Европейские экологические нормы выбросов загрязняющих веществ для автомобилей

Проблемы с выбросами автомобилей возникла в развитых странах достаточно давно – в середине прошлого века. Естественно, первой с ней столкнулись ведущие европейские страны и США. Уже в процессе создания Евросоюза решение экологических вопросов вышло на новый уровень. В результате в 1988 году были приняты первые нормы выбросов загрязняющих веществ автомобилями, которые получили название Евро 0.

После создания в 1992 году ЕС борьба с нарушениями экологических норм стала еще интенсивнее. Сначала Евро 0 был заменен на общий для всех стран Евросоюза стандарт Евро 1. В течение прошедшего с того момента времени было принято еще пять экологических норм выброса – вплоть до Евро 6. Суть каждого из утвержденных стандартов предельно проста. В нем определяются предельные нормы выбросов по основным видам вредных веществ – оксидам углерода и азота, углеводородам и т.д.

Экологический класс автомобилей Евро 0 - Евро 6, содержание вредных веществ в выхлопе бензинового и дизельного моторов. Способы достижения требований экологического законодательства

Постоянное ужесточение экологических требований привело автопроизводителей к необходимости совершенствовать выпускаемую технику. Продажа и эксплуатация транспортных средств, которые не соответствовали нормам выбросов в атмосферу, вела к серьезным штрафам и другим многочисленным санкциям.

Система SCR с использованием мочевины (DEF)

Система SCR с использованием мочевины

Первыми столкнулись с серьезными проблемами – уже на стыке веков - производители дизельных моторов. Принцип действия агрегатов не позволял совместить эффективную работу и выполнение экологических требований стандарта Евро 3.

Сначала это обернулось встраиванием функции NOx-контроля. Она автоматически отключала две трети крутящего момента в случае превышение автомобилем нормы выброса. Естественно, производители были вынуждены как-то устранять проблему настолько серьезного падения производительности. Одним из решений стала система SCR, предназначенная для обработки выхлопа. Она работает с применением в качестве специального реагента мочевины, которая в документации на машину обозначается как DEF или AdBlue.

Дополнительным элементов двигателя становится форсунка на выходе. В ней мочевина разлагается на составные части – воду и аммиак, что сопровождается реакцией образовавшихся веществ и оксида азота. На выходе последний распадается на воду и чистый азот.

Рециркуляция отработавших газов, или EGR

Читайте также: Старые грузовики от Евро-3 и новые перспективы класса Евро-6

Второй вариант решения проблемы, который используют такие автопромышленные гиганты, как MAN и Scania, предусматривает применение EGR или рециркуляции отработавших газов. Система направляет часть выхлопа назад в двигатель, она перерабатывается с понижением температуры и сокращением вредных выбросов в атмосферу.

Доля возврата зависит от норм выбросов отработанных газов автомобилем. Для Евро 4 она достигает 10%, а для Евро 5 уже 30%. Главным достоинством EGR становится отсутствие необходимости применять дополнительные катализаторы или технические жидкости.
Но система рециркуляции отработавших газов может использоваться далеко не всегда.

Она предъявляет высокие требования к качеству дизельного топлива, прежде всего – по содержанию серы. Особенно серьезные проблемы с этим в России и странах Восточной Европы. Поэтому некоторые автопроизводители, например, Scania не поставляют в эти государства автомобили с EGR.

Особенности Евро 6 - блок катализаторов

 блок катализаторов

Выполнение самого жесткого на сегодня стандарта – Евро 6 – предусматривает необходимость установки специального блока катализаторов. Он совмещает обе описанные выше системы и увеличивает КПД их использования. В частности, система использует не 1, а сразу 3 катализатора, применяя их для совершения намного более сложных химических реакций.

Результатом становится заметное удорожание автомобиля. Например, в 2015 году – после принятия Евро 6 и разработки новой системы, блок катализатора обходился покупателю в 13 тыс. евро. Конечно же, сейчас цены сократились в разы, но все равно дополнительные расходы на соблюдение стандарта неизбежны.

В таблицах приведены требования по различным веществам выхлопа и можно отследить эволюцию их ужесточения. В первой приведены данные для дизельного двигателя, во второй - для бензинового.

