В чем причина отставания в развитии дальневосточных портов?
На Дальнем Востоке грузооборот в прошлом году был увеличен на 5 процентов. Между тем в 2014 году прирост грузооборота был 12,2 процента. А это значит, что темпы роста по грузоперевозкам замедлились. Наибольший спад наблюдался при транспортировке контейнеров и генеральных грузов. Но выручила перевозчиков поставка угля, леса, пиломатериалов, а также нефти и сопутствующих продуктов. Кризис не коснулся отгрузки сырой нефти – она возросла на всех терминалах.
Лишь на одном терминале не выросли грузоперевозки (в порту Пригородном). Просто там уже были исчерпаны резервы мощностей. В планах строительство в этом порту еще одного терминала.
Значительно увеличился экспорт угля и кокса в Находке, Шахтерске, Ванине. Увеличился и экспорт леса. И это несмотря на то, что в последние годы мировые цены на него упали. Самое неприятное по итогам прошлого года – падает перевозка контейнеров и накатной техники, а это самый высокодоходный вид груза для морских перевозок. На снижение контейнерных перевозок повлияло в первую очередь ослабление рубля и падение покупательской способности для населения.
Глава информационно-аналитического агентства "ПортНьюс" Виталий Чернов озвучил неутешительные прогнозы по развитию портовой отрасли. По прогнозам экспертов, негативная тенденция по снижению грузоперевозок сохранится и в 2016 году, и это несмотря на то, что на Дальнем Востоке происходят положительные перемены в экономике.
Уменьшение транзита через порты будет идти, но не такими быстрыми темпами, как в 2015 году. Перевозка контейнерных грузов также сократилась, в основном из-за сокращения импорта. Только в Сахалине и Хабаровском крае контейнерооборот остался на прежнем уровне. Сложная ситуация в экономике страны приостановила развитие некоторых проектов. Например, замерло строительство "Большого порта Зарубино", а ведь об этом было объявлено еще в 2012 году на саммите во Владивостоке.
А вот РЖД проводит реконструкцию железнодорожной инфраструктуры в этом регионе. На эти цели руководство РЖД выделило в 2016 году 10,5 миллиардов рублей. В результате пропускная и провозная способность должна увеличиться.
В перспективе экономика в Дальневосточном регионе будет развиваться – появившиеся недавно там свободный порт Владивосток и ТОР буду этому способствовать. Режим свободного порта Владивостока привлекает многих – и бизнесменов, и инвесторов. А это значит, что объем грузоперевозок будет расти вместе с ростом экономики региона.
- Новая программа стратегии развития портовой инфраструктуры до 2030г
- Новые тихвинские вагоны-зерновозы вскоре отправятся на перевозку зерна
- Транспортные перспективы свободного порта Владивосток
- По итогам прошлого года порты Дальневосточного бассейна превысили рост грузооборота всего лишь на 3,4 процента
- Инновационные вагоны решают проблему взаимодействия с портом
Скорей всего снизился спрос за рубежом на продукцию отечественных предприятий, что и повлияло негативно на работу портов и не только на Дальнем Востоке.
Положительно то, что даже сейчас РЖД вкладывает ресурсы в обновление инфраструктуры, наверняка, вложенные средства окупятся.
Планов у государства, как всегда, очень много. Только планы сильно расходятся с их выполнением. Дальневосточный регион слишком далеко находится от Москвы как центра принятия решений. Сейчас надо развивать грузоперевозки не только во Владивостокском порту, но и во всех портовых городах этого региона.
Статья очень интересно поднимает тему замедления роста грузооборота на Дальнем Востоке. На первый взгляд может показаться, что 5% прироста — это неплохо, но если сравнить с 12,2% в 2014 году, то становится ясно, что темпы действительно снижаются. Особенно заметно это в сегменте контейнерных перевозок, где влияние оказывают такие факторы, как ослабление рубля и снижение покупательской способности. Конечно, радует, что отгрузка угля, нефти и леса показывает положительные результаты, но эти категории не настолько доходны, как контейнерные грузы. Ситуация с портом Пригородный тоже вызывает вопросы, ведь потенциал развития там уже достиг потолка. Интересно, как власти планируют решать эту проблему. На фоне этого немного настораживают прогнозы агентства "ПортНьюс" о продолжении спада в 2016 году, но с другой стороны, реконструкция железнодорожной инфраструктуры РЖД и развитие свободного порта Владивосток дают надежду на улучшение. Главное, чтобы эти инициативы действительно привели к росту, а не остались на бумаге, как это произошло с проектом "Большого порта Зарубино". Надеюсь, что положительные экономические изменения в регионе действительно принесут плоды, и грузооборот снова начнет расти более уверенными темпами.
Замедление роста грузооборота на Дальнем Востоке вызывает беспокойство, особенно учитывая спад в сегменте контейнерных перевозок. Реконструкция железнодорожной инфраструктуры — хороший шаг, но хочется верить, что и другие проекты, такие как "Большой порт Зарубино", также получат развитие. Ситуация требует комплексного подхода.
Интересно наблюдать, как на фоне общего спада в грузообороте, экспорт угля и леса продолжает расти. Это показывает, что регион может адаптироваться к изменяющимся условиям. Надеюсь, что такие примеры станут основой для дальнейшего развития экономики Дальнего Востока.