Пожарные машины и их классификация
Пожарной называется машина, которая используется для тушения пожаров и доставки сотрудников противопожарных служб к месту возгорания. Еще одной важной функцией «пожарки» выступает оснащение специальными средствами как для пожаротушения, так и выполнения аварийно-спасательных работ.
Оглавление
Комплектование подразделений МЧС современной пожарной автотехникой обеспечивает эффективность их функционирования и позволяет решить ключевую задачу, которая состоит в защите жизни и здоровья россиян, а также сохранении материальных ценностей от пожара.
История пожарных машин в России
До начала 20 века тушение пожаров в стране осуществлялось с помощью специальных конных бригад. Первый пожарный автомобиль, имевший мощность 9 л. с. и способный перевозить до 10 человек, появился в Санкт-Петербурге в 1904 году. Он был оснащен двумя лестницами, стендером и рукавом длиной 170 метров.
Машина достигала впечатляющей для того времени скорости на уровне 15 км/ч., что заметно превышало аналогичный показатель конного экипажа. В Москве специальный пожарный автомобиль появился на три года позже – в 1907-м. Но и в этом случае речь шла об индивидуальной разработке.
Выпуск серийной спецтехники был налажен в 1913 году. Русско-Балтийский вагоностроительный завод успел произвести до революции 1917 года 10 пожарно-спасательных автомобилей. Гражданская война и ее последствия привели к остановке производства.
В 1922 году новым руководством страны было принято решение приобрести несколько пожарно-технических автомобилей за границей и одновременно наладить собственное производство – на нескольких автозаводах, которые начали активно строиться в рамках государственной программы развития.
ВажноПервыми разработку и изготовление пожарной спецтехники в 1926 году начали два предприятия – Ленинградский гидромеханический и Миусский механический заводы.
Стартовой моделью стал так называемый автонасос-линейка АМО-Ф-15. Его максимальная скорость доходила до 50 км/ч. при мощности двигателя 30 кВт. Машина перевозила 8 человек личного состава и специальный инвентарь для тушения пожара и эвакуации людей – рукава, лестницы, емкость для воды и банки для порошка.
Выпуск первых пожарных автоцистерн налажен в 1932 году. Машины специального назначения запущены в производство годом ранее сразу на двух автозаводах – Горьковском и Московском.
Первыми моделями на базе ЗИС-5 стали ПМГ-1, ПМЗ-1, а затем и ПМЗ-2. В 1933 году выпущена первая автолестница, несколько позже – машины для тушения пожаров разными способами– углекислотно-снежным и воздушно-пенным, а также водозащитные автомобили и спецтехника для освещения.
В 1937 году создан НИИ противопожарной обороны, а производство пожарных авто стало не только централизованным, но и постепенно приобрело серьезные масштабы.
Самой массовой спецтехникой стало несколько модификаций пожарных автомобилей на базе шасси ЗИЛ-130. Широкое распространение получили машины на базе ЗИЛ-131 и ГАЗ-33081. Парк пожарных автомобилей в СССР заслуженно считался одним из самых многофункциональных, разнообразных и многочисленных в мире.
Виды пожарных машин по назначению
Россия продолжила и развила традиции и наработки Советского Союза в области производства систем пожаротушения и изготовления пожарной спецтехники. Ее классификация осуществляется по нескольким критериям, детально изложенным в специальном Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 53247-2009, введенном в действие с мая 2009 года.
Основным параметром для разделения пожарных автомобилей на классы выступает функциональное предназначение. По этому критерию выделяют четыре категории спецтехники, каждая из которых заслуживает отдельного рассмотрения.
Основные
Функция основных пожарных автомобилей –подача средств пожаротушения к месту возгорания. Это самая многочисленная категория подобных машин. Делится на два типа - общего и целевого применения.
К первым относятся:
- различные автоцистерны (АЦПК, АЦЛ, АЦ) – подают воду к месту тушения;
- насосно-рукавные пожарные машины (АНР) – не комплектуются емкостью для воды, что позволяет разместить команду боевого расчета;
- оснащенные насосом высокого давления (АВД) – применяют для тушения пламени специальное оборудование в виде помпы для нагнетания давления;
- для оказания первой помощи (АПП) – предназначены для выполнения разведки и самостоятельного тушения небольших очагов пламени;
- пожарно-спасательные автомобили (ПСА, АПС) – универсальная техника, оснащенная полным комплексом специального оборудования и инструмента.
Целевая спецтехника предназначена для тушения пожаров на определенных объектах – на транспорте, промышленных предприятиях, инфраструктурных зданиях или сооружения, газовом хозяйстве и т.д.
Еще одним критерием для классификации подобных автомобилей выступает тип огнетушащего вещества (сокращенно – ОТВ). Машинами целевого назначения выступают:
- аэродромные пожарные автомобили (АА) – применяются как для тушения территории аэродрома, так и размещенных на нем транспортных средств, включая вертолеты и самолеты;
- авто порошкового (АП), пенного (ПТ), комбинированного (АКТ), газового (ГТ) и газо-водяного (АГВТ) тушения – используются разные методы тушения пожаров с различными ОТВ;
- насосные станции (ПНС) – предназначены, чтобы подавать воду к месту возгорания посредством магистральных рукавов и лафетных стволов;
- пеноподъемники (ППП) – оснащается стрелой (телескопической или поворотно-коленчатой) и используется для тушения огня на высоте подачей к месту очага пены.
Специальные
Специальные пожарные автомобили предназначены для практического применения только в случае Чрезвычайной ситуации. Их функционал позволяет эффективно выполнять следующие виды работ:
- купировать высотное пламя;
- разбирать завалы;
- подавать ОТВ в качестве дополнительного средства к основной спецтехнике;
- обеспечивать функционирование штаба;
- организовывать дополнительное освещение места тушения;
- обслуживать и ремонтировать технику, которая задействована для локализации ЧС и ликвидации ее негативных последствий.
Перечень специальной пожарной спецтехники включает:
- автолестницы с цистерной (АЛЦ) или без (АЛ) – обеспечивают подъем пожарных и спасателей на нужную высоту, а также эвакуацию гражданских из горящего здания;
- автоподъемники нескольких типов – коленчатые (АКП, АПК) и коленчатые с цистерной (АПКЦ), телескопические с лестницей (ТПЛ) – решают схожие задачи, различаются по комплектации, конструкции и функционалу;
- аварийно-спасательные (АСА) – предназначены для доставки пожарных и спасателей, а также оборудования и инструмента к месту ЧС;
- газозащитной службы (АГ) – применяется для удаления от места возгорания дыма и создания дополнительного освещения;
- связи и освещения (АСО) – используется для обеспечения коммуникации между участвующими в тушении пожара подразделениями и службами, а также дополнительного освещения места ЧС;
- водозащитные (АВЗ) – предназначены для сбора воды с целью недопущения порчи ценного имущества на месте тушения;
- дымоудаления (АД) – применяются для ликвидации уровня задымленности в ограниченных пространствах и помещениях, а также для подачи пены и создания преграды на пути огня;
- автолаборатория (АЛП) – используется для проведения различных измерений в месте ЧС, установления причин пожара и получения других подобных сведений.
Приведенный список далеко не полон. Он постоянно расширяется за счет появления новых моделей специальной пожарной спецтехники, например, диагностической, штабной, пожарно-технической и т.д.
Вспомогательные
Функциональным назначением вспомогательной спецтехники становится обеспечение эффективной работы основной. К этой категории относятся:
бензовозы и топливовозы, обеспечивающие заправку пожарных машин;
- ремонтные комплексы (мобильные или стационарные), предназначенные для их ремонта и технического обслуживания;
- автобусы, которые используются для доставки личного состава МЧС к месту пожара;
- грузовые и легковые авто, применяемые для транспортировки пожарных, оборудования, инструмента, воды и огнетушащих веществ;
- тракторы и экскаваторы, предназначенные для создания противопожарных преград, расчистки завалов и решения других подобных задач;
- мобильные лаборатории, используемые для определения причин возгорания и проведения различных замеров.
- Комплектование основной пожарной техники вспомогательными машинами заметно повышает эффективность первой. Именно поэтому для тушения серьезных и масштабных пожаров привлекается большое количество самых разнообразных технических средств.
Классификация пожарных авто по тактико-техническим характеристикам
Еще одним ключевым критерием для разделения пожарных машин на категории выступают их технико-тактические характеристики. В этом случае обычно применяются четыре параметра:
- Проходимость – для городских или сельских дорог и универсальные автомобили (полноприводные).