 Экологический стандарт Оксид углерода(||) (CО) Углеводород   Летучая органика  Оксид азота(NOx)  НС+NOx Взвеш. частицы 
 Евро-1  2,72 (3,16)  -  -  -  0,97 (1,13)  0,14 (0,18)
 Евро-2  1,00  -  -  -  0,7  0,08
 Евро-3  0,64  -  -  0,50  0,56  0,05
 Евро-4  0,50  -  -  0,25  0,3  0,025
 Евро-5  0,50  -  -  0,18  0,23  0,005
 Евро-6  0,50  -  -  0,08  0,17  0,005

Для бензинового двигателя

 Экологический стандарт Оксид углерода(||) (CО) Углеводород   Летучая органика  Оксид азота(NOx)  НС+NOx Взвеш. частицы 
 Евро-1  2,72 (3,16)  -  -  -  0,97 (1,13)  -
 Евро-2  2,2  -  -  -  0,50 -
 Евро-3  2,3  0,2  -  0,15  - -
 Евро-4  1,0  0,1  -  0,08  - -
 Евро-5  1,0  0,1  0,068  0,06  - 0,005
 Евро-6  1,0  0,1  0,068  0,06  -  0,005
 Евро-6D temp  1,0  0,1  0,068  0,06  -  0,0045

Как пытаются обмануть новые экологические стандарты

Вполне логичное удорожание автомобилей, вызванное необходимостью установки новых систем, привело к нем менее понятному желанию автовладельцев сэкономить. Первой попыткой обмана системы экологических стандартов стала замена реагентов на что-то менее дорогое.

Вместо качественной мочевины используются разведенные удобрения. Результат предсказуем – система быстро выходит из строя, фильтры забиваются, катализаторы попросту сгорают. Проще говоря, к аналогичному исходу приводит и полный отказ от использования реагентов.
Сказанное касается не только мочевины, но и даже современных автомобилей с блоком катализаторов. Отдельным направлением своеобразного мошенничества стала разработка различных чип-тюнеров, целью которых становится обман используемых на машине систем проверки и контроля токсичности.

Чтобы избежать проблем с попытками обмануть требования норма, предпринимаются дополнительные меры защиты. Первая из них – это выборочные проверки транспортных средств на предмет соответствия стандарту Евро 6.

Вторая – разработка и установка новых и еще более надежных систем контроля. В сегодняшних условиях они снижают не крутящий момент двигателя, а скорость – причем сразу до 25 км/ч. Естественно, передвигаться на таком автомобиле – удовольствие ниже среднего.

Эконормы выхлопа в США и Китае

экология

Борьбой за уменьшение выбросов автомобилей в атмосферу занимаются не только в Европе. Аналогичные действия предпринимаются и в двух других странах с самыми развитыми и крупными экономиками мира – США и Китае.

Американские стандарты делят легковой автотранспорт по рассматриваемому параметру на три категории: с низким, со сверхнизким и с супернизким уровнем выброса выхлопных газов. Соответственно, LEV, ULEV(к нему относятся гибриды) и SULEV (в эту категорию входят электромобили).
В настоящее время актуальным для производителей и поставщиков автомобилей в США стандартом выступает LEVII. Он утвержден агентством EPA и устанавливает предельные нормы выбросов для автомобилей каждой из перечисленных выше категорий. Все виды выделяемых веществ измерены в г/милю.

 Категория  Пробег в милях  Неметановая органика  Оксид азота  Оксид углерода Формальдегид Взвеш. част.
 LEV  50000  0,075  0,05  3,4  0,015  -
 LEV  120000  0,090  0,07  4,2  0,018  0,01
 ULEV  50000  0,040  0,05  1,7  0,008  -
 ULEV  120000  0,050  0,07  2,1  0,011  0,01
 SULEV  120000  0,010  0,02  1,0  0,004  0,01

Для Китая проблема выхлопных газов от работающих автомобилей стала очень актуальной во время быстрого промышленного роста – с середины 80-х годов прошлого века. Постепенно государственные власти стали проводить ужесточение экологической политики, беря пример с Европы. Аналогом стандарта Евро 1 стал State 1 и так далее.

По состоянию на сегодняшний день в Китае вводится State 6, который содержит основные нормативы Евро 6, принятого в Европе в 2015 году. Китайские стандарты делят транспортные средства на два типа: вместимостью не более 6 человек с водителем и остальной легковой и грузовой автотранспорт. Причем нормативы выбросов разработаны отдельно для бензиновых и дизельных двигателей. . Все виды выделяемых веществ измерены в г/км.

Нормативы выбросов для бензиновых двигателей

 Тип автомобиля   Масса,  кг  Оксид углерода  Углеводороды  Оксид азота  Взвеш. част.
 1  Все  1  0.1  0.06  0.0045
 2  <1305  1  0.1  0.06  0.0045
 2  1305-1760  1.81  0.13  0.075  0.0045
 2  >1760  2.27  0.16  0.082  0.0045

Нормативы выбросов для дизельных двигателей

 Тип автомобиля   Масса,  кг  Оксид углерода  Углеводороды  Оксид азота  Взвеш. част.
 1  Все  0.5  0.23  0.18  0.0045
 2  <1305  0.5  0.23  0.18  0.0045
 2  1305-1760  0.63  0.295  0.235  0.0045
 2  >1760  0.74  0.35  0.28  0.0045

Отставание России

Стандарты предельных выбросов выхлопных газов автотранспортом вводятся в России даже медленнее, чем в Китае. Аналог Евро 4 действовал на территории страны в течение 2013-2016 годов. По состоянию на сегодняшний день все производимые и ввозимые в РФ автомобили обязаны отвечать требованиям Евро 5.

