Водитель-дальнобойщик: квалификация имеет значение
На сегодня остро поднят вопрос о том, что беспилотные грузовики вытеснят и со временем и уничтожат профессию водителя. Беспокойства водителей не напрасны, так как консалтинговая группа КПМГ в России и СНГ прогнозирует внедрение автономного транспорта четвертого уровня (когда шофер совсем не должен следить за дорогой) уже в течение ближайших 3-10 лет на маршрутах со стабильно высоким грузопотоком. Однако стоит напомнить, что беспилотники, которые тестируют сегодня различные компании - это совсем не то, что под этим словом понимается в идеале.
Пока это лишь просто высокоавтоматизированные транспортные средства со всеми элементами обычной машины: рулем, коробкой передач и т.д. В беспилотниках будущего не предусмотрено даже место для водителя, поэтому перед производителями стоит главная задача - разработка надежных беспилотных моделей и их серийное производство.
Второй задачей становится подготовка в достаточном количестве программистов, которые будут обслуживать такой автопарк. Третьей - значительные инвестиции транспортных компаний в покупку беспилотных машин. И следующая задача, без выполнения которой все предыдущие не имеют смысла - это готовая цифровая дорожная инфраструктура. Согласно оценкам ассоциации "Цифровая эра транспорта", стоимость цифровизации 100 километров автодорог может достигать миллиарда рублей только на первоначальном этапе. Так что с уверенностью можно сказать, что профессия дальнобойщика будет востребована на рынке еще долгое время.
На сегодня транспортно-логистическая отрасль испытывает острую нехватку профессиональных кадров. По статистике, большая часть кандидатов на должность водителя категории "Е" старше 45 лет. Доля молодежи до 35 лет эта категория водителей не превышает 20 процентов. Данная проблема касается не только России, но и Европы в целом. Профессия дальнобойщика угасает с каждым годом и теряется её значимость.
Если рассматривать регионы России, то картина складывается разная. Например, в Северо-Западном федеральном округе соотношение кандидатов и вакансий примерно одинаковое, а вот в Москве, Приволжском и Центральном округах сложился "рынок соискателя". Решить проблему с кадрами можно только более высокой зарплатой.
Сейчас чтобы работать дальнобойщиком, нужно получить специальное образование. Для этого достаточно пройти обучение в автошколе, сдать экзамен и получить водительские права категории Е. К тому же нужно иметь опыт управления грузовым автомобилем не менее трех лет. Стоимость курсов - от 12 до 24 тысяч рублей, для начинающих специалистов это довольно существенная сумма.
Может, стоит развивать специальные образовательные программы на государственном уровне? Например, ввести бесплатное обучение в средних специальных учебных заведениях по специальности "водитель-профессионал". Безопасное и экономичное управление грузовиком, фурой с прицепом либо автопоездом имеет свои особенности.
Кроме умения работать с техникой, дальнобойщик обязан знать основы законодательства, регулирующие грузоперевозки в России и на экспорт, правила перевозки грузов разного вида: продуктов питания, животных, опасных веществ и т.д. К тому же у дальнобойщиков большая ответственность. Он отвечает за товар в несколько миллионов рублей и за транспорт, стоимость которого достигает десятки миллионов.
Необходимо для усовершенствования подготовки водителей удешевить вход в профессию. Можно разделить обучение на профессионалов и просто любителей. Стоит внедрить программу наставничества, где применяются интерактивные тренажеры. Наставник должен сопровождать новичка не только во время стажировки, но и на протяжении последующих трех месяцев. Он должен оценивать качество и безопасность вождения, обучает экономичному и эффективному управлению автомобилем.
В Европе садиться за руль грузовика запрещено без серьезного дополнительного обучения и соответствующей аттестации. Однако в России пока нет разделения водителей на любителей и профессионалов. Возможно, с его применением существенно повысится безопасность на дорогах. Проблему с кадрами может решить и полный соцпакет, «белая» зарплата и обеспечение безопасности. Ни для кого не секрет, что 70 процентов перевозок в России осуществляется по «серым» схемам.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Перспектива появления беспилотных грузовиков
- Беспилотные грузовики станут помехой на дороге
- КАМАЗ вступил в Арктику на беспилотных грузовиках
- К 2033 году автодороги Земли могут заполонить беспилотные грузовики
- Беспилотные грузовики выдавят водителей с рынка труда
Беспилотные автомобили, мечта любого владельца транспортной компании. Исчезает огромное количество проблем связанных с человеческим фактором. Иметь дело с машинами и механизмами, намного проще чем с людьми.
Смена водителей на беспилотный транспорт так же как и в компьютерной индустрии вызовет потребность массы рабочих мест и квалифицированных сотрудников, пройдёт замещение одних специальностей на другие.
До полной замены водителей беспилотным транспортом еще очень и очень далеко. Прежде всего, потому что дорожное полотно в нашей стране неоднородно и в пути возникает множество неожиданных факторов, которые автопилот не сможет обработать. Так что пока бояться нечего.
Пока что звучик как утопия. Чтобы прям полностью убрать водителя и отправить груз по трассе доверившись беспилотному автомобиля - ну хз, хз... Если даже и будет такое, то не в ближайшие 10 лет точно. Пока что этот процесс, насколько я понимаю, застопорился.
Интересная статья! Мне кажется, что внедрение беспилотных грузовиков действительно может изменить транспортно-логистическую отрасль, но не так быстро, как многие думают. Прежде всего, стоит учесть, что четвертый уровень автономности - это очень сложная задача, требующая не только технических достижений, но и значительных изменений в законодательной базе. Сравните это с авиацией, где автоматизация достигла высокого уровня, но пилоты все еще остаются обязательными на борту. Технологии развиваются быстро, но реальность такова, что для полной замены человеческого фактора понадобится больше времени. Кроме того, подготовка цифровой инфраструктуры - это огромные инвестиции, и не каждая страна сможет быстро адаптироваться к новым требованиям. В этом контексте профессия водителя будет оставаться актуальной, особенно в регионах с низкой плотностью цифровых дорог. Также стоит учитывать, что даже с появлением беспилотников, нужны будут специалисты для их обслуживания и мониторинга, что открывает новые возможности на рынке труда. Это как с появлением банкоматов: казалось, что они вытеснят кассиров, но на деле просто изменили формат работы банков.
Я согласен, что профессия дальнобойщика переживает кризис, но беспилотники - это не панацея. Проблема в том, что даже при наличии технологий, рынок может не успеть адаптироваться к таким изменениям. Как показывает опыт других стран, внедрение новых технологий всегда сопровождается ростом требований к квалификации работников. Образовательные программы и обучение - ключ к успешной адаптации к изменениям.
Тема беспилотников действительно интересна, но я бы не спешил с выводами о скорой замене водителей. Мы видим, как в других отраслях автоматизация идет бок о бок с человеческим трудом. Например, в сельском хозяйстве дроны и автоматизированные системы пока не заменили полностью фермеров, а лишь помогают им. Также и с грузовиками: пока не будет полной уверенности в безопасности и надежности, водители останутся в кабине.