Влияние коронавируса на аренду спецтехники
В мире бушует пандемия коронавируса. Главные очаги инфекции – в США и Европе. Не обошла беда стороной и Россию. Люди болеют и умирают. И, конечно же, финансово страдает бизнес. Меняются курсы валют, закрываются заводы, вводится карантин, фирмы переходят на удаленную работу.
Как можно оценить работу компаний, сдающих спецтехнику в аренду? Если в двух словах, то эпидемия влияет и на эту сферу, но пока еще не в полной мере. На конец марта некоторые крупные предприятия, с парком порядка полторы-две сотни машин, работали в обычном режиме. Более того, к указанному времени даже поток клиентов, бывает, оставался практически прежним, на уровне сделанных ранее прогнозов.
Многие фирмы перешли на работу в удаленном режиме. Оставляют в офисе одного-двух дежурных, которые отвечают на звонки. Заказчики, кстати, сами стараются свести личные контакты к минимуму. Хотя за документами, все-таки, надо приехать.
По словам руководителей, сложившаяся ситуация имеет один очевидный плюс. Появляется возможность проанализировать внутренние процессы, разобраться, какие «узкие места» можно улучшить. И вообще, пока еще есть время приспособиться к возникающим трудностям.
Пандемия это форс-мажор?
1.04.20 г. в новостях прошла информация о том, что премьер-министр РФ М. Мишустин, на совещании с членами правительства, сказал: «Меры по борьбе с распространением коронавируса в России могут рассматриваться как форс-мажор по договорам аренды». Имеется в виду, что арендодатели должны отсрочить платежи или снизить арендные ставки, а муниципалитетам рекомендовано уменьшить имущественные налоги. Но это касается частной коммерческой аренды торговых площадей! О спецтехнике пока что речь не идет.
Могут ли арендодатели спецтехники и для себя тоже считать сложившуюся ситуацию форс-мажором? Это вопрос к юристам. Потому что в Гражданском кодексе нет четкого определения обстоятельств непреодолимой силы. Хотя в ст. 401, п. 3 ГК РФ их явными признаками называются чрезвычайность и непредотвратимость (более подробное разъяснение – в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. №7).
В общем, ситуация непростая. Да, она пока далеко не катастрофическая. Но, насколько затянется такое положение, никто не знает. Особенно тяжело что-то говорить о северных районах России, где еще не начался строительный сезон.
Кто заплатит за услуги спецтехники в карантин?
Впрочем, одна проблема у арендодателей уже обозначилась. Это вопросы по дебиторской задолженности. Многие арендаторы стали считать, что в сложившейся ситуации не обязательно платить за аренду техники и сервисное обслуживание. Другие расходы, с их точки зрения, важнее. Поэтому приходится тратить много сил и времени на решение вопросов по деньгам. Нельзя быть «добреньким», если не хотите потом отвлекаться на разбор дела в арбитражном суде.
Арендаторов тоже можно понять. Из-за того, что пока нет полной ясности относительно валютного курса, некоторые строительные объекты могут заморозить. Скорее всего, появится дефицит в иностранных специалистах. Меры по ограничению распространения коронавируса уже привели к трудностям с перевахтовкой персонала.
Основные угрозы на рынке аренды спецтехники
Пессимистичный сценарий заключается в том, что многие фирмы, сдающие в аренду спецтехнику, могут просто не выдержать накопления долгов. Поскольку кассовые разрывы закрывать будет нечем, останется только закрыться самому. Особенно трудно придется тем, кто любил снижать цены, давал большие рассрочки, «прощал» клиентам ремонты. Сразу станет видно, кто умеет работать эффективно, а кто предпочитает популистские меры, лишь бы набрать побольше заказов.
С другой стороны, нет худа без добра. Если курс доллара повышается, то новая спецтехника будет предлагаться по более высоким ценам. А, значит, аренда машин станет более актуальной. Еще один положительный момент заключается в перспективах интернет-ресурсов. Много людей вынуждены оставаться дома. Но ведь жизнь не кончается! Они пользуются интернетом. Не секрет, что арендодатели до сих пор использовали возможности Сети далеко не в полной мере. Изоляция – хороший стимул для развития цифровых технологий и в данном секторе. Уже работающие онлайн-фирмы привлекут новых заказчиков и расширят ассортимент услуг. Плюс, наверняка, в интернете появится много новых компаний.
Состояния рынка спецтехники в России на 2020 год
Сегодняшнюю ситуацию можно считать уникальной. Не секрет, что в последнее время участились высказывания специалистов о том, что мировая экономика плавно «въезжает» в очередной кризис. Пару месяцев назад эта самая экономика получила «ускоряющий пинок» от пандемии коронавируса, после чего она в указанную катастрофу влетела «на всех парах» и с оглушительным треском.
