Дорожные грейдеры, назначение и устройство
Грейдер — спецтехника, предназначенная для выравнивания поверхности, а также снятия верхнего слоя и его перемещения к месту укладки. Такие машины могут отличаться по ходовому оборудованию, производительности, мощности двигателя и его расположению, а также колесной формуле и иным характеристикам. Ниже рассмотрим, что это за техника, для чего она нужна, и как классифицируется. Отдельно разберем параметры наиболее популярных российских моделей.
Оглавление
Что такое грейдеры
Простыми словами, автогрейдер—самоходная техника, используемая для планировки / профилирования территории, перемещения верхнего слоя земли, снежной массы и стройматериалов. Решение всех задач происходит с помощью специального отвала, установленного на рамной части авто.
По команде оператора он может подниматься, опускаться или поворачиваться по горизонтали / вертикали. В отличие от прицепной техники, автогрейдеры имеют все необходимые узлы для самостоятельной работы, а отвал — гидравлическое / механическое управление.
Периодически к категории грейдеров относятся так называемые скреперы. Но это разные машины, отличающиеся по назначению и конструктивным особенностям. Кроме того, грейдер не относится к категории бульдозеров, а всего лишь является ответвлением такой техники.
Область использования
Читайте также: Гигант бульдозер Катерпиллер Д11Р (Cat D11R)
Грейдер — универсальная машина, способная выполнять широкий спектр задач в сфере строительства, возведения дорог, при выполнении земляных работ и в сельском хозяйстве. Техника активно используется для обустройства дорог или взлетных полос аэропортов. Ее применение позволяет планировать и проводить профилирование разных территорий, выравнивать грунт и разные основания.
В целом многие компании предпочитают купить грейдер для решения следующих задач:
- Удаление снега с поверхности.
- Очистка территории от стройматериалов.
- Подготовка основания при строительстве железной дороги, гидротехнических или иных сооружений.
- Разрыхление слежавшегося грунта.
- Оформление стен ямы.
- Ремонт гравийных / грунтовых дорожных покрытий.
- Мелиорация земель.
- Перемещение дорожно-строительных или иных материалов.
- Создание небольших насыпей высотой до 1 метра.
- Нивелирование дорожных оснований.
- Разработка и смешивание материалов на начальном этапе подготовки стройплощадки.
- Прокладка и очистка кюветов.
- Профилирование / планировка грунтовых поверхностей.
- Удаление верхнего слоя растительности.
- Очистка дороги от ледяной корки и т. д.
ВажноС толстыми слоями лучше справляются бульдозеры, а грейдеры больше рекомендуются для выравнивания верхней части грунта.
Выбор модели осуществляется с учетом типов планируемых работ. К примеру, для работы на глиняных почвах лучше использовать транспорт с максимальной производительностью, а на песчаных достаточно легких машин.
Классификация автогрейдеров
Читайте также: Автогрейдер SEM 919, надежный и производительный
При выборе любых отечественных грейдеров ДЗ или транспорта других марок необходимо учитывать особенности техники. Условно она классифицируется по многим признакам, среди которых вес, число осей, способ передвижения и другие. Ниже рассмотрим основные критерии выбора.
По ходовому оборудованию
Условно все грейдеры делятся на несколько категорий:
- Автогрейдеры — самоходные машины, которые имеют раму с двигателем и трансмиссией, кабину и другие элементы полноценной техники. В зависимости от назначения могут комплектоваться дополнительным оборудованием для очистки снега, создания откосов удлинения отвалов и т. д.
- Прицепные грейдеры — техника, которая не способна самостоятельно перемещаться. Как правило, такие грейдеры тянет трактор или другая техника. Главная рама принимает на себя тягу основного транспорта. Подобные машины имеют меньшую маневренность, скорость и производительность. Также для управления такой техникой необходимо два человека. Плюс в том, что прицепные грейдеры имеют более доступную цену.
- Полуприцепные — грейдеры без передней оси. В них «голова» рамной части соединяется с шаровым шкворнем, а часть нагрузки передается к раме тягача.
