Автогрейдер ДЗ-98
Если говорить о тяжелой спецтехнике, успешно прошедшей проверку временем, автогрейдер ДЗ-98 следует упомянуть в обязательном порядке. Это надежная, мощная машина, которая, несмотря на преклонный возраст, способна легко заткнуть за пояс множество конкурентов.
Оглавление
Модель впервые сошла с конвейера в далеком 1972 году, но и по сей день она остается самой тяжелой отечественной техникой в данном рыночном сегменте. О том, что представляет собой этот грейдер, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Назначение автогрейдера ДЗ-98
Прежде чем переходить к описанию сферы применения и эксплуатационных особенностей машины, необходимо упомянуть предприятие, с конвейера которого сходит столь габаритная дорожно-строительная техника.
Итак, ДЗ-98 выпускается заводом ЧСДМ – «Челябинские строительно-дорожные машины», который ранее был известен как Завод имени Колющенко. Машина, которая производится на предприятии по сей день, получила модификацию ДЗ-98В.
ВажноПервый экземпляр представили широкой общественности в первой половине 70 годов прошлого века, с тех пор техника неоднократно проходила модернизацию, увеличивая количество всевозможных модификаций.
Автогрейдер представляет собой профессиональную спецтехнику, которая отлично подходит для выполнения широкого спектра задач:
- Расчистка места планируемого проведения строительных работ от растительности и мусора.
- Ремонт и строительство автомобильных дорог.
- Подготовительные мероприятия, предшествующие дорожному строительству.
- Очистка дорожного полотна от льда и снега в холодное время года.
- Землеройные работы на твердых проблемных грунтах до 4 категории (в т.ч. перемещение почвы и киркование).
Модель настолько эффективна, что способна заменить несколько единиц спецтехники разного назначения – тягач, бульдозер, снегоуборщик, трактор и пр. без малейшего снижения эффективности. В процессе производства применяются качественные материалы и новейшие технологии, благодаря которым грейдер способен составить достойную конкуренцию аналогичным ТС зарубежного образца.
Технические характеристики ДЗ-98
Опишем технические характеристики автогрейдера ДЗ-98 более детально.
Благодаря наличию собственного весьма производительного дизельного мотора автогрейдер является техникой самоходной, способной перемещаться самостоятельно.
Отличительной его особенностью является управляемый ведущий мост, а также возможность установки МКП с функцией переключения скоростей движения.
Отдельного внимания заслуживает регулируемая рулевая колонка, позволяющая создать комфортные условия для работы оператора.
О технических параметрах – более детально:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Максимальная скорость движения вперед / назад, км/ч | 41/49 |
КПП | механическая |
Количество передач | 6 |
Колесная формула | 1х3х3 |
Емкость топливного бака, л | 345 |
Емкость гидросистемы, л | 150 |
Минимальный радиус разворота, м | 18 |
Максимальный угол уклона , %. | 20 |
Снаряженная масса, т | 20,6 |
Максимальный вынос отвала, м | 0,9 |
Габариты (ДхШхВ), м | 4,1х7х3,2 |
Максимальное заглубление отвала, м | 0,5 |
Размер колеи передней / задней, м | 2,6 / 2,5 |
Величина дорожного просвета, см | 35 |
Двигатель
Двигатель автогрейдера ДЗ-98 – это отечественная силовая установка ЯМЗ-238НД3 мощностью 173 кВт. Он соответствует стандартам «Евро-2», характеризуется большим содержанием вредных выбросов. Некоторые модификации машины оснащаются с ЯМЗ-236НЕ2 мощностью в 169 кВт. Третий вариант – более мощный мотор зарубежного производства Cummins M-11C265 на 202 кВт.
Согласно отзывам владельцев, первый мотор наиболее предпочтителен по причине хорошей ремонтопригодности – найти запчасти на него в случае такой необходимости не составит никакого труда. Однако практика показывает, что поломки встречаются крайне редко – силовая установка надежна, вынослива и неприхотлива в обслуживании, при надлежащем уходе она будет верой и правдой служить не один год.
Даже при эксплуатации в сложных погодных условиях, в том числе и на жаре, мотор не перегревается благодаря эффективной современной системе охлаждения. Средний расход топлива находится на уровне 162 г/л. с. в час. В паре с упомянутыми выше силовыми агрегатами работает полноприводная трансмиссия.
Крутящий момент от нее посредством бортовых редукторов передается на все 6 колес. Для максимально эффективного использования спецтехники предусмотрена возможность отключения переднего моста. Коробка передач механическая 6-скоростная, сцепление сухое двухдисковое.
Кабина, рабочее оборудование
Кабина у грейдера 6-гранная, отличающаяся простотой монтажа/демонтажа, что заметно упрощает процесс перемещения. Уровень комфорта минимален, опционально возможна установка кондиционера, системы автоматического нивелирования или демпфирования. Рулевая колонка и водительское сиденье регулируются в нескольких положениях. Большая площадь остекления обеспечивает хороший обзор.
Мультипликатор, передний мост, реверс и коробка передач управляются механически. Передние колеса оснащены гидравлическим приводом.
