Транспортная накладная с 2021 года
С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление правительства РФ № 2200 «Об утверждении правил перевозки грузов автотранспортом». Данным документом вводится новая форма бланка транспортной накладной, в которой появляется отметка о том, является ли грузоотправитель экспедитором. Возникает закономерный вопрос о том, как работать с новой формой транспортной накладной.
Прежде всего, необходимо внимательно присмотреться к новой форме накладной. Оказывается, в документе появилась еще одна новая графа «клиент», которая указывает на заказчика перевозки.
Вместе с этим появилось изменение в 11-м разделе накладной, которое называется «Транспортное средство». Здесь необходимо указать сведения о типе владения грузовиком, пояснив, либо транспортное средство находится в собственности, либо в аренде, либо в лизинге.
Пока оформление новой формы транспортной накладной вызывает много вопросов. Транспортная накладная является элементом договора перевозки. Документ имеет прямое отношение к статье № 785 Гражданского кодекса РФ, которая называется «Договор перевозки груза». В этой статье указывается лишь на два субъекта договорных отношений. Это отправитель и перевозчик. Понятие
экспедитор и клиент относится главе № 41 Гражданского кодекса, которая так и называется «Транспортная экспедиция».
Новое постановление совмещает в накладные понятия из «Транспортной экспедиции» и «Договор перевозки груза». Эксперты считают, что это может вызвать очень большие риски. Когда компания оформляет очень большое количество транспортных накладных, данный процесс автоматизирован. А теперь приходится оформлять документ с большим количество построчных описаний, который растягивают его объём до трёх страниц.
Не следует игнорировать факт наличия множества писем от федеральной налоговой службы, которых прямо указывается на то, что транспортная накладная является первичным учетным документом. Также в статье 9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учёте» сказано о том, что формы первичных документов компании могут разрабатывать самостоятельно.
Следовательно, форма накладной, утвержденная Минтрансом на сегодняшний день, имеет статус рекомендованной. Новое постановление на нормативном уровне утверждает следующие понятия:
- электронный перевозочный документ;
- электронная транспортная накладная;
- электронный заказ-наряд;
- электронная сопроводительная ведомость.
Но на практике применять эти документы можно будет только с 2022 года, когда вступит в силу изменения в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения.
- Пропечатанные накладные
- По транспортной карте детский билет по цене равен взрослому. Законно ли это?
- Перед Новым Годом снижение цен на перевозки?
- Рост цен в Новый Год
- ООО "Транспортная Логистика"
- Как не «потерять» груз во время перевозки и, какие для этого принять меры
- 12 советов, как выбрать транспортную компанию и не попасть на деньги!
- Закабинные спальники: чей лучше?
- 28 июня состоялась общеевропейская транспортная забастовка
- Недобросовестных перевозчиков ждут новые испытания
Я уже наслышан об этих нововведениях. Тот, кто работает с транспортными накладными, сейчас допускает немало ошибок при оформлении. Но нужно время, чтобы освоить эти новшества.
Новая форма транспортной накладной должна повлиять на качество перевозок. Однако нужно понимать, эта форма должна быть своевременной. Ждём, когда вступит в силу изменения в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения.
Думаю, что целесообразнее было бы ввести единый стандарт для всех видов транспортных накладных. А нововведения (подтверждение исполнения грузоотправителем функций экспедитора и заполнение новой графы «клиент») совсем нелишние, они помогут упорядочить грузоперевозки.
Возможно эти новые правила, которые вводятся -к лучшему, ведь это улучшит правила дорожного движения, особенно важно для перевозок грузов .
Честно говоря, введение новой формы транспортной накладной с первого взгляда кажется излишне сложным, особенно для тех, кто привык к предыдущей версии документа. Вопросы вызывает не только необходимость указывать, является ли грузоотправитель экспедитором, но и добавление новой графы 'Клиент'. Это, конечно, может помочь разграничить роли участников процесса, однако влечет за собой дополнительные сложности в оформлении. Как отметил один из экспертов, совмещение понятий из разных статей ГК РФ может привести к путанице и юридическим рискам. Особенно для тех компаний, которые автоматизировали процесс заполнения накладных и теперь вынуждены перерабатывать свои шаблоны и алгоритмы. Это потребует дополнительных затрат времени и ресурсов. Также интересно, как будет применяться на практике понятие электронного перевозочного документа, ведь его полноценное использование запланировано на 2022 год. В целом, хотя данное постановление и стремится формализовать и систематизировать процесс перевозки, оно, кажется, создаёт больше вопросов, чем ответов. Надеюсь, что внедрение этих изменений будет сопровождаться разъяснительной работой со стороны Минтранса и других профильных ведомств.
На мой взгляд, новая форма транспортной накладной — это шаг вперед к учету всех участников процесса перевозки, но реализация оставляет желать лучшего. Особенно затрудняет работу то, что приходится заполнять дополнительную информацию по транспортному средству. Это напоминает, как в банковской сфере вводят новые формы отчетности, которые сначала вызывают недоумение у пользователей.
Введение электронной транспортной накладной — это, конечно, современное решение, но его откладывание до 2022 года вызывает сомнения в эффективности текущих изменений. Похоже на ситуацию с внедрением электронных паспортов, когда идея хороша, но реализация растянута во времени и вызывает путаницу у конечных пользователей.