По производительности
При выборе грейдеров необходимо ориентироваться на производительность, которая определяется по трем характеристикам: вес, мощность мотора и размеры отвала. С учетом этих критериев выделяются следующие категории:
- Легкий. Комплектуются отвалами на 2,5-3 м, имеют вес до 9000 кг и мощность мотора до 80 кВт.
- Средний. Такие машины комплектуются моторам до 130 кВт, имеют отвалы на 3-3,5 м и массу до 13 000 кг.
- Тяжелый. В эту группу входят устройства, имеющие вес до 19 000 кг, мотор до 185 кВт и габариты отвала на 3,5-4,5 м.
- Сверхтяжелый. К этой группе относятся наиболее тяжелые и самые мощные автогрейдеры с максимальным размером отвала.
По мощности двигателя
Цена грейдера во многом зависит от мощности силового агрегата. Условно все машины делятся на три категории по этому параметру:
- Малой мощности— комплектуются силовым агрегатом до 100 кВт.
- Средней мощности— оборудованы двигателем с мощностью от 100 до 150 кВт.
- Большой мощности — в таких моделях установлены моторы от 160 до 200 кВт.
В отдельную группу можно отнести сверхмощные агрегаты, у которых рассматриваемый параметр может достигать 300 и более кВт.
По расположению двигателя
Дорожные грейдеры условно классифицируются по расположению силового агрегата. Здесь возможны следующие варианты:
Переднее. Силовой агрегат находится спереди. Это классический вариант расположения, отличающийся лучшей устойчивостью и удобством эксплуатации.
Заднее. В этом случае силовой агрегат находится в задней части транспорта. Актуален в случае, когда нужно создать большую нагрузку на рабочий элемент транспорта.
По колесной формуле
Все автогрейдеры также классифицируются по колесной схеме, от которой зависит усилие техники и способности по разравниванию участка. Условно формула состоит из трех цифрX-Y-Z, где X-количество осей с управляемыми колесами, Y-число ведущих колес, а Z-количество осей. Популярные схемы:
- 1х2х3;
- 1х3х3.
Во всех типах грейдеров передние колеса всегда управляемые.
Устройство автогрейдеров
Конструктивно грейдеры состоят из нескольких основных узлов: рама и отвал, трансмиссия, гидросистема и кабина для оператора. Кратко рассмотрим особенности каждого из узлов.
Двигатели и трансмиссия
Большинство автогрейдеров комплектуется простыми и надежными моторами, способными работать в любых условиях с мощностью в широком диапазоне. В качестве трансмиссии устанавливаются гидромехника, которая повышает КПД мотора и уменьшает затраты горюче-смазочных материалов. В колесных ступицах предусмотрены гидравлические моторы, что позволяет грейдерам легко перемещаться в сложных дорожных условиях и обеспечивать хорошее сцепление с грунтом.
Гидравлика
На многих моделях техники установлена гидравлика, позволяющая экономить горючее, уменьшить износ колес, снизить пробуксовку и продлить время рабочего цикла.
Рама отвала
Главным рабочим элементом техники является отвал, который может устанавливаться под разным углом. Рамная часть, как правило, выполнена в коробчатом сечении, что повышает ее мощность и позволят использовать разное навесное оборудования. Приводные зубцы круга обрабатываются ТВЧ, отличаются износостойкостью и выдерживают чрезмерные нагрузки. Крепление поворотного круга и рамы осуществляется с помощью опорных башмаков.
Система управления
Оператор контролирует работу автогрейдера из кабины, отличающейся хорошей обзорностью. Она находится на передней части рамы.
Управление основными элементами осуществляется с помощью специальных рычагов и кнопок. Принципы обустройства кабины и особенности управления зависят от модели. В среднем уровень шума внутри составляет 70-90 дБ, а высота кабины такова, что позволяет находиться внутри даже стоя.
Навесное оборудование
Главной особенностью автогрейдеров является универсальность и возможность выполнения разных задач. Для их реализации может потребоваться применение навесного оборудования. К основным устройствам, которые крепятся к технике, можно отнести:
- Откосник. Предназначен для среза кювета и создания откосов необходимой формы.
- Отвал. Используются для сглаживания и выравнивания поверхности.
