Автомобильное топливо: аммиак
В последнее время аммиак все чаще рассматривают в качестве экологичной и при этом недорогой альтернативы традиционным дизтопливу и бензину. Многочисленные исследования и практическое применение доказали, что его можно использовать как весьма эффективное топливо для двигателей внутреннего сгорания, в процессе сжигания которого образуется минимальное количество опасных для окружающей среды компонентов.
Оглавление
Темой нашего сегодняшнего разговора станет раствор аммиака как автомобильное топливо. Способно ли оно восполнить потребности современной автомобильной отрасли и при этом стать панацеей для экологии?
Формула и физические свойства аммиака
Аммиак, формула которого выглядит как NH3, представляет собой простейшее химическое вещество, соединение азота и водорода. На основе аммиака выпускают целый ряд продуктов, нашедших свое применение во многих отраслях промышленности и народного хозяйства.
Из него получают удобрения и азотную кислоту, его используют для проявки фотокопий, для заправки холодильных установок и для массы других целей. Аммиак является одним из наиболее востребованных веществ в современной химической промышленности, а в последнее время он нередко применяется и как синтетическое топливо для автомобилей.
С точки зрения физических свойств аммиак при нормальных условиях представлен в виде бесцветного газа с едким специфическим запахом. Он ядовит, в большом количестве способен растворяться в воде (водный раствор аммиака – это не что иное, как хорошо знакомый каждому нашатырный спирт).
Энергетические характеристики вещества несколько ниже, чем у водорода и бензина, а вот плотность довольно высокая.
ВажноЭто позволяет рассматривать его как неплохую замену традиционному автомобильному топливу. Несмотря на то, что теплотворная способность аммиака равна 22,5 МДж/кг, его энергоемкость находится на уровне 3,2 кВтч/кубометр, что даже выше, чем у водорода (3,03 кВтч/кубометр).
Преимущества аммиака перед бензином и дизтопливом
Ключевым достоинством аммиачного топлива считается его экологичность. В процессе горения этого вещества в цилиндрах ДВС образуется меньшее количество серных соединений и углекислого газа, а выбросы метана, сажи, монооксида углерода стремятся к нолю. Неполнота сгорания также минимальна.
Говоря о преимуществах аммиака более четко, необходимо отметить следующее:
- Экологичность. Так как в чистом аммиаке нет углерода, углекислый газ во время его горения не выделяется.
- Экономичность. Для эффективной работы двигателя внутреннего сгорания аммиака потребуется намного меньше, чем дизеля или бензина.
- Удобство хранения и перевозки. Аммиак хранится при температуре -33 градуса в сжиженном виде. Для других видов топлива оптимальный температурный диапазон хранения значительно ниже.
- Минимальная воспламеняемость, а значит, низкий уровень пожарной опасности.
- Более стабильная цена. Стоимость аммиака на современном рынке практически не меняется, колебания возникают редко, и они незначительны, чего нельзя сказать о котировках углеводородов.
Как получают аммиак
Существует несколько способов получения аммиака. В лабораторных условиях газ образуется в результате реакции солей аммония и щелочей. Учитывая его хорошую растворяемость в воде, чтобы получить аммиак в чистом виде, используют твердые вещества, к примеру, сочетание хлорида аммония и гидроксида кальция.
Их нагревают до определенной температуры, в результате взаимодействия указанных компонентов образуется аммиак, соль и вода. Признаком выделения аммиака является характерный запах, а также изменение цвета влажной лакмусовой бумажки (она становится синей).Второй способ получения данной субстанции – гидролиз нитридов, например, нитрида кальция.
Если говорить о получении аммиака в промышленных масштабах, то для этого используют прямой синтез из азота и водорода с применением катализатора (т.н. процесс Габера). Для запуска реакции компоненты нагревают до температуры 500-550 градусов и помещают под давление от 15 до 30 Мпа. Функцию катализатора выполняет губчатое железо с примесью калия, кальция, кремния и оксида алюминия. Чтобы использовать весь потенциал компонентов, реагенты, которые не вступили в реакцию, возвращают обратно в реактор.
Когда об этом веществе говорят как о «зеленом» автомобильном топливе, подразумевают тот факт, что углеродно-нейтральный аммиак бывает двух типов – «голубым» и «зеленым». Первый, то есть голубой, получают из классических ископаемых, из которых удаляют углерод. Чтобы получить «зеленый» аммиак, используют возобновляемые источники – воду, ветер и солнце.
Так, для запуска электролиза, в результате которого молекула воды разделится на водород и кислород, необходима электроэнергия, полученная от солнечной или ветровой электростанции.
Образовавшийся, таким образом, водород с помощью метода Хабера-Боша соединяют с азотом, получая аммиак, который свободен от углерода.