Тем не менее, не все так плохо. Даже в сравнении с кризисными 2008-м и 2015-м годами, можно обнаружить положительные моменты. Хотя среди производителей опять будут пострадавшие, притом, немало. Но будут и выжившие, намного более многочисленные. Они станут сильнее и мудрее. Как это произойдет, не может сказать никто, ситуация слишком неопределенная. Так что прогноз до конца года, опубликованный ниже, не претендует на звание истины в последней инстанции. Это всего лишь одно из мнений. Которое, однако, основано на анализе положения дел, а потому – имеет право на жизнь.
Предыдущие кризисы
Вспоминая кризис, начавшийся в августе 2008 года, надо сказать, что для многих фирм он оказался неожиданным. Тогда многие ушли с рынка за каких-то полгода. Кто именно? Прежде всего, те, кто работал неэффективно. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на одном направлении, они распылялись на несколько. Затраты на рекламу превышали разумные пределы. Складские площади ломились от неликвидов. Присутствие в интернете было минимальным. Вместе с ними «почили в бозе» и некоторые успешные компании – им не повезло с контрагентами. Тем не менее, большинство, все-таки, смогли преодолеть негатив.
В 2015 году шок уже не был настолько сильным, т.к. рынок определенным образом подготовился к кризисным явлениям. В то время тоже валюта поднялась в цене, а нефть, наоборот, опустилась. Однако банкротств насчитывалось заметно меньше. И снова со сцены ушли, в первую очередь, неэффективные «слабаки».
Начало 2020 года
В нынешнем году, не смотря на «кликушество» по поводу приближающегося кризиса, прогнозы по спецтехнике звучали, в общем, в благоприятных тонах. Ожидалось что продажи будут и далее расти, хотя по поводу увеличения темпов все высказывались очень осторожно. В Caterpillar, подытоживая 2019 год, вообще говорили, что «экономическая неопределенность пока еще сохраняется». По поводу Северной Америки, британское Off-Highway Research предсказало нестабильность реализации строительных машин и оборудования. В Росспецмаш убеждали, что без финансовой поддержки российские заводы могут сократить объемы производства.
А потом началась пандемия. Что можно сказать «навскидку»?
В принципе, не надо быть большим пророком, достаточно элементарных знаний рынка, чтобы сказать следующее. В ближайшие пять-шесть месяцев объем ввозимой продукции сократится в несколько раз. При этом, китайские компании окажутся в выигрыше. Пиковая точка коронавируса у них уже позади (правда, приходят известия о «второй волне», но с этим еще надо разбираться). Главное, что их заводы уже восстанавливают работоспособность. Объемы, конечно, пока далеки от прежних. Однако, китайцы вполне готовы поставлять продукцию в Россию. Это не глупые люди, они наверняка захотят воспользоваться проблемами европейских и заокеанских производителей (только бизнес, ничего личного).
О Европе, США и Канаде пока что-то говорить преждевременно. Пусть сначала закончится изоляция. Начнут работать фабрики, тогда можно будет делать выводы и прогнозировать. На сегодняшний день некоторые европейские заводы (Palazzani, Wacker Neuson, Hinowa и другие) уже закрыты. По Америке данных нет. Но, судя по тому, что эта страна выходит в лидеры по числу зараженных, то похоже, что идет к тому же.
Мировые производители анализируют свою логистическую и ценовую политику, как общую, так и в отношении поставок в Россию. Наверняка будет изменение стоимости машин и комплектующих, с учетом «плавающего» рубля. Цена поднимется. На китайские бренды меньше, на европейские больше. Компании, сумевшие локализовать производство на российской территории, окажутся в более выгодном положении. Хотя за импортные комплектующие и им придется платить дороже.
Если государство не позаботится о серьезной финансовой и законодательной поддержке производителей, то многие из них могут не продержаться до конца «черной полосы».
Рынок запасных частей также будет затронут кризисом. Спрос упадет. Причины? Во-первых, номенклатура на дилерских складах наверняка сократится. Во-вторых, небольшим фирмам будет трудно «потянуть» новую стоимость. Как следствие, рынок «серых» запчастей начнет развиваться активнее, чем прежде.
Свет в конце тоннеля
И все же, в будущее надо смотреть с оптимизмом. Сейчас российская экономика намного уверенней «стоит на ногах», чем в 2008-м и даже в 2015-м году. Налоговые поступления выросли, в разы увеличилась оцифрованность, многие производства локализованы. По валютным резервам страна занимает 5-е место в мире, по ВВП – 6-е. Да, будет трудно, однако большинству государств придется еще тяжелее.