- Бульдозер. Обеспечивает копание, планировку и перемещение слоя земли.
- Очиститель кюветов. Предназначен для очистки от снега.
Доступны и другие варианты навесного оборудования, которое подбирается с учетом выставляемых задач и возможности крепления на применяемой технике.
Технические характеристики популярных российских грейдеров
Современный рынок предлагает большой выбор грейдеров, отличающихся по размерам, техническим и функциональным особенностям. К основным можно отнести.
Грейдер ДЗ-98
ВажноОдной из самых популярных моделей считается грейдер ДЗ 98— тяжелая спецтехника, предназначенная для перемещения больших массивов земли, выравнивания поверхности и решения иных задач.
Его применяют при строительстве ж/д дорог, в разработке грунтов, подготовке участка под строительные работы и т. д. Техника оборудована поворотным отвалом, что позволяет выровнять площадку за небольшой промежуток времени. В базовой комплектации предусмотрено разное навесное оборудование, расширяющее возможности техники.
К техническим характеристиками автогрейдера ДЗ 98 стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Длина / высота отвала, м | 4,1 / 0,7 |
Клиренс, см | 35 |
Количество скоростей вперед / назад | 6 / 6 |
Максимальная скорость вперед / назад, км/ч | 41 / 47 |
Радиус разворота, м | 18 |
Уклон удержания ручником, град. | 15 |
Двигатель | ЯМЗ 238 НДЗ, дизель |
Мощность, л. с. | 240 |
КПП | механическая |
Колесная формула | 1х2х3 |
Топливный бак | 485 |
Вес, т | 19,8 |
Автогрейдер ДЗ-98 имеет ряд преимуществ, а именно многодисковые колесные тормоза, передний ведущий мост, не полностью поворотный вал, регулируемая коробка и несколько модификаций (ДЗ-98В, ДЗ-98ВМ и другие).
Грейдер ДЗ-122
Не менее востребованным является грейдер ДЗ 122. Техника предназначена для обустройства строительных насыпей и углублений автомобильных ж/д дорог, создания корыта для дорожной одежды, ремонта и содержания дорожного покрытия, чистки дороги от снега и т. д. Машина комплектуется специальным оборудованием:
- Грейдерный отвал для выполнения основных работ.
- Бульдозерный отвал, необходимый для перемещения грунтов и строительных материалов, засыпке и создания насыпей, очистки дороги от снежного покрова.
- Кирковщик — требуется для плотных грунтов, ремонта изношенных дорожных участков и выполнения иных видов работ.
К техническим характеристиками автогрейдера ДЗ 122 стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Длина / высота отвала, м | 2,527 / 0,86 |
Клиренс, см | 48 |
Количество скоростей вперед / назад | 4 / 2 |
Максимальная скорость вперед / назад, км/ч | 43 / 25,2 |
Радиус разворота, м | 6,5 |
Уклон удержания ручником, град. | 15 |
Двигатель | ЯМЗ 236, D260, Deutz |
Мощность, л. с. | 165 - 221 |
КПП | механическая |
Колесная формула | 1х2х3 |
Топливный бак | 230 |
Вес | 14,6 |
Автогрейдер ДЗ 122 комплектуется удобной кабиной управления, которая комфортна и максимально безопасна для водителя. Здесь предусмотрены стекла с большой обзорностью, имеются системы защиты ROPS и FOPS, снижающие риск повреждения оператора и т. д.
Для создания оптимального микроклимата применяется отопитель, позволяющий поддерживать нормальную температуру внутри кабины даже зимой. Устройство также имеет несколько модификаций, а именно 122А, 122Б, 122 Б-1 и другие.
Грейдер ДЗ 180
Автогрейдер ДЗ 180— модифицированная версия ДЗ-143. Главное назначение направлено на работы с грунтом и иными типами покрытия. В качестве главного рабочего элемента используется бульдозерный нож. Техника применяется для разрушения старых покрытий, смешивания грунта, обустройства дорожного полотна, создания дорожных насыпей, очистки покрытия от снега и т. д.
К главным особенностям модели стоит отнести:
- Возможность полного разворота.
- Шарнирно-сочлененная рама.
- Применение бульдозерного отвала в качестве базового оборудования.
