Автобус «Неман» из Лиды
В 1984 году радиопромышленное ведомство СССР открывает в районном центре Белоруссии городе Лиде новый автосборочный завод. Предполагалось, что предприятие будет заниматься сборкой и гарантийным обслуживанием передвижного военно-ракетного комплекса на колёсном ходу.
После событий 1991 года лидский завод вынужден был перепрофилироваться тем более, что российская сторона предложила участие в сборке автобусов ЛиАЗ-5256 для пригородных перевозок.
Через 10 лет, в 2002 году на базе предприятия возникает ОАО «Лидские автобусы «Неман» и всего год назад компания официально становится частью ОАО «МЗКТ» - минского завода колёсных тягачей. Сегодня с конвейера лидского автопредприятия сходят семь моделей пассажирских автобусов большого и среднего класса.
Появлению белорусской продукции на российском рынке предшествуют политические события. Автозаводу пришлось переориентировать маршруты экспортного сбыта с Украины на Россию учитывая то обстоятельство, что реализация на российском рынке автобуса малого класса Неман-4202, произведённого на базе шасси IvecoDaily, достаточно перспективна.
Особого внимания заслуживает пригородный автобус большого класса Неман-520123, имеющий весьма большое сходство со старым добрым Икарусом 250. Его массовое производство началось в 2014 году. Поэтому внешние параметры вполне отвечают современным представлениям о дизайне автотранспорта, предназначенного для пассажирских перевозок пригородного направления.
Масштабное панорамное остекление выполнено из тонированных стеклопакетов, создающих в салоне уютную атмосферу. Ветровое стекло сплошное, без перегородок, увеличивает эффективность обзора. С последних моделей МАЗов списаны плавные линии передней маски, широкий горизонтальный рейсоуказатель и аккуратные блок-фары.
Двухдверный кузов относится к вагонному типу. Его прочность обусловлена стальным каркасом, поверхность и внутренние полости которого обработаны антикоррозийным составом. Решетчато-ферменное основание конструкции облицовано листом из оцинкованное стали. Шумоизоляции способствует нанесение на днище и колёсные арки шумопоглощающей мастики. Салон рассчитан на 70 пассажирских мест. 44 пассажирских кресла расположены на подиуме. Спинка кресла откидывается назад на достаточно широкий угол. При желании пассажир вполне сможет устроиться поудобнее для отдыха и незаметно для себя вздремнуть. Кондиционирует воздух 25-киловатный агрегат фирмы Diavia. Пять калориферов и батарей конвекторов, расположенных по бортам салона, даже при аномально низких температурах быстро прогреют воздух салона и не дадут пассажирам замёрзнуть.
Водитель чувствует себя вполне комфортно благодаря просторному рабочему месту, изолированному от пассажиров сплошной перегородкой. Водительское кресло приобретает индивидуальный характер за счёт множества регулировок и пневматической подвески. Весь этот набор благоприятного комфорта позволяет водителю устроиться с удобством по своему желанию.
Кстати, при настройке сиденья стоит обратить внимание на педаль моторного тормоза, которая устроена под вытянутую ногу отдельно от стояночного. Широкий обзор зеркал заднего вида позволяет водителю контролировать оптимальное пространство. Рычаг коробки передач расположен не совсем удачно. Он занимает и без того узкий проход к водительскому креслу. Для водителя предусмотрен двухточечный ремень, выполненный по аналогии с пассажирским ремнём безопасности. На приборной панели удивительным образом совмещены современный многофункциональный монитор, фиксирующий показатели силового агрегата и стрелочные приборы советского образца: спидометр и манометр. Специалисты уже отметили довольно приличное качество сборки приборной панели, хотя её дизайн и использованные материалы не являются совершенством.