Однако необходимо отметить, что по состоянию на момент написания этого материала по описанным выше технологиям («зеленой» и «голубой») аммиак практически не производят, его и дальше получают по старинке – промышленными методами. Описывать влияние таких предприятий на окружающую среду не будем – там и так все понятно.
Поэтому о массовом использовании аммиака в качестве автомобильного топлива пока еще рано говорить, хотя определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В некоторых государствах даже запустили специальные программы, направленные на достижение конкретных результатов к 2030 году.
Параметры аммиачного топлива
Как альтернативное горючее для двигателей внутреннего сгорания аммиак обладает такими показателями:
- Высокая детонационная устойчивость.
- Октановое число – 111 и 130 (в соответствии с моторным и исследовательским методом соответственно).
- Минимальный стехиометрический коэффициент.
- Температура возгорания ТВС – 650 градусов.
- Медленное горение смеси.
- Температура пламени – 1682 градуса (у бензина она составляет 2063 градуса).
- Объем аммиака – 90 дм кубических.
Требования к двигателю
Чтобы вещество, ставшее темой нашего сегодняшнего материала, можно было использовать в качестве топлива, в моторах с зажиганием от искры требуется увеличенная энергия зажигания. Для ее получения используют высокотемпературные свечи с увеличенным искровым промежутком, а также мощные катушки зажигания.
Так как эта субстанция агрессивна, чтобы заправлять ею автомобили и другую технику, необходимо удалить из силовой установки медные, никелевые комплектующие и резиновые уплотнители, ведь при взаимодействии с аммиаком они быстро выйдут из строя. Еще одна проблема кроется в токсичности вещества, а потому в выхлопную систему транспортного средства необходимо внедрить технологию, очищающую выхлоп от вредных частиц, которые не успели сгореть.
На пути от бака до мотора аммиак должен нагреваться в специальном теплообменнике и подвергаться давлению до 85 Бар. Все элементы, с которыми контактирует вещество, следует выпускать из нержавеющих материалов.
Система подачи топлива в аммиачных моторах включает форсунки видоизмененной формы и клапанный блок, отвечающий за подачу газа и систематическую продувку системы. Она же обеспечивает отток аммиака из топливной системы, которая обязательно должна быть герметичной.
Работа топливной системы
Чтобы топливная система автомобиля с аммиачным мотором функционировала надлежащим образом, конструкторам необходимо учесть несколько важных нюансов. В частности, топливные емкости должны быть вдвое вместительнее, ведь теплотворная способность этого вещества намного ниже.
Оптимальное давление в газовых трубопроводах – 70 Бар, уровень давления впрыска – от 600 до 700 Бар. В процессе горения аммиака образуется азот и вода, а для снижения содержания в отработанных газах NOx применяются специальные катализаторы и инновационная система рециркуляции.
Недостатки и меры безопасности при работе с аммиаком
Если рассматривать это вещество как потенциальное топливо для автомобильной и прочей техники, нельзя обойти стороной его недостатки:
- Токсичность, высокая коррозионная активность, из-за которых крайне важно соблюдать условия хранения аммиака.
- Необходимость в совершенствовании существующей инфраструктуры, что влечет за собой серьезные расходы и потребность в привлечении инвесторов.
- Недостаточный уровень развития технических возможностей производства аммиака как экологически чистого топлива.
- Агрессивность. Это едкая субстанция, которая должна перевозиться в специальных герметичных аммиачных цистернах или в танк-контейнерах, полностью соответствующих правилам техники безопасности. Храниться же вещество может либо в сжиженном виде (под большим давлением), либо в виде водного раствора.
При работе с аммиаком необходимо использовать средства индивидуальной защиты глаз и органов дыхания, а также резиновые перчатки и одежду из химически устойчивой ткани. Важно, чтобы зоны работы хорошо проветривались и обозначались соответствующей маркировкой.
Хранится субстанция в герметичных резервуарах, изготовленных из коррозийно-устойчивых материалов, а перевозится в соответствии с требованиями техники безопасности. В случае утечки персонал обязан немедленно покинуть опасную зону. Пострадавшим оказывается первая медицинская помощь согласно утвержденному протоколу.
Итог
Аммиак считается перспективным автомобильным топливом, но до его массового использования в этих целях еще слишком далеко. Определенные наработки в указанном направлении уже существуют, в частности, они имеются у китайской компании GAC.
Однако технология еще «сырая» и требует доработки, над чем, собственно, сейчас и трудятся изобретатели из различных уголков земного шара.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Перевозка топлива
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Если увеличился расход топлива...
- Как зимой снизить расход топлива?
- Автомобильное топливо: аммиак
- Европейские экологические нормы выбросов загрязняющих веществ для автомобилей
- Мочевина в дизельных двигателях, AdBlue