Коммунальная спецтехника в России - обзор рынка
Формирование отечественного рынка коммунальной техники началось в 60-е годы прошлого столетия. С тех пор началось планомерное насыщение российских городов специальными машинами, благодаря которым объемы выполняемых работ неизмеримо выросли. В 1998 году эта машиностроительная отрасль, как и все остальные, пережила большие потрясения. И только после 2003 года, когда объемы производства стали каждый год увеличиваться на 5-8% и более, рынок стал восстанавливаться. К сожалению, финансовый кризис 2008 года принес новые неприятности.
В последние годы также отмечалось сокращение продаж коммунальной техники. Так, например, в 2015 г. было реализовано 2612 единиц, что на 38,13% меньше, чем в 2014 г. В 2016 году объем продаж, по сравнению с 2015 годом, упал на 10,87%, что в абсолютных цифрах составило 2328 спецмашин. Многие специалисты высказывали мнение о том, что рынок прошел нижнюю точку, и со следующего года будет наблюдаться восходящий тренд. Прогноз оправдался, в 2017 году отмечается увеличение реализации.
На 2018 год темпы роста продаж новой техники для коммунальщиков прогнозируются, аналогичные 2017 году. В качестве причин для данного периода называются стабилизация экономики, повышение стоимости нефти, реализация программы перевода агрегатов ЖКХ на газомоторное топливо. Сыграет свою роль и начавшая действовать с 3 квартала 2017 года 10%-я скидка для покупаемой в лизинг спецтехники.
Относительно 2020-2021 годов ожидается, что рост продаж сохранится, но ускорение замедлится. Считается, что к этому времени несколько снизятся темпы развития экономики страны, стоимость нефти, по базовому сценарию, вырастет, рубль укрепится.
Из общего количества работающей в России спецтехники, коммунальные машины составляют 5,2%. Среди них больше всего дорожных комбинированных машин – 38,2%. Второе место занимают мусоровозы – 32,0%. На третьем разместились вакуумные установки (илососы) – 27,1%. Далее, с большим отрывом, идут машины подметально-уборочные (2,1%) и каналопромывочные (0,6%).
Относительно полной массы, то ситуация, при которой преобладали коммунальные машины до 12 т., в больших городах начинает меняться. Здесь все чаще закупается техника в категории 20-24 т. и выше. Примета современного рынка – выбор более мощных и производительных установок.
К сожалению, есть и другая примета – слишком большой износ основных средств, которые эксплуатируются. Этот показатель составляет 50-65%, а иногда доходит и до 70%. При этом, среднее значение коэффициента использования спецтехники держится на уровне 0,3 и менее. Узкоспециализированные агрегаты вообще могут за год работать от 10 дней до 2-х месяцев, не более. Машины, выработавшие свой ресурс, надо списывать, что напрямую влияет на планирование насыщения рынка.
До недавнего времени, отечественную коммунальную технику выпускали около 40 заводов. Лидерами являются ОАО «Коммаш» (г. Арзамас, Нижегородская обл.), Мценский завод «Коммаш» (Орловская обл.), Ряжский авторемонтный завод (Рязанская обл.) и ОАО «Курганмашзавод» (Курганская обл.). Российская продукция вполне конкурентоспособна, так как имеет определенные преимущества. Навесное оборудование по качеству не уступает импортному, а стоит меньше. Техника неприхотлива в эксплуатации и более ремонтопригодна. Шасси намного дешевле. Правда, по последнему фактору, разрыв между российскими базовыми автомобилями и иностранными несколько сокращается, так как, в целях повышения надежности и функциональности, на отечественные машины часто ставятся узлы, завезенные из-за рубежа.
