Влияние кризиса в Китае на мировое производство спецтехники
Всем хорошо известно, что в мире все явления находятся между собой в тесной связи. Притом, взаимодействие может быть не обязательно явным. Скорее, наоборот, большая часть причинно-следственных нитей скрыта от постороннего глаза и работает косвенно.
Может быть, поэтому некоторые утверждения кажутся, мягко говоря, не слишком правдоподобными.
Например, высказывание о том, что кризис экономики Китая отрицательно сказывается на уровне производства спецтехники. Допустим, его влияние на рынок цветных и черных металлов, угольную промышленность, добычу полезных ископаемых, в первую очередь, нефти, еще как-то можно себе представить. Но при чем здесь какие-то самосвалы или бетоновозы? Да, все понимают, что Китай – большая страна, но не до такой же степени!
Можно долго рассуждать на тему геополитики и мировой экономики, приводить многочисленные статистические данные, рисовать графики и диаграммы. Но подобное объяснение больше подходит для специалистов. Поэтому лучше рассказать обо всем простыми словами, без нагромождения цифр.
Последние двадцать лет экономика Китая развивалась ускоренными темпами. При этом только сравнительно недавно аналитики стали обращать внимание на одну характерную особенность этого «рывка». Интенсификация была совершена без учета основных рыночных законов. Зарубежные капиталы в страну тоже не привлекались. Прогресс был достигнут, образно говоря, по приказу партии. То есть, в основном, под жестким давлением правительства. Для достижения цели использовались бюджетные средства, частные фирмы кредитовались государством.
Апогей развития пришелся на 2010 год. Рост валового национального продукта превысил отметку 10%! Страна производила так много товаров, что весь мир оказался буквально завален дешевым китайским экспортом. Для его изготовления требовалось большое количество металлов, угля, нефти и прочих видов сырья. Поэтому не удивительно, что в итоге именно китайцы, как ведущие потребители, стали в значительной степени определять цены не только на выпущенную ими продукцию, но и на это самое сырье.
С 2012 года правительство Китая начало реализацию грандиозной строительной программы. Планировалось возведение огромного количества объектов, как жилых, так и промышленных. Под государственные проекты создавалось столь же большое число различных строительных и архитектурных учреждений. А также производственных фирм, выпускающих спецтехнику и оборудование. Все перечисленные компании на организацию своей деятельности получили кредиты из бюджета на очень выгодных условиях. В итоге к 2014 году из внутреннего валового продукта Китая на одно жилищное строительство расходовалась невероятная доля – 10,4%! В мировой истории данный «рекорд» был превзойден только один раз – в 2006 году Испания тратила на этот сектор экономики 12,5% ВВП.
Кончилось это тем, чем и должно было закончиться. Приход на внутренний рынок в сфере строительства громадной массы дешевых государственных денег привел к тому, что средства осваивали «все, кому не лень». Было построено большое количество квадратных метров промышленной и жилой недвижимости. После чего предложение значительно превысило спрос.
Причины такого дисбаланса кроются не только в интенсивных темпах строительства, а еще и в низкой покупательной способности населения. Средний китайский труженик никогда не обладал значительными средствами. Конечно, расхожая фраза о том, что в Поднебесной рабочий «вкалывает за миску риса» далека от действительности. И, тем не менее, покупка жилья – дело не простое. Для сравнения доходов достаточно привести один пример. Китаец, работающий на автомобилестроительном заводе в Китае, зарабатывает в день 12 долларов. Это ровно столько, сколько немец на таком же заводе в Германии получает за один час.
А те граждане Китая, которые «при деньгах» - они ведь не могут покупать квартиры и дома до бесконечности. Да и жилье эконом-класса их вряд ли интересует. Поэтому рано или поздно пришло время, когда стоимость всего построенного резко упала. В такой ситуации многочисленные строительные фирмы начали всеми способами избавляться от малоликвидных квадратных метров, срочно распродавать остатки, из-за чего цены снизились еще больше. Как следствие, объемы возведения новых объектов сократились почти на 80%.
Такое резкое снижение больно ударило по производителям строительных материалов, оборудования и спецтехники. На этих предприятиях тоже начали значительно уменьшаться объемы производства. Что повлекло за собой снижение потребления сырья и топлива - тех самых компонентов, которые не только добываются в Поднебесной, но и в больших количествах импортируются из-за границы.
Таким образом, китайский кризис обрушил не только «свои», но и зарубежные горнодобывающую, нефтегазовую и угольную промышленности. А также стал причиной серьезной паники на рынке метизов.
