Volkswagen с заботой о «Группе ГАЗ»: какова цена участия?
«Группа ГАЗ» от «Базового элемента» Олега Дерипаски по итогам 2017 года сумела повысить объёмы продаж лёгких грузовиков на 5% и выйти на показатели в 56617 единиц реализованного коммерческого автотранспорта. Годовой отчёт Ассоциации европейского бизнеса продемонстрировал устойчивую тенденцию роста результатов волжского автопроизводителя, сохранявшуюся в течение всего года.
Наиболее удачным решением, способствующим финансовой реанимации «Группы ГАЗ», безусловно, является новая линейка облегчённых грузовиков Next. Впрочем, достигнутые показатели вовсе не являются примером успешной бизнес-деятельности. Скорее всего – это отличный старт для будущих свершений лидера российского автопрома.
Совместное управление
Попыткой удержать свою долю рынка являются переговоры с немецким автопроизводителем Volkswagen. Всерьёз ли намерена «Группа ГАЗ» продать часть своих акций европейскому автоконцерну – факт пока неподтверждённый. Не разглашается и объём миноритарной доли, которой в будущем сможет распоряжаться Volkswagen. Информагентство ТАСС, ссылаясь на неизвестный источник, предоставивший информацию агентству Reuters, делает заключение о поиске Олегом Дерипаски достойного партнёра для своей компании. Безусловно, на территории России явных претендентов на данную роль нет. «Группа ГАЗ» на сегодняшний день не имеет в своём составе акционеров, входящих в число мировых автоконцернов и обладающих правом влияния на управление компанией за счёт владения существенным пакетом акций. Контрольный пакет «Группы ГАЗ» принадлежит корпорации «Русские машины», которая входит в группу «Базовый элемент».
Большие планы на ближайшую перспективу
В поиске выхода на полноправное партнёрство с западноевропейскими автоконцернами российский автозавод в 2010 году заключает соглашение с Daimler AG – признанным лидером европейского автомобилестроения, который в то время занял первое место в Германии по обороту. Это позволило создать с Volkswagen Group Rus совместное производство в Нижнем Новгороде и запустить в 2011 году в серию Mercedes-Benz Sprinter – коммерческого грузовика для региональных перевозок грузов.
Новые совместные проекты предполагали развитие и легкового сегмента автомобилестроения, но риски кризисного периода вынудили придерживаться более сдержанной бизнес-политики. И лишь в прошлом году подписывается договор на продолжение сотрудничества в области контрактного производства легкового транспорта вплоть до 2025 года. Volkswagen начинает поставки фирменных моторов, устанавливаемых на грузовики семейства Next. Эра сближения двух автогигантов поступательно набирает обороты. На новом этапе к действующему контракту с «Группой ГАЗ» подключается Volkswagen Truck & Bus. Пока это лишь соглашение о намерениях. Но подобный документ свидетельствует не только о доверии со стороны потенциальных партнёров, а также о возможности реализации новых амбициозных проектов русского автопрома, в частности, производство средних и тяжёлых грузовиков и автобусов большого класса.
Возможные риски покроет государство
В 5 дивизионов «Группы ГАЗ» входит 13 предприятий, которые обеспечивают доход в 150 млрд руб. Объёмы продаж грузовиков растут. Но не такими темпами, которые фиксирует главный российский конкурент – ПАО «КАМАЗ. В данном случае стабильность определяет перспективы: стоимость акций компании в течение последнего года увеличилась на 20%.
В Национальном агентстве промышленной информации прогнозируют ряд событий, которые станут следствием продажи «Группой ГАЗ» своих активов иностранному партнёру:
- создание конструкции коммерческих грузовиков с привлечением единой платформы;
- использование общей компонентной базы, включающей расширенный набор номенклатуры комплектующих узлов и агрегатов;
- расширение объёмов поставок на внешние и внутренние рынка грузовиков «ГАЗ», оснащённых узлами Volkswagen: обоюдная выгода и для российской и для немецкой стороны в качестве дополнительного сбыта;
- Volkswagen получает шанс безопасного освоения необъятного российского рынка: поддержка государства, заинтересованного в процветании одного из столпов отечественного автопрома, в данном случае, обеспечена.
В заключение
Международная консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants оценивает потенциал российского авторынка чрезвычайно высоко. Действия Volkswagen не ограничиваются уже физическим присутствием. Германию интересует существенная доля нашего национального рынка с последующим получением дополнительных прибылей и выгод, извлечённых из локального присутствия на территории России.
Приобретение пакета акций приведёт к изменению бизнес-системы немецкого концерна. На место контрактной формы взаимодействия придёт новая модель, обеспечивающая вхождение в структуру «Группы ГАЗ». В этом случае, произойдёт максимальное сближение двух партнёров и европейскому концерну. В случае неудачи, уже не удастся сохранить свободу действий и избежать рикошета последствий экономической политики российских властей.
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Осенние испытания для MAN Truck & Bus завершились успешно
- Ожидаемые перспективы грузовика «ГАЗель NEXT 4,6»
- Знакомство с изотермическим фургоном
- Группа ГАЗ» продолжает совершенствовать модельный ряд коммерческого транспорта
- Отечественные автопроизводители впечатлили своими новинками
Серьезный подход для сближения двух компаний, имеющих успехи на протяжении нескольких лет в своём развитии, могут дать новый толчок и новые векторы к их развитию и никак по другому.
Не знаю, как там развиваются дела с поставками немецких запчастей, узлов и агрегатов. Но вот приобретать пакет акций ПАО "ГАЗ" при такой нестабильной ситуации в российской экономике, Volkswagen пока не рискнул и сомневаюсь, что подобное сближение состоится пока происходят все эти хороводы с антироссийскими санкциями.
Учитывая современные мировые тенденции, автопроизводителям тяжело обойтись без интеграции с международными компаниями. Поэтому, Группа ГАЗ выбрала верный путь, но не стоит ограничиваться лишь опытом сотрудничества с Volkswagen.
Надеюсь , что вышеупомянутое правда произойдет и в скором времени будет производство средних и тяжёлых грузовиков и автобусов большого класса. Хотя брать пакет акций ПАО "ГАЗ" в нынешней ситуации пока не стану , лучше немного подождать и увидеть , что будет в будущем.
Интересно наблюдать за развитием Группы ГАЗ и их стратегией по привлечению западных партнеров. На фоне роста продаж легких грузовиков на 5%, кажется, что компания нашла правильный подход. Новая линейка Next действительно выглядит перспективно, и, возможно, это только начало для компании. Переговоры с Volkswagen напоминают мне ситуацию с Renault и их сотрудничеством с АвтоВАЗом, которое в итоге принесло много пользы обеим сторонам. Думаю, если все сложится удачно, это может стать отличным шагом для ГАЗ, особенно учитывая поддержку государства. С другой стороны, риски тоже немалые, но если судить по опыту других компаний, таких как Tata Motors, которые тоже активно сотрудничают с западными производителями, потенциал для успеха велик.
Здорово видеть, как российский автопром ищет пути для интеграции с крупными европейскими концернами. Такой подход может дать хороший импульс для развития, хотя и несет определенные риски, как это было с PSA и Opel.
Сотрудничество ГАЗ с Volkswagen напоминает мне альянс между Nissan и Mitsubishi, где обе стороны смогли извлечь выгоду из совместных проектов. Надеюсь, и здесь результат будет столь же успешным.