Популярные модели поливомочных машин:
- КОММАШ Арзамас КО-829АД (модель стандартного шасси – ЗИЛ-497442, объём резервуара для воды – 6 м3, область мойки и полива – 8 м и 2,5-20 м, рабочая зона щётки – 2,5 м, область и показатель плотности посыпки – 4-9 м и 200 г/м2, эксплуатационный вес – 11 т, габариты рабочей техники – 8,9 на 3,1 на 3 м);
- КОММАШ Арзамас КО-829Д (модель стандартного шасси – КАМАЗ-53605, объём резервуара для воды – 8,5 м3, область мойки и полива – 8,5 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,5 м, область и показатель плотности посыпки – 4-9 м и 150-250 г/м2, эксплуатационный вес – 17,5 т, габариты рабочей техники – 10 на 2,9 на 3,2 м);
- КОММАШ Арзамас КО-829Б (модель стандартного шасси – КАМАЗ-65115, объём резервуара для воды – 13,5 м3, область мойки и полива – 8,5 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,5 м, область и показатель плотности посыпки – 4-9 м и 150-250 г/м2, эксплуатационный вес – 24 т, габариты рабочей техники – 10,2 на 2,9 на 3,1 м);
- КОММАШ Мценск КО-713Н-10 (модель стандартного шасси – ЗИЛ-497442, 432932, объём резервуара для воды – 4,9 м3, область мойки и полива – 8,5 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,5 м, область и показатель плотности посыпки – 4-9 м и 100-400 г/м2, эксплуатационный вес – 12 т);
- КОММАШ Мценск КО-713Н-40 (модель стандартного шасси - МАЗ-4380, объём резервуара для воды – 6,2 м3, область мойки и полива – 8,5 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,5 м, область и показатель плотности посыпки – 4-9 м и 100-400 г/м2, эксплуатационный вес – 12,5 т);
- КОММАШ Мценск КО-823 (модель стандартного шасси - КАМАЗ-65115-1071, объём резервуара для воды – 11 м3, область мойки и полива – 8,5 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,5 м, область и показатель плотности посыпки – 4-9 м и 100-400 г/м2, эксплуатационный вес – 20,5 т);
- КОММАШ Мценск КО-806 (модель стандартного шасси - КАМАЗ-43253-А3, объём резервуара для воды – 7,5 м3, область мойки и полива – 8,5 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,5 м, область и показатель плотности посыпки – 4-9 м и 100-400 г/м2, эксплуатационный вес – 15,2 т);
- Кургандормаш МД-432 (модель стандартного шасси - Урал-4320, объём резервуара для воды – 9 м3, область мойки и полива – 8 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,3 м, область и показатель плотности посыпки – 4-7 м и 100-500 г/м2);
- Кургандормаш МД-532-03 (модель стандартного шасси - КАМАЗ-65115, объём резервуара для воды – 9 м3, область мойки и полива – 8 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,3 м, не имеет оборудования для посыпки, габариты рабочей техники – 10,2 на 3 на 3 м);
- Кургандормаш МД-532 (модель стандартного шасси - КАМАЗ-65115, объём резервуара для воды – 9 м3, область мойки и полива – 8 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,3 м, область и показатель плотности посыпки – 4-7 м и 100-400 г/м2, габариты рабочей техники – 10,2 на 3 на 3 м);
- Кургандормаш МД-433 (модель стандартного шасси - ЗИЛ-433362, объём резервуара для воды – 5,6 м3, область мойки и полива – 8 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,3 м, область и показатель плотности посыпки – 4-7 м и 100-500 г/м2);
- РАРЗ МКДС-1 (модель стандартного шасси - ЗИЛ-433362, объём резервуара для воды – 6 м3, область мойки и полива – 3 м и 10 м, рабочая зона щётки – 2,6 м, область и показатель плотности посыпки – 2-10 м и 50-500 г/м2, расстояние распределения жидких ПГМ – 2-6 м);
- РАРЗ МКДС-3204 (модель стандартного шасси - МАЗ-533702, объём резервуара для воды – 4 штуки по 2,5 м3, область мойки и полива – 2,5 м и 8 м, рабочая зона щётки – 2,4 м, распределение жидких ПГМ (плотность) – 30-150 г/м3, максимальный вес заливаемых реагентов – 7,5 т);
- РАРЗ МКДС-4005 (модель стандартного шасси - КАМАЗ-53215, объём резервуара для воды – 4 штуки по 2,5 м3, область мойки и полива – 2,5 м и 8 м, рабочая зона щётки – 2,4 м, распределение жидких ПГМ (плотность) – 30-150 г/м3, максимальный вес заливаемых реагентов – 8,3 т, область посыпки – 2-8 м);
- РАРЗ МКДС-3010 (модель стандартного шасси - МАЗ-533702, объём резервуара для воды – 10 м3, область мойки и полива – 3 м и 10 м, рабочая зона щётки – 2,6 м, распределение жидких ПГМ (плотность) – 15-150 г/м3, область посыпки – 2-6 м);
- СААЗ серия МДК-53215 (модель стандартного шасси - КАМАЗ-53215, объём резервуара для воды – 10 м3, область мойки и полива – 2,5-10 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,4-2,8 м, распределение жидких ПГМ (плотность) – 30-150 г/м3, область и показатель плотности посыпки – 1-10 м и 5-500 г/м3);
- СААЗ серия МДК-5337 (модель стандартного шасси - МАЗ-5337А2, объём резервуара для воды – 8 м3, область мойки и полива – 2,5-10 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,4-2,6 м, распределение жидких ПГМ (плотность) – 30-150 г/м3, область и показатель плотности посыпки – 1-10 м и 5-500 г/м3);
- СААЗ серия МДК-6303 (модель стандартного шасси - МАЗ-6303А3, 6303А5, объём резервуара для воды – 12 м3, область мойки и полива – 2,5-10 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,4-2,8 м, распределение жидких ПГМ (плотность) – 30-150 г/м3, область и показатель плотности посыпки – 1-10 м и 5-500 г/м3);
- СААЗ серия МДК-53229 (модель стандартного шасси - КАМАЗ-65115-62, 65115-97 (D3), объём резервуара для воды – 12 м3, область мойки и полива – 2,5-10 м и 20 м, рабочая зона щётки – 2,4-2,8 м, распределение жидких ПГМ (плотность) – 30-150 г/м3, область и показатель плотности посыпки – 1-10 м и 5-500 г/м3);
- CNHTC Sinotruk Mans ZZ1311M4661C (модель стандартного шасси – ZZ1311M4661C, эксплуатационный объём цистерны – 24 м3, показатель площади поперечного сечения цистерны – 2,66 м2, полная масса спецтехники – 31 т, двигатель – турбированный дизельный 290-сильный).
В России преимущественно используется поливомоечная техника отечественного производства. Среди российских производителей рабочих машин этого класса стоит отметить Арзамасский и Мценский заводы «КОММАШ», Курганский завод дорожных машин, Ряжский авторемонтный завод и Смоленский автоагрегатный завод (СААЗ).
Среди зарубежных производителей стоит отметить чешскую компанию Kobit и предприятие CNHTC Sinotruk из Китая.
- По спецтехнике вопрос
- Системы пожаротушения для спецтехники
- Ваши советы по спецтехнике
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Предлагаю аренду сайта по аренде спецтехнике в СПБ
- Выбор и анализ стоимости коммунальной техники
- Спрос на спецтехнику отечественного производства продолжает увеличиваться
- Искать современные вакуумные коммунальные машины надо в Калуге
- Россия – неблагоприятный рынок для спецтехники из Беларуси
- Ноябрь: закупаем новые модели спецтехники для уборки снега
Раз в коммунальных службах техника преимущественно изношена, а экономика страны улучшается, значит скор продажи коммунальной техники вырастут. Этому нельзя не порадоваться, тем более качество машин улучшается.
Ну в больших городах понятно что автопарк коммунальщиков обновят. А вот что для этого сделают в небольших райцентрах? Там на службе у коммунальщиков есть транспорт который ещё в СССР выпускался.
Хорошо, что сумели сохранить предприятия по выпуску коммунальной техники. Посмотришь - почти все отечественное, новое, рабочее. Приятно для глаза и экономики.
Сейчас на всех рынках страны выбор различной транспортной техники довольно ощутимо вырос, да и дальше хуже не станет, ведь сейчас причин для этого нет. Транспортная сфера сейчас наоборот, всё время только расширяется, а финансовые вложения в её развитие оправдывают все ожидания.
Интересно наблюдать за динамикой рынка коммунальной техники в России. Я помню, как в 90-е годы многие отрасли переживали кризис, и коммунальная техника не была исключением. Однако, начиная с 2003 года, мы видим стабильный рост производства, что напоминает ситуацию с автомобильной промышленностью, которая также восстанавливалась после кризиса. Финансовый кризис 2008 года, конечно, стал серьезным испытанием, но радует, что после него рынок постепенно приходит в норму. Особенно интересно отметить, как изменение экономических условий, таких как цена на нефть и переориентация на газомоторное топливо, влияют на рынок. Это похоже на то, как в строительной отрасли экологические требования подтолкнули к переходу на более устойчивые материалы. Однако, проблема износа техники вызывает обеспокоенность. Коэффициент использования на уровне 0,3 и менее указывает на значительные потери в производительности. Это напоминает мне ситуацию с железнодорожными перевозками, где старые вагоны также требуют замены. Что касается производителей, приятно видеть, что российские заводы, такие как "Коммаш" и "Курганмашзавод", занимают лидирующие позиции. Их техника, несмотря на конкуренцию с иностранными аналогами, остается востребованной благодаря своей цене и ремонтопригодности. Интересно, что использование импортных узлов для повышения надежности стало нормой, что говорит о глобализации в машиностроении, как это видно и в других отраслях. Надеюсь, что в будущем мы увидим дальнейшее развитие и обновление парка коммунальных машин, что положительно скажется на городском благоустройстве.
Интересное наблюдение о тенденции к закупке более тяжелой техники в больших городах. Это логично, учитывая рост населения и потребности в более мощных агрегатах. Однако, высокая степень износа старых машин вызывает вопросы о дальнейшем развитии рынка. Интересно, как эта проблема будет решаться в ближайшие годы, особенно в условиях экономической нестабильности.
Читая статью, становится ясно, насколько важна роль отечественных производителей в секторе коммунальной техники. Хотя рынок сталкивается с вызовами, такими как износ техники и экономические колебания, наличие надежных производителей, таких как 'Коммаш', действительно помогает поддерживать конкурентоспособность. Это как раз тот случай, когда локальное производство может существенно повлиять на всю отрасль. Надеемся на продолжение положительных изменений в будущем!