Великая депрессия длилась с 1929 по 1939 год. С тех пор кризисы сотрясают общество приблизительно раз в десятилетие. Статистика утверждает, что средняя продолжительность «черной полосы» - чуть меньше, чем полтора года. Так что, без паники, переживем и это.
Прогноз на будущее рынка спецтехники после карантина
Любой прогноз в настоящий момент будет «гаданием на кофейной гуще». Пандемия еще не прошла свой пик. Надо смотреть, как будет развиваться ситуация. Даже положение на сегодня пока не позволяет делать глобальные выводы. В частности, еще и потому, что работа арендных компаний – сезонная. Есть время застоя, которое длится где-то с конца ноября до конца апреля. А потом строители получают финансирование и берут технику в аренду, начинается активный период.
Среди «подводных камней» чаще всего называют значительное падение рынка и вынужденное понижение арендных ставок, которые рассчитываются в рублях. А также – повышение стоимости запасных частей. Они, в основном, в евро. Ожидается, что кратко- и среднесрочные планы по закупке новой техники и расширению деятельности окажутся под большим вопросом. Это, опять-таки, из-за большой волатильности курса рубля и общей напряженности в стране.
В Европе уверены, что рынок аренды спецтехники просядет на 30-50%. В России высказываются приблизительно в том же ключе. Хотя с началом осени прогнозируется оживление. Фирмы с кредитными и лизинговыми обязательствами окажутся в сложном положении. Рост курса доллара «потянет» за собой вверх стоимость закупок. Притом, не только на зарубежную технику, но и на российскую, на которую ставят импортные узлы. Подорожают запчасти. Логично было бы, по данной причине, поднять и плату за аренду. Однако, все понимают, что в условиях кризиса это нереально.
Арендодатели работают по разным схемам. Одни берут предоплату. Им будет труднее. Другие получают деньги после того, как техника отработала срок по договору. Этим намного проще, даже не смотря на бушующий кризис. Но они очень сильно рискуют.
В общем, чем скорее пройдет пандемия, и чем эффективнее будет действовать правительство РФ, тем легче будет арендодателям пережить этот кризис.
Из всего, сказанного выше, можно сделать два вывода. Во-первых, никто не знает наверняка, как будут развиваться события. Да, ожидается падение рынка, но на какую «глубину» и когда начнется подъем, более-менее точно сказать невозможно. Во-вторых, ясно, что без поддержки правительства арендодателям придется очень тяжело, и далеко не все фирмы переживут «черную полосу». Но данный сектор, на сегодняшний день, не относится к тем, кому предоставляются льготы.
Что делать? Обращаться за помощью в соответствующие организации, вплоть до правительства РФ. Только просьба должна быть коллективной. Причем не от четырех-пяти компаний, а от сорока-пятидесяти. Так вернее, что ее услышат «наверху».
Новости о работе во время карантина из-за коронавируса
Периодически публикуются новости о том, как влияет коронавирус на перевозки людей и грузов, работу спецтехники и организаций, связанных с транспортом.
10.04.20 г. Грустные новости для компаний, предлагающих в аренду спецтехнику. По сообщению губернатора Московской области А. Воробьева, с 13 апреля все строительные работы полностью приостанавливаются. Имеется в виду возведение новых детских садов, многоквартирных домов, школ. Будут продолжать работу только «необходимые предприятия». Распоряжение выдано в рамках мероприятий по ограничению распространения коронавируса.
10.04.20 г. В Москве, начиная с 13 апреля, парковка для работников медицинских учреждений будет бесплатной. Перечень лиц составляется в медицинских учреждениях столицы, для передачи в городской Департамент здравоохранения.
11.04.20 г. Соруководитель рабочей группы при Национальной технологической инициативе С. Жуков в официальном письме предложил мэру столицы С. Собянинову, для борьбы с коронавирусом, использовать дроны. Отмечается, что, с помощью этой летающей спецтехники можно отслеживать места скопления людей, дезинфицировать потенциально зараженные объекты, доставлять лекарства и анализы. Если груз весит меньше 1 кг, а расстояние – до 10 км, то транспортировка обойдется значительно дешевле, чем любым другим ТС. В ближайшее время НТИ проведет тестовые полеты.
12.04.20 г. С этого дня на въездах в столицу начали дежурить наряды ГИБДД. Пока что они только уточняют у водителей причину приезда в Москву. Кроме того, въезды в Москву и федеральные трассы контролирует ОМОН.
12.04.20 г. Сотрудники коммунальных служб столицы проводят сплошную дезинфекцию всех дорожных покрытий, парковок, тротуаров, межквартальных проездов и дворовых территорий. Подчеркивается, что применяемые препараты – безопасные, из списка Роспотребндзора.