Важно

Важно понимать, что главная проблема России связана не с новым автотранспортом, а с большим количеством старого и изношенного.

Например, по состоянию на начало 2018 года 51% автомобилей в стране был старше 10 лет. Другими словами, он вообще не имел присвоенного и вписанного в техпаспорт экологического класса. В 2021 году планируется увеличить штрафы на владельцев автомобилей, имеющих экологический класс Евро-3 и ниже. Речь идет исключительно о коммерческом транспорте. Но если у машины экологический класс отсутствует, то и штрафовать его не получится.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что всерьез рассматривается вопрос о запрете уже с 2022 года коммерческого автотранспорта с классом экологического стандарта Евро 0 и Евро  Насколько эффективной окажутся указанные инициативы в непростых условиях экономического кризиса, покажет время.

Вывод

экология

Общемировым трендом стало активное введение экологических стандартов, регламентирующих предельные нормы выбросов автотранспорта. Они постоянно ужесточаются, в первую очередь – в самых развитых с экономической точки зрения странах. Пионером введения нормативов стала Европа, которая особенно активизировалась после создания Евросоюза. Схожими темпами развивается ситуация в США, хотя основной акцент на североамериканском рынке сделан на активное развитие производства гибридов и электромобилей.

Китай и Россия заметно отстают от Европы и США. Хотя правительства обоих государств предпринимают масштабные шаги по исправлению экологической ситуации с выбросами автотранспорта. Серьезным препятствием в этом стал крупный экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса.

Рейтинг: 9
Всего оценок: 3 Комментариев: 7 Просмотров: 5003
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 28-02-2021 / Обновлено: 03-03-2021
Поиск запроса " европейские экологические нормы выбросов " по информационным материалам и форуму
Комментарии
Александр Екатеринбург 28.02.2021

Я хочу верить, что современные технологии только улучшат экологию и облегчат нам жизнь. В будущем будут только экологически чистые автомобили. Потому что сейчас в крупных городах дышать нечем из-за выхлопных газов.

1
1
Ответить
Остин Омск 28.02.2021

Польза этих стандартов весьма относительна. Из-за постоянно меняющихся стандартов, перевозчикам и автолюбителям приходится чаще обновлять автомобили. Но, помимо более чистого воздуха, мы получаем десятки тысяч авто на свалках. Так ли это хорошо для планеты?

2
0
Ответить
Владимир Герман 04.03.2021

Экологические стандарты регулярно ужесточаются, вынуждая автопроизводителей совершенствовать производимую технику. Увы, оплачивать все эти мероприятия приходится покупателям автомобилей. 

0
0
Ответить
Станислав Кузнецк 04.03.2021

Конечно ограничение выбросов транспорта и ужесточение норм это неизбежность, но у нас немного другие масштабы территории и если не брать мегаполисы и города миллионники, то не так все ещё упущено как в Европе, где машин намного больше на единицу площади территории.

0
0
Ответить
Шарль 09.12.2024

Статья очень подробно рассказывает о развитии экологических стандартов в автомобильной отрасли, начиная с Евро 0 и до Евро 6. Впечатляет, как автоиндустрия вынуждена адаптироваться к постоянно ужесточающимся нормам выбросов. Особенно интересен пример с системой SCR и использованием мочевины - это действительно инновационное решение. Хотя и вызывает вопросы, как это повлияет на стоимость автомобилей в долгосрочной перспективе. Напоминает ситуацию с гибридными автомобилями, когда новые технологии сначала увеличивали цену, но со временем становились более доступными. Тем не менее, важно, чтобы аналогичные меры принимались и в других странах, таких как Россия, где старый автопарк является серьезной проблемой. Это показывает, что экологические стандарты должны сопровождаться комплексными мерами по обновлению автопарка и улучшению качества топлива. Интересно также, что в США и Китае стандарты разделяют автомобили на категории по уровню выбросов, что может стать полезной практикой и для Европы. В общем, статья поднимает важные вопросы, и хорошо, что они обсуждаются на таком уровне.

0
0
Ответить
Рагнар 10.12.2024

Интересная статья о том, как эконормы меняются со временем. Особенно порадовало, что она затрагивает не только Европу, но и США с Китаем. Понятно, что тема важная, учитывая глобальные проблемы с выбросами. Но возникает вопрос: как скоро изменения догонят Россию? Ведь отставание очевидно.

0
0
Ответить
Илмари 11.12.2024

Чтение статьи заставило задуматься о том, насколько далеко зашли технологии в борьбе с выбросами. Впечатлил пример с системой EGR и её внедрением в грузовиках. Но вызывает обеспокоенность, что не все страны могут позволить себе такие инновации. Особенно, если учесть, что в России до сих пор много старых автомобилей.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: