Автоматизированная трансмиссия Scania Opticruise

Scania – это одна из наиболее распространенных во всем мире марок грузовых авто, которые пользуются огромной популярностью благодаря высокой надежности, превосходным техническим и эксплуатационным характеристикам, должному уровню комфорта кабины, хорошей ремонтопригодности и прочим преимуществам. 

Интересен тот факт, что на своих грузовиках известный шведский производитель никогда не использует двухдисковое сцепление – даже на тяжелых самосвалах устанавливают однодисковое. 

Революционной разработкой компании в свое время стала автоматизированная трансмиссия Scania Opticruise. О том, что она собой представляет и чем отличается от других аналогичных решений, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Отличие «Оптикруза» от классического «автомата»

Решение, ставшее ремой нашей беседы – это не автоматическая КП в привычном ее понимании, а усиленная «механика» с роботизированным блоком переключения передач, помимо всего прочего позволяющая менять скорость движения вручную, когда возникнет такая необходимость. 

Система «Скания Оптикруз» переключает передачи автоматически, тщательно выбирая момент, согласовывая его с характеристиками мотора и трансмиссии. Это обеспечивает возможность экономии топлива, повышает комфорт езды, упрощает процесс управления транспортным средством и снижает усталость водителя. 

Важно

Благодаря «Оптикруз» возможности силовой установки и коробки передач тягача используются по полной, ведь по своей сути система идеально согласуется с оборотами мотора, скорости переключаются плавно и гладко в любой ситуации. 

Установка Opticruise является гарантией стабильной производительности и продолжительного срока эксплуатации трансмиссии.

Отличием коробки «Оптикруз Скания» от обычного «автомата», если говорить о внешних характеристиках, является более короткий рычаг переключения и наличие на нем всего четырех положений:

  •  задний ход;
  •  нейтральная передача;
  •  автомат;
  •  ручное управление.

Как пользоваться «Скания Оптикруз»? По заверениям водителей, имевших возможность ее «обкатать» - очень и очень просто! Опишем механизм действия на примере «Скания» КПП Оптикруз с педалью сцепления (забегая немного вперед, отметим, что существует две разновидности инновационной трансмиссии – со сцеплением и без оного).

 Scania Opticruise

Итак, необходимо выжать сцепление, затем переместить рычаг в положение «автомат», плавно отпустить педаль сцепления – машина медленно начинает движение, а на панели управления загорается цифра 1. 

На этом задача водителя выполнена – дальнейшее переключение передач происходит автоматически при активном участии мотора. Если педаль акселератора нажата, двигатель, набрав 1,5 тыс. об. в минуту, снижает их, а на приборной панели загорается цифра 2. 

Это значит, что система автоматически переключила скорость движения, а «умный» мотор вновь начал «раскручиваться» до следующего переключения. Создается впечатление, что присутствие оператора в кабине вовсе не обязательно…

Благодаря слаженной работе системы управления переключением передач и электроники, регулирующей работу силовой установки, отпала необходимость использования в трансмиссии синхронизаторов - скорости шестерен управляются мотором. 

Но это означает, что синхронизаторов нет – внутри КП они присутствуют – на случай, если откажет электроника. Тогда передачи придется переключать водителю в ручном режиме, как он это привык делать в старой доброй МКП – каждый раз выжимая сцепление и двигая рычаг вправо/влево, вперед/назад.

 Scania Opticruise

Кроме рычага система снабжена тумблером, позволяющим менять характер переключения скоростей во время движения по холмистой местности, если угол подъема составляет больше 5 процентов. Если нажать на тумблер, идя на подъем, система будет переключать передачи, не снижая количество оборотов силового агрегата.

Фактически Opticruise представляет собой систему автоматического изменения передачи для МКП, при которой педаль сцепления привлекается только в момент старта (трогаясь с места), остановки и при маневрировании на предельно низкой скорости движения. В этом и кроется ее ключевое отличие от «автомата».

Преимущества системы управления Scania Opticruise

Говоря о плюсах «навороченной» системы и об оправданности ее установки, стоит привести в качестве примера практичных и расчетливых немцев. Статистика свидетельствует о том, что в автохозяйствах Германии «оптикруз» установлен на более чем 20 процентах всех работающих грузовиков 4 поколения машин отданного производителя. 

В числе неоспоримых плюсов инновационной разработки шведских автопроизводителей необходимо отметить следующее:

  •  Снижается утомляемость водителя.
  •  Повышается уровень безопасности дорожного движения.
  •  Заметно экономится топливо.
  •  Продлевается срок службы тормозных колодок.

Scania Opticruise с педалью сцепления

Система разработана преимущественно для сложных условий эксплуатации, устанавливается обычно на лесовозы и прочую спецтехнику, призванную выдерживать высокие нагрузки. Она включает такие режимы:

  •  Автоматический (А).
  •  Ручной (М).
  •  Повышенной мощности (AP/MP).
  •  Работа в условиях бездорожья (автоматический и ручной) (AO/MO).
  •  Нейтралка (N).
  •  Движение задним ходом (R).