13.04.20 г. По информации замначальника ГУОБДД МВД России О. Понарьина, прием экзаменов на получение удостоверения, дающего право управлять ТС, временно приостановлен. В качестве главной причины называется прекращение работы автошкол из-за пандемии коронавируса. На какой срок действует запрет, не сообщается. Решение о его отмене будет принято после стабилизации обстановки.
13.04.20 г. С 13 по 19 апреля в Подмосковье (округ Шатура) проводится оперативно-профилактический рейд «Опасный груз». Его цель – снижения ДТП с участием ТС, перевозящих опасные грузы. Особо тщательно будут осматривать машины, занятые перевозкой взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей.
13.04.20 г. По данным статистики, в течение марта в России почти на 18% снизилась реализация новых грузовых автомобилей. Среди пяти лидеров, только «Урал» остается в плюсе (39,2%). Остальные (КамАЗ, ГАЗ, Volvo, Scania) в минусе. В следующие пару месяцев улучшения ситуации не ожидается. Что будет дальше, специалисты прогнозировать не берутся.
13.04.20 г. В Курганской области на региональных автодорогах до 12 мая ограничивается движение большегрузных ТС (более 5 тонн на любую ось). Это связано с весенней просушкой. Грузовикам массой выше 3,5 тн запрещено ездить по грунтовым дорогам. На перевозку продуктов, лекарств и некоторых других важных грузов ограничение не распространяется. Также из-за весенней распутицы ограничено движение грузовиков в Красноярске.
13.04.20 г. Министр энергетики РФ А. Новак предложил не менее, чем на 6 месяцев, запретить ввоз в РФ дешевого бензина. По словам чиновника, такие же ограничения вводятся и в других странах, в качестве антикризисных мероприятий. Таким образом, будет поддержана нефтеперерабатывающая отрасль, сохранятся рабочие места, не остановятся заводы. Правительство одобрило данную инициативу. В ближайшие дни ожидается выход соответствующего распоряжения.
- Перевозки между Украиной и Россией
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Президент "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин о перспективах развития автогиганта
- Пандемия корректирует мировой рынок тяжёлой спецтехники
- Влияние коронавируса на аренду спецтехники
- На помощь инфекционистам пришли фермеры с тракторами
- О будущем среднетоннажников ГАЗель-3309 и ГАЗ-3308 Садко
В Вологде, пока все спокойно. Все сидят дома, изолируются. Сам в сельском хозяйстве, работаем, готовимся к посевной. Выдали пропуска на выезд и въезд в город, но город пока открыт. Стройки и вся спецтехника стоит. Всем здоровья!
Уникальность ситуации влияет и на выработанные меры как государственной поддержки бизнеса, так и понимания внутри его организационных связей, кризис пройдёт и все заинтересованы чтобы предприниматели остались.
Аренда в нынешней ситуации не сильно востребована, а точнее вообще не актуальна. Думаю что все измениться со снятием карантина, все станет на свои места.
Читая статью, понимаешь, насколько пандемия коронавируса оказала влияние на все сферы бизнеса, даже такие специфические, как аренда спецтехники. Мне кажется, что сейчас для многих компаний настал момент истины, когда выявляются все слабые места и неэффективные стратегии управления. Например, в 2008 году кризис показал, что компании, которые не могли адаптироваться, быстро исчезали с рынка. Сейчас ситуация похожая, и, возможно, те, кто сумеет использовать цифровые технологии и оптимизировать бизнес-процессы, смогут не только выжить, но и укрепить свои позиции. Конечно, вопрос форс-мажора остается актуальным, особенно в юридическом плане. Однако, как показывает практика, успешные компании всегда находят лазейки и пути решения проблем, даже если это связано с пересмотром договоренностей. Важно, что в статье говорится о необходимости коллективного обращения к властям, потому что в одиночку справиться с такими вызовами будет крайне сложно. Это напоминает мне о том, как в других отраслях, например, в авиации, компании объединяются, чтобы защитить свои интересы перед государством. В общем, ситуация непростая, но при правильном подходе и с поддержкой государства можно пережить этот кризис с минимальными потерями.
Интересная статья, освещающая текущие проблемы рынка спецтехники в условиях пандемии. Вопрос форс-мажора действительно сложный, и его решение требует участия юристов и коллективных усилий отрасли. Любопытно, как цифровизация и интернет-ресурсы могут помочь справиться с текущими вызовами. Важно не упустить момент и использовать его для модернизации бизнеса.
Ситуация с арендой спецтехники в условиях пандемии заставляет задуматься о необходимости пересмотра бизнес-моделей. Открывается окно возможностей для тех, кто готов инвестировать в онлайн-платформы и удаленные сервисы. Возможно, это станет толчком для развития новых стандартов в отрасли. Интересно будет наблюдать за дальнейшим развитием событий и адаптацией компаний к новым реалиям.