- Климатические условия – умеренные, северные с теплозащитой и тропические с системами охлаждения.
- Полная масса – легкие (от 2 до 7,5 тонн), средние (7,5-14 тонн) и тяжелые (свыше 14 тонн).
- Количество посадочных мест – малые (до 3), средние (6-8) и усиленные (свыше 9), учитывая водителя.
Популярные шасси для пожарных машин
Технические и эксплуатационные характеристики автомобиля в значительной степени определяются свойствами шасси. Пожарные машины не являются исключением из этого правила. Особенностью отечественной спецтехники данного вида выступает активное использование шасси практически всех массовых грузовых автомобилей. К их числу относятся:
- ЗИЛ;
- КАМАЗ;
- ГАЗ;
- IVECO (выпускаемые на российском автозаводе в Миассе);
- Урал
Некоторые из наиболее популярных моделей шасси, например, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ГАЗ 33081, которые использовались для изготовления пожарных машин еще в СССР, упомянуты выше. Здесь же необходимо отметить несколько дополнительных вариантов комплектования спецтехники.
- Первым из них – КАМАЗ 5873 в варианте 4х4. Универсальный автомобиль, которые сочетает высокий уровень технико-эксплуатационных характеристик, приспособленность к российским климатическим условиям и разумную цену.
- Второй – также очень востребованный в сегодняшних условиях – касается шасси УРАЛ. Здесь наиболее часто используются три модификации – 4320, 43206, а также 5557. Они применяются для производства разнообразной пожарной техники, включая автоцистерны, насосные станции, автоподъемники и рукавные автомобили.
Цвета пожарных машин в разных странах
Пожарная спецтехника в подавляющем большинстве стран мира имеет традиционную красную окраску. Нередко красный цвет дополняется элементами белого. В ряде государств добавляются небольшое по площади участки желтого, что также считается сигналом, предупреждающим об опасности.
Сказанное полностью справедливо для российских пожарных автомобилей. Для их оформления используется сочетание красного и белого цветов с очевидным преобладанием первого.
В этом нет ничего удивительного, учитывая функциональное предназначение машин. Пожар устойчиво ассоциируется с красным, что объясняется цветом огня. И несмотря на незначительные отклонения, практически всегда пожарный автомобиль окрашивается именно в красный цвет.
Заключение
Пожарная техника, что четко следует из ее названия, используется для тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ. Россия выступает наследником СССР, а потому является одним из мировых лидеров по изготовлению пожарных автомобилей.
Подразделения МЧС комплектуются машинами на базе практически всех работающих сегодня в стране производителей грузовых авто, включая два самых популярных и востребованных – КАМАЗ и УРАЛ. Приведенная в статье классификация наглядно демонстрируется разнообразие и многофункциональность применяемой сегодня пожарной спецтехники.
- Машина просто перестала ехать
- Ведет машину в сторону
- Сроки заказа машины
- Нужна ли специальная машина для перевозки пчел?
- Услуги Ас-машины. Документация.
- Грузовики на газомоторном топливе – это выгодно и перспективно
- Вакуумная машина для очистки канализационных систем
- Какие бывают бензовозы для перевозки топлива
- Классификация автогидроподъемников
- Строительная бытовка и блок-контейнер
Даже не предполагал, что Россия в топе мировых лидеров по производству пожарных машин и эта техника выпускается уже более ста лет.
Современные пожарные машины важны и нужны. Печально, что во многих городах страны парк этих машин обновляется раз в десятки лет. В итоге на пожаре то высоты лестницы не хватает, то вовсе не исправна техника.
Если Россия является лидером по изготовлению пожарных машин, то нашей стране есть чем гордиться. Почему то в первый раз об этом слышу именно из этой статьи. Благое дело.
Как же приятно осознавать, что твоя страна является лидером по изготовлению пожарных машин. А, вообще профессия пожарного незаменимая и требует мужество от человека, поэтому очень рада, что на земле есть такие незаменимые люди и модернизация пожарных машин очень важна.
Помню, в 1990-х годах в нашем районе пожарные машины часто встречал: дети баловались, поджигая помойки. Пожарные приезжали и тушили. Сегодня, к счастью, такое стало редкостью. И всем хочется пожелать, чтобы у пожарных было как можно меньше работы, ведь пожар - страшная штука.