В России наблюдается дефицит водителей грузовиков
Крупные перевозчики жалуются, что нехватка водителей достигла отметки 20 процентов. Это также подтверждают крупнейшие рекрутинговые агентства, по данным которых за последний год количество вакансий увеличилось почти в полтора раза. Водителей не хватает, автотранспорт простаивает, перевозчики терпят большие убытки. Острее всего нехватка водителей для грузовиков массой более 3,5 тонны.
«Эта профессия почти никому не интересна. Водить грузовики, месяцами быть вдалеке от дома, от семьи, ездить далеко, в плохую погоду, по нашим дорогам, ремонтировать машины где-то в глуши своими силами... Никто не хочет этим заниматься. Нет нормальных стоянок, условий для водителей, инфраструктура в этом плане просто ужасная», – говорит глава логистической компании «Маршал» Михаил Белоусов.
Он также отметил, что таких специалистов готовят далеко не в каждой автошколе. Даже не во всех городах можно отучиться на водителя данной категории. Молодежь не идет в профессию, а средний возраст водителя грузовика добрался до отметки в пятьдесят лет. В компании SuperJob тоже говорят об этой проблеме, вспоминая, что три года назад в данной сфере вакансий было в два раза меньше. В этом году в SuperJob ежемесячно появлялось по 5 тысяч вакансий.
Глава официального дилера MAN в России Юрий Желунов считает, что из-за нехватки водителей возникла еще одна проблема. По его словам, из-за многолетнего простоя у грузовиков могут появится проблемы с электроникой и тормозной системой, ведь некоторые машины стоят уже четвертый год, а сейчас простаивает каждый двадцатый автомобиль. Желунов назвал еще одну причину того, почему появился дефицит водителей – отечественный автопром.
«Водители не хотят пересаживаться на отечественные грузовики, так как иномарки комфортнее. Несмотря на надежность тех же КамАЗов, которые не хуже иномарок в плане технических характеристик, они на десятилетия отстают в плане комфорта, а люди за много лет привыкли к Mercedes, MAN, Iveco, Volvo и другим. Западные автопроизводители внимательно относятся не только к начинке, но и к материалам отделки, из которых сделан салон. Внутри современный климат-контроль, удобная посадка, обогрев сидений и спального места, множество высокотехнических устройств. Этого нет в отечественных автомобилях. Единственное достоинство тех же КамАЗов – они проще в обслуживании», – говорит Желунов.
Эту проблему можно было бы решить, нанимая иностранных водителей из Средней Азии, Китая, Вьетнама. Вот только для этого соискатель должен получить патент. Сам документ действует только определенное время и только в том регионе, где его выдали. В таком случае дальние рейсы просто невозможны. Есть возможность оформлять патенты на каждый регион отдельно, но это дорого обходится перевозчикам. Чтобы побороть нехватку водителей и спокойно нанимать иностранцев, законодатели должны изменить правила действия патента или сделать его дешевле.
А вот в рекрутинговой компании Head Hunter говорят, что сейчас вообще вся отрасль грузоперевозок испытывает проблемы с нехваткой персонала. Не хватает не только водителей, но и курьеров, менеджеров, автомастеров, число вакансий за один год выросло на 40, 35 и 15 процентов соответственно. Многие компании находят сотрудников без опыта работы и за свой счет обучают их новой профессии.
- Воровство груза водителем-грузоперевозчиком Копаевым Николаем Олеговичем 12.10.1987 г.р. Забрал груз в Московской области и пропал.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Требуется водитель в Подольск или Развилку
- Требуются Водители категории В,С
- Белорусские права в России
- Какова ситуация в мире с профессиональными дальнобойщиками?
- В России наблюдается дефицит водителей грузовиков
- Как логистический кризис повлияет на авторынок?
- Российским дальнобойщикам не хотят улучшать условия труда
В профессии водителя грузовика много неприятных подводных камней. И хотя заработная плата достаточно высокая, многих это не примиряет с плохим качеством дорог в нашей стране, и долгими разлуками с семьёй. На мой взгляд в первую очередь необходимо увеличить заработную плату, плюс предоставить достойный социальный пакет, тогда желающих станет больше.
Профессия водителей дальнобойщиков всегда была востребована во всех странах мира. Сейчас представлять её в таком виде выгодно тем, кто продвигает идею беспилотной техники, которая изначально была направлена против человека. Но это утопия, а не решение проблемы, которой нет на самом деле!
Отрасль испытывает нехватку водителей, что логично в нынешней ситуации. Я вижу несколько решений этой проблемы. Во-первых, улучшить качество отечественных автомобилей, чтобы они соответствовали европейским стандартам, а во-вторых, увеличить заработную плату и начать обучение водителей по нужным направлениям.
Нехватка водителей на большегрузы - это серьезная проблема. Ведь от качества грузоперевозок зависят и многие другие сферы нашей жизни. При дефиците водителей будет меньше товаров доставляться в магазины, увеличатся сроки доставки через маркетплейсы. Пока проблема еще не заметна для простого обывателя. Но если ничего с ней не делать, со временем станет только хуже.
Ситуация с нехваткой водителей грузовиков действительно стала серьезной проблемой для транспортной отрасли. Напоминает кризис, который наблюдался в авиаперевозках несколько лет назад, когда многие пилоты уходили на пенсию, а новые кадры не успевали замещать их. Тут, кажется, схожая картина. Молодежь не хочет идти в эту профессию из-за отсутствия комфортных условий, и это вполне понятно. Взгляните на западные страны, где дальнобойщики работают в комфортабельных грузовиках с продвинутой инфраструктурой на дорогах. У нас же, как отметил Михаил Белоусов, все по-другому. Также затронута проблема адаптации водителей к отечественным грузовикам. Юрий Желунов подчеркивает, что даже при схожих технических характеристиках, уровень комфорта оставляет желать лучшего. Это напоминает историю с автомобилями Lada и их экспортом. Вроде бы надежные и недорогие, но за границей их покупают неохотно из-за устаревшего дизайна и комфорта. Тем не менее, нельзя игнорировать проблему нехватки кадров в других подразделениях транспортной индустрии. Как упоминает Head Hunter, это касается не только водителей, но и курьеров, менеджеров, автомастеров. Это говорит о необходимости комплексного подхода к решению проблемы, начиная с изменения образовательной системы и заканчивая улучшением условий труда. Возможно, стоит рассмотреть опыт других стран, где подобные проблемы решались через государственные программы по поддержке и обучению кадров.
Проблема нехватки водителей грузовиков напоминает мне ситуацию в строительной отрасли, где тоже постоянно не хватает квалифицированных специалистов. Там также пытаются привлекать иностранных рабочих, но бюрократия затрудняет процесс. Думаю, что с транспортной отраслью ситуация схожая, особенно с учетом патентов для иностранных водителей.
Я вижу, что проблема с водителями грузовиков связана не только с условиями труда, но и с самой привлекательностью профессии. Молодежь не хочет идти туда, где нет перспектив роста и комфорта. Возможно, стоит больше инвестировать в развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, чтобы сделать эту работу более привлекательной.