- Комфортная кабина, в которой учтены все требования по эргономике и комфорту.
- Продуманное остекление, позволяющее контролировать рабочий процесс.
- Наличие хорошего освещения и возможность установки фары-прожектора.
К техническим характеристиками автогрейдера ДЗ 180 стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Длина / высота отвала, м | 3,74 / 0,62 |
Клиренс, см | 40 |
Количество скоростей вперед / назад | 6 / 2 |
Максимальная скорость, км/ч | от 4 до 43 |
Радиус разворота, м | 12,5 |
Уклон удержания ручником, град. | 15 |
Двигатель | ДЗ 180, Д-260.2 |
Мощность, л. с. | 130 |
КПП | механическая / гидромеханическая |
Колесная формула | 1х2х3 |
Топливный бак | 250 |
Вес | 12,5 |
В зависимости от назначения устройство может комплектоваться разными типами отвалов (бульдозерными и грейдерными), очистителем снега, кирковщиком, рыхлителем и другими механизмами.
Итоги
Дорожные грейдеры — незаменимые помощники в строительстве дорог, смешивании грунта, создании боковых канав и кюветов, планирования площадей, очистки дорог от снежной массы и т. д. При выборе нужно учитывать тип применяемого оборудования, особенности мощности, производительности и другие параметры.
Цена техники может колебаться в широком диапазоне (от 20 до 50 тысяч долларов), но для выполнения точечных задач достаточно посуточной аренды интересующей модели.
- Повышение штрафов за нарушение правел дорожного движения
- Услуги грейдера
- Автогрейдеры CASE: обзор и цены
- Технические характеристики автогрейдера отечественного производства
- Ускоренное строительство дорог с грейдерами CASE и CAT
- Самые большие грейдеры в мире
- Техника нового поколения из Китая: обзор и характеристики
Почему-то передние лопаты на грейдеры, идут как дополнительное оборудование. И за это надо доплачивать. Хотя раньше, шло все вместе. Цена на грейдер не изменилась, а доп услуги появились.
Грейдер просто незаменим в зимнее время для очистки дорог от снега и льда. Эта мощная техника отлично справится с работой. Машина многофункциональная и практичная.
Конечно, ни одно из автодорожных предприятий не может обойтись без грейдера, особенно в зимнее время года. А представленные типы грейдеров смело можно отнести к лучшим. Приятно осознавать, что это техника отечественного производителя.
Очень интересная статья о грейдерах! Меня особенно впечатлило, как подробно расписаны различные типы этой техники и их применение. Грейдеры действительно играют ключевую роль в строительстве дорог, и их можно сравнить с швейцарским ножом в мире строительной техники. Они выполняют множество задач, от выравнивания земли до очистки территорий. В этом плане они напоминают полиморфные машины, которые можно адаптировать для выполнения различных функций, как это происходит с экскаваторами или бульдозерами, но с большей точностью. Особенно интересно было узнать про разные колесные формулы и как они влияют на маневренность и производительность техники. Это, конечно, напоминает выбор между разными типами шасси в автомобилях, где каждый тип имеет свои плюсы и минусы. Если говорить о российских моделях, таких как ДЗ-98 или ДЗ-122, то они, похоже, имеют все шансы конкурировать с зарубежными аналогами благодаря своей надежности и универсальности. Было бы интересно сравнить их с популярными моделями от Caterpillar или Komatsu, чтобы понять, как они справляются в различных условиях. В любом случае, понятие "грейдер" стало для меня более ясным, и теперь я лучше понимаю, почему их так ценят в строительной отрасли.
Статья напомнила мне о важности правильного выбора грейдера для конкретных задач. Это как выбрать правильный инструмент для работы — каждый грейдер имеет свои особенности, и важно учитывать условия, в которых он будет использоваться. Впечатляет, насколько технологически продвинутыми стали современные модели.
Интересно, что грейдеры и бульдозеры часто путают, хотя у них разные задачи. Грейдеры больше подходят для точной планировки и профилирования, в то время как бульдозеры справляются с более грубыми работами. Это как сравнивать скальпель и топор в хирургии — у каждого своя роль.