За перевес придётся расплатиться грузовиком
Борьба с нарушителями за перевес автотранспорта на российских дорогах может стать еще жестче. Предлагают в некоторых случаях ввести конфискацию грузовиков. Данное предложение пока в отраслевом докладе, подготовленном специалистами московского Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ).
Ужесточение мер по борьбе с нарушителями за перевес автотранспорта необходимы, так как крупногабаритный и тяжеловесный грузовой транспорт несет повышенную безопасность на дорогах. Грузоперевозки автотранспортном занимают ведущее место в России. В 2018 году на крупногабаритный и тяжеловесный транспорт пришлось около 50% перевозимых грузов в стране, что составило 5,5 млрд. тонн.
Парк грузового транспортного средства в 2019 году составил 6,5 млн. единиц, а в 2018 году – 6,4 млн ед. Таким образом прирост данной категории составил 200 тысяч единиц техники. Однако на практике количество автомобилей, которые не оборудованы для перевозки в качестве крупногабаритного транспорта, легко используются и даже превышают указанную величину.
Главным условием отнесения автомобиля к тяжеловесному транспортному средству является превышение одного из двух параметров: полной массы или нагрузки на ось. Если превышение нормы достигает более 2 %, то в таком случае владельцы должны иметь спецразрешение. Однако, что делать если данного документа нет? Может быть под угрозой конфискации грузовика перевозчики перестанут игнорировать перевес?
Около 75% автодорог нашей страны рассчитаны на сетевую нагрузку до 6 тонн и только 25% на нагрузку до 10 тонн и 4% - на 11,5 тонн. Повышение осевых нагрузок при эксплуатации грузовых автомобилей влияет на разрушение дорожного покрытия, что влечет за собой увеличение государственных расходов на их восстановление. Ежегодный ущерб автодорогам от перегруженного транспорта составляет 2,6 трлн. рублей, что превышает в 1 трлн. рублей общегосударственные средства, выделяемые в виде компенсации по статье «Дорожные фонды».
От состояния дорожного покрытия зависит не только от уровня безопасности на дорогах, но и от сохранности автотранспорта и перевозимого груза. Ущерб от перегруженного транспорта даже превышает общегосударственные средства на 1 трлн рублей. Ущерб наносится и на экономику страны из-за снижения безопасности дорожного движения.
Плохое состояние дорожного покрытия – главная причина ДТП с тяжелыми последствиями для экономики и населения. Согласно данным НИИАТ, суммарные затраты на перевозку грузов в 2018 году составили около 6,0 трлн. рублей. Учитывая соотношение размера затрат и наносимого ущерба автодорогам улучшить состояние дорожной сети просто нереально. Поэтому обеспечить сохранность автодорог – это задача как работников дорожной отрасли, так и грузовладельцев.
Грузоперевозчики совместно с грузоотправителями неоднократно стараются превышать допустимые нормы осевых нагрузок почти в 2 раза. Такие нарушения приводят к разрушению дорожного полотна, а также инженерных сооружений и мостов.
В некоторых европейских странах, рассчитанных на осевые нагрузки 11,5 тонн, за превышение весовых параметров без компенсации вреда дорожной сети перевозчиков наказывают лишением лицензии и даже с конфискацией транспортного средства с дальнейшим недопущением на рынок перевозок. Для водителей крупногабаритного грузового транспорта предусмотрено специальное обучение.
Эксперты уверены, что в нашей стране меры для возмещения вреда от перевозок недостаточно эффективны. Сбор за проезд большегруза осуществляется по системе «Платон» по федеральным трассам, а вот по региональным трассам и местного назначения контроль за нарушителями ведется слабо.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Во Франции запретили превышение рабочего времени водителя грузовика
- За перевес придётся расплатиться грузовиком
- Министр транспорта РФ Евгений Дитрих предлагает новые формы наказания за перегруз
- Создание системы автоматического весогабаритного контроля: стоит ли переходить на среднетоннажные автомобили?
Очень хорошее предложение! На дорогах и так в последнее время стало много аварий, а если еще водители большегрузов будут пренебрегать правилами перевозок, аварий может стать в два и три раза больше!
Ребята, а никого не смущает цифра в 2%. Для России это ничто, а вот проверка станет еще одной коррупционной возможностью. Такие маленькие допуски приведут только к набиванию карманов и ничему более.
Дороги мало по малу в последние годы стали приводить в порядок и очень жаль наблюдать как они разрушаются под действием перегруза, особенно в жаркую погоду, меры конфискации конечно жесткие, но при серьезном перегрузе могут быть и эффективными возможно.
Я тоже полностью согласна, что очень хорошее предложение. На дорогах очень много грузовиков с перевесом и поэтому в наше время очень много аварий на дороге.
Когда речь заходит о перевесе автотранспорта, я вижу, что в России ситуация становится все более напряженной. Недавнее предложение о конфискации грузовиков - это серьезный шаг, который может изменить правила игры. На первый взгляд, это напоминает строгие меры, которые уже применяются в некоторых европейских странах, например, в Германии, где за превышение весовых параметров могут лишать лицензии. Однако в России ситуация несколько другая. Наши дороги не всегда рассчитаны на такие нагрузки, и это приводит к значительным расходам на их ремонт. Глядя на статистику, становится ясно, что ущерб от перегруженного транспорта превышает выделенные средства на дорожные фонды на целый триллион рублей. Это колоссальная сумма, и без строгих мер решения этой проблемы не видно. Конфискация грузовиков может стать тем самым рычагом, который заставит перевозчиков учитывать нормы и заботиться о дорожной инфраструктуре. Однако, как обычный пользователь, я задаюсь вопросом: насколько это реально реализовать в нашей стране? Ведь система "Платон" показала, что на федеральных трассах контроль ведется более-менее адекватно, но на региональных дорогах ситуация оставляет желать лучшего. Важно помнить, что любые нововведения должны быть тщательно проработаны, чтобы не навредить добросовестным перевозчикам. Надеюсь, что в будущем найдется баланс, который позволит сохранить дороги и поддержать экономику в целом.
Читая статью, сразу вспоминаю опыт таких стран, как Швеция, где на дорогах строго контролируют осевые нагрузки. Пример конфискации грузовиков может стать действенным средством. Но, как мне кажется, это палка о двух концах. Главное здесь - не перегнуть с жесткостью, чтобы не пострадали те, кто действительно старается соблюдать правила.
Интересно, что предложение конфисковывать грузовики за перевес обсуждается всерьез. Это напоминает меры, которые уже существуют в Италии, где такие нарушения караются особенно строго. Но в России, с учетом состояния дорог, это может стать важным шагом к улучшению ситуации. Главное - обеспечить контроль и прозрачность в реализации таких мер.