Scania Opticruise без педали сцепления

Scania Opticruise

«Оптикруз» могут оборудовать приводом сцепления на электрогидравлике, благодаря чему исключается необходимость использования педали сцепления. 

Поставляется такая система в совокупности с дополнительной опцией Hill Holder – так называемый «держатель на подъеме». Он предотвращает риск движения машины вверх, если на подъеме водитель отпустил ручник и убрал ногу с педали тормоза. 

Примечательно то, что опция способна держать авто не дольше 3 секунд, в это время активизируется звуковой сигнал, а на мониторе появляется соответствующая надпись. Система Opticruise без сцепления стоит дороже, чем ее аналог со сцеплением.

Дополнительные функции системы

Помимо описанных выше возможностей «Оптикруз» оснащается и другими, весьма полезными для водителя функциями. В частности, существует режим Power, обеспечивающий автомобилю более активный разгон – силовой агрегат при его активизации раскручивается до максимальных оборотов. 

Заслуживает внимания и функция маневрирования. Включается она путем надавливания и удержания в течение секунды рычага «От себя». На дисплее после этого появится буква М, а коробка, работающая в автоматическом режиме, будет включать только половинки передач, если можно так выразиться. 

Важно отметить, что когда авто достигнет седьмой скорости движения, система самостоятельно вернется в свой обычный режим работы, а литера М на дисплее исчезнет.

Scania Opticruise

На случай пробуксовки колес предусмотрен режим раскачки – он включается автоматически, с учетом дорожной ситуации. 

Стоит затронуть и столь полезную функцию системы, как управление тормозами ТС. Она самостоятельно включает гидравлический тормоз, который встроен в трансмиссию, если воздействие на соответствующую педаль будет слишком настойчивым, и даже прибавит сюда действие моторного тормоза, только потом отправив команду о включении штатных тормозов. 

Все эти меры в совокупности продлевают продолжительность использования тормозных колодок и уменьшают износ штатной тормозной системы.

Заключение

Scania Opticruise стала в свое время революционной разработкой, позволив в общем и целом повысить комфорт и безопасность езды для водителей большегрузов, упростить управление транспортным средством, а также увеличить ресурс многих систем и деталей грузового авто.

Рейтинг: 33
Всего оценок: 13 Комментариев: 6 Просмотров: 3136
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 22-10-2021 / Обновлено: 31-10-2021
Поиск запроса " scania opticruise" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Дмитрий Санкт-Петербург 22.10.2021

Оптикруз реально обеспечивает комфорт водителю в процессе эксплуатации автомобилем. Эта система помогает экономить топливо и водителя избавляет от лишних телодвижений.

3
3
Ответить
Ярослав Кинево 22.10.2021

Предположу, что подобная система управления все-таки в большей степени подходит для опытных водителей, которые давно за рулем. А вот у автолюбителей с небольшим опытом с непривычки могут возникнуть проблемы, ведь отличия существенны.

0
2
Ответить
Пётр Бийск 10.08.2023

Система Оптикруз заточена специально для удобства водителей. Но, к сожалению, пользоваться системой смогут только продвинутые водители, так как нужны определённые навыки. Большинство, конечно же, смогут пользоваться. Система очень классная, сам ею пользуюсь. 

0
0
Ответить
Азамат 06.12.2024

Действительно удивительно, что Scania, будучи такой популярной маркой грузовиков, до сих пор не использует двухдисковое сцепление. Это говорит о том, что компания придерживается своей философии простоты и надежности. Автоматизированная трансмиссия Scania Opticruise представляет собой интересный компромисс между механикой и автоматикой. В отличие от классического автомата, здесь есть возможность ручного переключения, что позволяет водителям чувствовать контроль над машиной. Это особенно важно в сложных условиях, таких как бездорожье или перевозка тяжелых грузов. Видно, что система разработана с учетом комфорта водителя: снижает утомляемость, повышает безопасность и экономит топливо. Вспоминается, как в свое время Volvo тоже внедрила свою I-Shift систему, которая показала отличные результаты в плане экономии и удобства. Особенно интересна функция Hill Holder, которая поддерживает автомобиль на подъеме — это актуально для любого водителя грузовика. Конечно, отсутствие синхронизаторов в трансмиссии может вызвать вопросы, но, судя по всему, это решение оправдано: если электроника откажет, всегда можно перейти на ручное управление. Это как иметь запасной парашют в виде старой доброй механики. В целом, внедрение таких технологий — это шаг вперед в эволюции грузоперевозок, и Scania здесь явно на передовой. Хотелось бы увидеть, как эти технологии будут развиваться и дальше, возможно, с интеграцией новых функций и улучшений.

0
0
Ответить
Бутрос 07.12.2024

Никогда не думал, что Scania Opticruise настолько упрощает жизнь водителям. Я много слышал о ее экономичности и удобстве, но теперь понимаю, почему немцы так активно ее используют. Безопасность и экономия топлива — это действительно важно.

0
0
Ответить
Джулиано 08.12.2024

Интересно, что Scania выбрала путь автоматизированной механики с Opticruise, а не классического автомата. Это позволяет сохранить контроль над автомобилем, что важно в сложных дорожных ситуациях. Идея с Hill Holder тоже отличная!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: