время обсуждения вопросов по защите от разливов нефти. Так что работать еще есть над чем – этот вопрос нужно проработать тщательным образом и предусмотреть все возможное и невозможное.
В настоящее время подписано постановление, согласно которому из бюджета на каждого привлеченного работника организация будет получать 75 тысяч рублей из регионального бюджета и 150 тысяч из федерального. А это значит, что в регионе будет больше высококвалифицированных кадров, которые так необходимы при реализации крупных инвестпроектов.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Документы для перевозки груза через таможню
- Перевозка инвалидов
- Действует ли "Перевозка 24" по всей России?
- К 2024 году в России появится новая транспортная система
- Что повлечет за собой ввод в эксплуатацию Северного широтного хода в 2023 году?
- Перспективы Северного морского пути России
- Обновление Северного морского пути будет приносить 7,5 миллиарда рублей в год
- Морские грузоперевозки: особенности, правила оформления
Согласна, что на Северный морской путь стоит правительству обратить внимание, раз он сулит большую выгоду от перевозок. Но предстоит туда вложить массу денег, многое модернизировать, поскольку многое уже утрачено от прежних времен. А завлечь сюда высококвалифицированные кадры возможно только льготами и высокими зарплатами.
Стали развивать, поскольку правительство посчитало, сколько стоит завоз продуктов горючего и прочего сейчас, и сколько это будет стоит через морскую доставку. Разница колоссальная. Отсюда и выгода.
В текущих экономических и жизненных реалиях, — это, конечно же, хорошая новость. Но я не уверена, что она координально, конечно же, что-то изменит, правда.
Читала, что Россия планирует выйти на круглогодичную навигацию по СМП в период 2022-2024 годов. Это, конечно, будет очень выгодно. Лишь бы это было безопасно и опять не сунула свой нос Америка и другие ее "соратники".
Честно говоря, идея развития Северного морского пути давно назревала, и то, что этот проект наконец-то утвержден, внушает оптимизм. Если сравнить с Суэцким каналом, где инфраструктура уже давно налажена и работает как часы, то у нас все только начинается. Однако у России есть уникальное географическое положение, которое, при правильной организации, может обеспечить ей арктическую монополию. Сравнивая с канадским Северо-Западным проходом, видно, что у нас есть все шансы обогнать их по грузопотоку, особенно если учесть изменения климата и уменьшение ледового покрова. Но, конечно, нужно серьезно заняться инфраструктурой — без контейнерных терминалов и единого оператора никак не обойтись. И, конечно, необходимо учитывать экологические риски. Вопросы защиты от загрязнений не должны оставаться на втором плане, иначе это может стать серьезным препятствием для привлечения международных партнеров и инвесторов. Интересно, что Китай уже активно осваивает Севморпуть, и это может быть как вызовом, так и стимулом для ускорения развития нашего проекта. Что касается финансирования, то поддержка со стороны государства в виде субсидий на каждого привлеченного работника — это, безусловно, плюс. Это должно помочь в привлечении специалистов, которых в нашем регионе традиционно не хватает. Очень хочется верить, что через 15 лет мы действительно увидим увеличение грузопотока до 80 миллионов тонн, как это запланировано.
Интересно, как глобальное потепление может изменить маршруты мировой торговли. Северный морской путь может стать альтернативой Суэцкому каналу, но для этого нужно серьезное вложение в инфраструктуру и управление. Не стоит забывать и про экологическую безопасность, особенно в таких хрупких регионах, как Арктика.
Северный морской путь действительно может стать нашим стратегическим преимуществом, особенно учитывая его потенциал в сокращении времени доставки грузов между Европой и Азией. Но без модернизации портов и создания единой системы управления судами это преимущество может быть упущено. Важно не только развивать логистику, но и учитывать экологические аспекты.