Проблемы белорусского автопрома
В конце апреля А. Ярошенко, замминистра экономики страны, сообщил представителям прессы о том, что складские запасы белорусского автопрома выросли до 32 трлн. руб. Сложившееся положение вызывает серьезную обеспокоенность правительства.
В чем причины такой ситуации? Главная заключается в падении реализации на внешних рынках, в первую очередь - российском. Это следствие вступления восточного соседа Беларуси в ВТО, открытия границ и роста конкуренции. Та же картина наблюдается и по продажам продукции в других странах СНГ.
Еще один фактор, отрицательно повлиявший на торговлю грузовыми автомобилями, заключается в переходе России на экостандарт Евро-4. После введения нового регламента, МАЗ был вынужден приспосабливаться к изменившимся условиям.
Вместе с тем, белорусские автомобилестроители, не смотря на значительные трудности, не собираются сворачивать производство. Для решения проблемы ведется активная работа по наращиванию присутствия на рынках других государств. Для достижения успеха есть все необходимое. Продукция белорусских предприятий всегда отличалась оптимальным соотношением «цена – качество», а также невысокими затратами на эксплуатационное обслуживание.
По словам А. Ярошенко, в настоящее время надо уделять еще больше внимания улучшению качества отечественных автомобилей. Поэтому, как сказал замминистра экономики, ситуация со складскими запасами не рассматривается как катастрофическая. Не смотря на то, что нормативный лимит составляет всего 17%, чиновник уверен, что проблема будет решена путем освоения новых рынков, снижения общих затрат на производство и энергетической материалоемкости продукции.
Реализация на внешних рынках карьерных грузовиков БелАЗ также упала в среднем на 50%. По словам замдмректора завода К. Казаченко, подобное положение наблюдается также по российским и прочим производителям автотехники в этом сегменте. Оно связано со снижением объемов добычи в горнорудной промышленности.
Сказывается и падение стоимости золота. Машины этого класса довольно дорогие, в результате не каждый желающий может позволить себе покупку самосвала. Определенный рост реализации ожидается во втором полугодии, в связи с ожидающимся повышением цены на уголь. Но позитивный тренд в этом плане еще не начался, поэтому говорить о каких-то обнадеживающих рыночных тенденциях пока преждевременно. В настоящее время для того, чтобы не допустить возникновения кризисной ситуации, руководство завода ставит задачу освоения перспективных рынков ЮАР, Замбии, Индонезии и Австралии. Это не сможет полностью компенсировать падение российского экспорта, на долю которого приходится 64%. Но позволит заводу пережить тяжелое время.
Еще одно направление работы – открытие зарубежных сервисных центров. В Индии, например, для подобного совместного обслуживающего предприятия уже выделен участок земли. БелАЗ планирует в 2013 году поставить в эту страну 10 самосвалов для угледобывающих компаний. Общая сумма экспорта составит $22 млн.
Кроме того, Индия является для белорусских автопроизводителей очень перспективным направлением. Сотрудничая с местными фирмами, БелАЗ может освоить африканский рынок большегрузных самосвалов, за счет участия в тендерах на поставку машин. Имеется в виду, в первую очередь, Замбия. Эта страна испытывает острую потребность в недорогой продукции высокого качества для добывающей промышленности.
- Белорусские права в России
- Египет и Судан готов эксплуатировать белорусские грузовики и спецтехнику
- Грузовики импортного производства пытаются «сбросить ГАЗ»
- Белорусский автопром запускает в массовое производство уникальные модели спецтехники
- Особенности спецтехники и оборудования для нефтяной отрасли
- Европейский рынок в ожидании новых улучшенных грузовиков МАЗ
Являюсь гражданином РБ, проживаю в г. Могилёве, где расположен филиал РУП "Белаз"по производству скреперов (многотоннажных рудовозов). Ещё недавно проезжая мимо этого завода я видел заполненную транспортом складскую территорию. Сейчас продукция не залеживается. Только выходит с цеха по сборке и сразу отправляется потребителю.
Индия является для белорусских автопроизводителей очень перспективным направлением, сотрудничая с местными фирмами.
Проблемы белорусского автопрома и сейчас не исчезли. И хотя их доля на рынках других государств немного выросла за последнее время, но достаточно спорное качество не дает возможности значительно улучшить результаты.
Если тогда уже была такая печальная ситуация, то о том, что происходит сейчас, и говорить нечего, особенно учитывая ситуацию с санкциями. Индия и Замбия, в принципе, могли бы стать интересным вариантом, но нельзя сказать, что они как-то повлияли на текущую ситуацию.
Весьма интересная ситуация складывается в белорусском автопроме. Ярошенко, замминистра экономики, говорит, что складские запасы выросли до 32 трлн руб. Это, конечно, пугает, но при этом нельзя не отметить, что аналогичные проблемы мы видели и в других странах, когда они начали адаптироваться к новым международным стандартам. Например, в 2010-х годах автопром Индии столкнулся с похожими трудностями при переходе на Евро-4, однако им удалось выйти на новые рынки и адаптироваться. У Беларуси тоже есть потенциал, учитывая их конкурентоспособное соотношение цены и качества. Важно, что они не сидят сложа руки, а активно ищут новые рынки сбыта, такие как ЮАР и Австралия. Это напоминает мне о том, как Китай в свое время успешно освоил африканский рынок, предложив недорогие и надежные машины. По сути, белорусские производители могут повторить этот путь, если правильно расставят приоритеты. Конечно, есть риски, особенно учитывая, что большая часть экспорта приходится на Россию, но диверсификация всегда была ключом к успеху. Ну и открытие зарубежных сервисных центров — это тоже хороший ход, который позволит улучшить обслуживание и укрепить позиции на международной арене. Надеюсь, они смогут справиться с этими вызовами и укрепить свои позиции на глобальном рынке.
Ситуация с белорусским автопромом действительно напоминает те вызовы, с которыми сталкивались другие страны при адаптации к новым стандартам. Важно, что они не теряют времени и пытаются освоить новые рынки, как это когда-то делала Япония, успешно выходя на рынок США. Надеюсь на их успех в этом непростом деле!
Интересно, как Беларусь планирует освоить африканские рынки. Видно, что они учатся на опыте других стран, таких как Китай, который активно работает в этом регионе. Надеюсь, их стратегия сработает и они смогут укрепить свои позиции.