Представляя автобус Неман-520123 на российский рынок, белорусский автопром «козыряет» импортной компонентной базой новой разработки. ДВС Deutz TCD2013 мощностью 290 л. с. соответствует экологическому классу Евро-4. В комплекте с ним идёт КП ZF 6S 1200 на 6 ступеней и мост Raba 718.75, передаточное число которого составляет 5,44. По мнению производителей, ведущие механизмы и агрегаты зарубежного исполнения многократно увеличивают срок эксплуатации и уровень надёжности всех технических параметров белорусского автобуса.
При этом стоимость автобуса повышенной комфортабельности для пригородных перевозок не превышает 6,5 млн рублей. Цена на первый взгляд немалая, учитывая, что отечественные производители могут предложить похожий по техническим характеристикам вариант в два раза дешевле.
Однако, нельзя игнорировать импортные комплектующие, установленные не в качестве единичного механизма, а в совокупной целостности, благодаря которой на выходе получился технический монолит. Безусловно, последние образцы белорусского автопрома не радуют глаз отечественных производителей. Однако,существует реальная надежда, что «Неман» из Лиды станет приятным исключением и образцом для подражания не только для белорусов, но и для российских бизнес-партнёров.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Перевозка детей в автобусе
- Автобус какой модели приобрести для каждодневной перевозки 65 человек?
- Перевозка инвалидов
- Действует ли "Перевозка 24" по всей России?
- Автобус «Неман» выехал из долговой ямы на шасси IVECO Daily
- Автобус «Неман» из Лиды
Соседи молодцы, новые модели, новые планы, новые прибыли, нам же думаю на своих производителей ориентироваться нужно, а тем на наши комплектующие, чтобы разница в цене исключала всякие интересы в импорте.
"Технический монолит" из Западных комплектующих не может стоить дешево. Не пора ли осваивать выпуск отечественных узлов для "Немана"?
Автобус в два раза дороже отечественных аналогов, пусть там используют импортные комплектующие, но 6 500 000 рублей за автобус?! По-моему, при таком раскладе лучше, закупить автобусы у европейских производителей.
Приятно видеть, что такую технику когда-то выпускали в Беларуси, я сам оттуда. Меня очень заинтересовала статья, никогда не знал, что в Лиде выпускали автобусы притом довольно внушительные, да жалко с распадом СССР, много перспективных заводов прекратили свое существование, и он этого становится немного обидно.
Я читал про историю Лидского завода, и меня поразило, как он смог адаптироваться к изменениям после распада СССР. Перепрофилироваться с производства военной техники на гражданскую — это серьезный шаг, который требует как стратегического мышления, так и гибкости. Особенно интересно видеть, как завод интегрировался в структуры ОАО «МЗКТ». Это напоминает мне, как автомобильные гиганты типа Ford и General Motors в своё время перепрофилировались во время мировых войн, но в данном случае это произошло в мирное время на фоне экономических и политических изменений. Привлечение импортных компонентов, таких как Deutz и ZF, показывает, что завод не только стремится к международному уровню качества, но и понимает важность надежности и долговечности в транспортной отрасли. Даже если конкуренция с отечественными производителями по цене кажется не в их пользу, использование высококачественных импортных деталей может стать их конкурентным преимуществом. В конце концов, долговечность и надежность — это то, что ценится в долгосрочной перспективе. Это напоминает мне о стратегиях таких производителей, как Mercedes-Benz, которые делают ставку на качество, несмотря на высокие цены. Надеюсь, что «Неман» сможет продемонстрировать, что белорусский автопром способен занять достойное место на российском рынке, и станет примером успешной интеграции передовых технологий и местного производства.
Интересно, как Неман-520123 заимствовал элементы дизайна у старых моделей Икаруса, но с современным подходом. Это как когда Ferrari использует классические элементы в новых моделях. Видно, что завод стремится к комфорту и современности, и это радует.
Впечатляет, как белорусский автопром использует импортные детали, чтобы повысить конкурентоспособность на российском рынке. Это напоминает подходы BMW, которые всегда делают акцент на надежность и инновации. Будет интересно посмотреть, как это отразится на продажах.