Дальше все просто. Обвальное сокращение импорта сырья и топлива в стране с таким прежде огромным потреблением, как Китай, неминуемо привело к уменьшению добычи в государствах-экспортерах указанных товаров. А для меньшего уровня добычи требуется меньше и спецтехники. Поэтому спрос на нее тоже начинает падать – и, согласно законам рыночной экономики, сокращается предложение. То есть, производство. По всему миру закрываются заводы- изготовители спецмашин, растет число безработных. Население становится беднее и уже не может покупать столько товаров народного потребления, как раньше. Производство этих товаров тоже падает … и дальше ситуация становится похожей на снежный ком. Или, если речь идет о таком огромном государстве, как Китай, на лавину в горах. Вот почему специалисты опасаются, что кризис в отдельно взятой (но очень большой!) стране может спровоцировать кризис во всем мире. При этом особенно пострадают экономики развивающихся стран, таких как Индия или Бразилия.
Сказанное совсем не значит, что глобальный кризис неизбежен. Мировое сообщество научилось, если не полностью предотвращать, то хотя бы минимизировать последствия таких явлений. К тому же на межгосударственном уровне давно существуют механизмы координации действий. Вопрос только в одном - насколько эффективно все это будет использовано. И уж наверняка надо быть готовыми к тому, что на уровне отдельно взятой страны не получится обойтись без непопулярных решений.
- Поиск спецтехники в аренду без посредников
- Предлагаю аренду сайта по аренде спецтехнике в СПБ
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Что требуется для создания бизнеса по аренде спецтехники, в качестве диспетчерской службы?
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Влияние коронавируса на аренду спецтехники
- Кто первый начал производство спецтехники?
- Специфика покупки подержанной спецтехники в лизинг
- Опрос дилеров спецтехники: итоги с начала кризиса и перспективы на 2016 год
- Анализ рынка сервисных услуг спецтехники
Честно говоря, удивлен что в Китае кризис. Видимо я так мало интересуюсь новостями об этой стране. Но все равно любой кризис в первую очередь влияет на производство спецтехники.
Такой как в Китае кризис для нас это даже не начало развития, у нас поговаривают рабочий день сокращать на отдельных предприятиях чтобы зарплату не платить в полном объёме, в Китае хотят четырёхдневную ввести чтобы люди отдыхая развивали своими тратами сферу обслуживания, вот и задумаешься где кризис
Любой кризис в любой стране поднимает на поверхность все проблемы, которые лежали и ждали своего часа. Что касается Китая, то умение быстро подстраиваться по реалии, умение быстро менять ориентиры, поможет китайцам и сейчас извлечь выгоду из сложившейся ситуации. У них есть ресурс, которого нет почти нигде: люди. А это дешёвая рабочая сила. На этом была построена экономика большого количества иностранного производства. И изоляция Китая, как всегда, в первую очередь ударит не по китайцам, а тем, кто использовал из труд. Китайцы найдут кому предложить свои услуги, а вот те кто от них отказался (изолировал) вряд ли найдут им замену
Читая статью, сразу вспоминается ситуация с ипотечным кризисом в США в 2008 году. Там тоже казалось, что экономика на подъеме, пока рынок недвижимости не стал слишком перенасыщен. В Китае схожая ситуация, только масштабы больше. Интересно, как подобные кризисы влияют на другие страны, особенно на те, кто завязан на экспорте в Китай. Например, Россия, как один из крупнейших поставщиков нефти, может почувствовать на себе последствия сокращения китайского спроса. А еще мне кажется, что проблема кроется в избыточном вмешательстве государства в экономику. Это напоминает мне о советской плановой экономике, где тоже было много «приказов сверху», но в итоге это не всегда приводило к стабильности. Важно, чтобы Китай учел уроки прошлого и нашел баланс между государственным регулированием и рыночной свободой. Ведь в противном случае, это может привести к еще более серьезным последствиям для всей мировой экономики.
Читая статью, вспомнил о ситуации в Японии в 90-х, когда бум в строительстве закончился кризисом. В Китае, похоже, повторяется похожий сценарий. Надеюсь, что международное сообщество сумеет минимизировать последствия и извлечь уроки для будущего.
Очень интересно! Китайский кризис действительно напоминает лавину, о которой говорится в статье. Это классический пример того, как избыточное государственное вмешательство может привести к экономическому перекосу. Особенно впечатляет, как один кризис в одной стране может вызвать цепную реакцию в других отраслях и странах.