Широкая сфера применения машины обусловлена возможностью ее агрегатирования с разным навесным оборудованием. В перечень дополнительной оснастки входят бульдозерный, путепрокладочный, снегоочистительный и боковой отвалы, а также кирковщик для рыхления почвы, оснащенный 5 зубьями, которые в случае повреждения можно сменить.
На раму одновременно можно устанавливать до двух единиц перечисленного выше оборудования, что позволяет за один подход выполнить полную планировку обрабатываемой поверхности и существенно сократить время решения поставленной задачи.
Модификации
Как уже говорилось выше, актуальной, выпускающейся сегодня версией машины является линейка ДЗ-98В. Это базовая версия, характеризующаяся наличием нескольких модификаций. Так, купить автогрейдей ДЗ-98 можно в следующих разновидностях:
- ДЗ-98В.3
- ДЗ-98В.5
- ДЗ-98В.7
- ДЗ-98В.9.
Отличия состоят в установленном под капотом силовом агрегате и в поставляемом с машиной навесном оборудовании. К примеру, ДЗ-98В1.1 оснащается кирковщиком, тогда как на ДЗ-98В1.4 устанавливается рыхлительное оборудование и бульдозерный отвал.
Техническое обслуживание
С обслуживанием автогрейдера не возникает никаких проблем. Это техника отечественного производства, детали и комплектующие для нее представлены в широком разнообразии.
Качественный ремонт могут выполнить в любом сервисном центре и даже в кустарных условиях. Кстати, на территории РФ сегодня функционирует больше 70 сертифицированных центров продажи, где в том числе предоставляется гарантийный сервис.
Цены и аналоги
Приобрести автогрейдер ДЗ-98 новый можно от 4,5 млн. руб., за версию с гидромеханикой придется заплатить на полтора миллиона больше. Автогрейдер ДЗ-98 б/у стоит от 700 тыс. руб. в зависимости от состояния, модификации, технических характеристик.
Наиболее схожими в техническом плане аналогами являются Caterpillar 14M и Volvo G940.
Заключение
Несмотря на внушительный возраст модели (справедливости ради отметим, что она регулярно совершенствуется для соответствия потребностям современного рынка), грейдер, ставший темой нашей беседы, пользуется заслуженным спросом и отлично справляется с возложенными на него функциями.
- Обзор российского рынка грейдеров
- Автогрейдер ДЗ-98
- Автогрейдер Вольво G946
- Дорожные грейдеры, назначение и устройство
- Автогрейдер СДМ 25
На своем прошлом месте работы мне доводилось быть водителем такого грейдера. Машина и правда что надо, послушная, оперативная. Сколько территории на нем расчистил, и не сосчитать. Скорость у него солидная, а в ремонте за все 5 лет был всего раз.
Лет 20, если не больше грейдер выпускался с не значительными изменениями и дополнениями функция. Только года в страну пришли рыночные отношения "трактор" стал меняться. Кабина другая и более комфортная. колеса поставили по мощней и так далее. Конкуренция заставляет).
Двигатели "Камминс" непрактичны именно с точки зрения ремонтопригодности, поэтому лучше ставить ЯМЗ. Вообще, грейдер работает как вол, и редко ломается. Но считаю, что кабину пора улучшить, а то она практически осталась на уровне 70-х годов, когда в машинах пахло бензином, и они сильно тряслись при езде.
Читая статью о ДЗ-98, я сразу вспомнил другие легендарные модели из той же эпохи, например, бульдозеры Caterpillar D9 или Komatsu D155, которые тоже доказали свою надежность и эффективность. ДЗ-98, конечно, отличается своей универсальностью – он может заменить сразу несколько единиц техники, что делает его незаменимым на стройплощадках с ограниченным бюджетом. Особенно радует то, что, несмотря на преклонный возраст, его модернизируют, подстраивая под современные требования. Удивительно, что отечественный ЯМЗ-238НД3 все еще находит применение и отлично справляется с задачами. Да, он уступает по экологии современным моторам, но зато его ремонтопригодность – просто находка для наших условий. Хорошо, что производитель предусмотрел возможность замены на более современные двигатели, такие как Cummins. Это открывает новые горизонты для использования этого грейдера. Интересно, что даже в условиях жесткой конкуренции с иностранными брендами, такими как Volvo и Caterpillar, ДЗ-98 сохраняет свои позиции благодаря доступности запчастей и невысокой цене. Особенно важно, что для его обслуживания не нужны какие-то уникальные условия – все можно сделать своими руками или в ближайшем сервисе. Это действительно техника, которая прошла проверку временем и, похоже, не собирается сдавать свои позиции. Я бы порекомендовал его всем, кто ищет надежную и неприхотливую в обслуживании машину.
ДЗ-98 – это настоящая рабочая лошадка. Удивительно, что машина 70-х годов все еще актуальна и может конкурировать с современными моделями. Особенно приятно, что она может заменить сразу несколько видов техники, что экономит время и деньги. Надежность и простота – вот что делает её востребованной до сих пор.
Меня всегда удивляло, как отечественные модели, такие как ДЗ-98, продолжают оставаться в строю. Вспоминается аналогичная ситуация с нашими тракторами, которые, несмотря на возраст, все еще служат верой и правдой. ДЗ-98 – отличный пример техники, которая сочетает в себе простоту и эффективность. Его ремонтопригодность и доступность запчастей – огромный плюс на фоне дорогих западных аналогов.