Автомобильные дороги Польши

Автодороги Польши условно делятся на несколько категорий —автомагистрали / скоростные дороги, международные шоссе, трассы общего пользования и т. д. Суммарная протяженность автодорог — более 420 000 километров.

При этом польское правительство активно работает над вопросом строительства новых бесплатных и платных дорог. Ниже рассмотрим классификацию, поговорим об особенностях перевозок, штрафах, полномочиях полицейских на дорогах страны, размеры штрафов и другие вопросы.

Классификация польских национальных дорог

Автомобильные дороги Польши

Автомобильные дороги Польше— разветвленная сеть направлений, имеющих асфальтированное покрытие и предназначенных для комфортного перемещения внутри страны.

Важно

В национальную сеть входят автодороги, предназначенные для внутреннего / международного сообщения между населенными пунктами / границами государства. В большинстве случаев они используются для пересечения страны и грузоперевозок.

С 1.04.2002 года управлением национальными автодорогами в стране занимается орган GDDKiA. Некоторые трассы, кроме автомагистралей и скоростных дорог, находятся в ведении местных органов власти. Всего в Польше 98 национальных автодорог, имеющих нумерацию от 1 до 98. Наиболее длинной является 8-я, которая соединяет границы Польши и Литвы. Она имеет длину811 км. Наиболее короткой является 96-я (развязка «Тужно»), длина которой всего 1500 м.

Ключевые транзитные направления обозначаются меньшими цифрами:

  • 1-я — от Гданьска до границы с Чехией;
  • 2-я — позволяет добраться из Беларуси в Германию и обратно;
  • 3-я — соединяет Свиноуйсце и границу с Чехией;
  • 4-я — является транзитной при движении из Украины в Германию и т. д.

При строительстве новых автомобильных дорог в Польше старые получали большую нумерацию. К примеру, если автодорога была 1-й, стала 91, а вместо нее появилась А1. Таким способом правительство выделяет наиболее важные направления на первые места. При этом все автодороги Польши условно делятся на несколько видов.

Автомагистрали (автобаны)

К этой категории относятся трассы для скоростного движения, на которых предусмотрены четко регламентированные места для съездов и обочин со специальными полосами торможения / разгона. Такие автодороги являются «цельными» и не имеют одноуровневых пересечений другими трассами, ж/д или трамвайными путями.

Используются для движения на скорости до 130 км/ч. На такие трассы запрещено выезжать транспортным средствам, имеющим меньшую максимальную скорость движения (мопед, трактор и прочие). Количество полос в одном направлении — три-четыре и более. Автомагистрали в Польше обозначаются буквой А. Основные — А1 (Гданьск — граница Чехии), А2 (границы Германии — Беларуси), А4 (Границы Украины — Германии) и т. д.

Скоростные шоссе

Такие дороги Польши предназначены для скоростного движения. Трассы доступны для заезда только через специальные развязки, где остановка / стоянка запрещены. К категории скоростных относятся автодороги, которые имеют на всем протяжении многополосную проезжую часть с разделительной полосой по центру.

Автомобильные дороги Польши

У них нет пересечений с ж/д, трамвайными и иными путями. Количество полос чаще всего две-три. В Польше такие дороги обозначаются буквой «S». Здесь наиболее популярными являются S1, S2, S3 и другие. Часто эти обозначения пересекаются с названием автомобильных магистралей.

Прочие виды

К остальным дорогам Польши можно отнести:

  • Международные дороги — трассы, которые соединены с международными транспортными коридорами, входят в сеть ЕС и обеспечивают удобство перевозки товаров между странами.
  • Автодороги общего пользования (в том числе в приграничных пунктах). В их функции входит обеспечение движения между населенными пунктами на территории страны. Чаще всего такие дороги имеют по одной полосе в каждом направлении, но возможны и исключения. Обозначаются обычной цифрой.
  • Объездные / кольцевые. Используются для объезда крупных населенных пунктов и снижения количества транспорта в городах. Применяются для транспорта, который движется транзитом и не требует заезда.

Классы и категории

Для удобства все автодороги Польши делятся на классы (некоторые уже упоминались выше):

  • А — автострады;
  • S — скоростные (экспресс) дороги;
  • GP — главные трассы для быстрого передвижения;
  • G— просто главные дороги;
  • Z — обычные автодороги;
  • L — трассы местного значения;
  • D — подъездные пути.

Кроме того, по публичности автодороги Польши делятся на следующие категории:

  • А, S, GP — государственные;
  • G, Z — под управлением воеводств / окружные;
  • L, D — автодороги самоуправлений.

Для удобства на карте могут отличаются и цвета автодорог. В общем формате красный цвет используется для обозначения дорог общего назначения, синий — для автострад, а зеленый — для скоростных шоссе.

Многое зависит от типа карты, поэтому при определении «статуса» автодорог Польши необходимо смотреть на обозначение внизу схемы. Чаще всего для каждого цвета даются пояснения, а сам тип трассы можно узнать по наличию обозначения.

Особенности грузоперевозок по польским дорогам

Автомобильные дороги Польши

Разветвленная карта автодорог Польши обеспечивает удобство грузоперевозок. При этом по территории страны транспортируются товары самого различного назначения: электротехника, производственное / торговое оборудование, электротехника, одежда, детские товары, стройматериалы, мебель и многое другое.
При осуществлении грузоперевозок в Польше необходимо учитывать следующие моменты:

  • Скорость передвижения. Вне населенных пунктов грузовики до 3,5 тонн могут передвигаться со скоростью до 90 км/ч, а более 3,5 тонн — до 70 км/ч. Если на трассе по две полосы в каждом направлении ограничение скорости — 100 и 80 км/ч, а на автомагистралях — 130 и 80 км/ч. В городе ограничение не более 50 км/ч.
  • Допустимые габариты. В Польше действует ряд ограничений на габариты транспорта. К примеру, ширина не должна превышать 2,5 и 2,6 м для всех АТС и рефрижераторов соответственно. Длина грузового авто с прицепом — не более 12 м, а автопоезда — до 18,75 м.
  • Максимальная нагрузка. Требования к нагрузке на одинарную сеть — до 10 т на магистралях / международных трассах, а на других трассах — до 8 т.
  • Допустимая полная масса — от 16 до 42 тонн в зависимости от количества осей. К примеру, для грузовиков с двумя осями — 16 т, тремя — 24 т, тремя и более — 32 т. Если речь идет о тягаче с полуприцепом, для 3-х осей — 22 т, 4-х — 32 т, 5-ти/6-ти — 42 т.
  • За превышение весовых / габаритных параметров берется плата. К примеру, за каждый дополнительны метр длины — 0,15 PLN/км.
  • Вместо viaTOLL в Польше появилась новая технология KAS, которая построена на спутниковой технологии. Это означает, что все платежи проводятся через мобильное приложение в телефоне. Отказ от регистрации грузовика или ввод неправильных данных влечет за собой штраф.

Многие грузы требуют соблюдения особых условий доставки. К примеру, нефтепродукты относятся к опасным и для их транспортировки необходимо применение соответствующего транспорта, а у самого водителя должно быть специальное разрешение. Ограничения касаются не только маршрута, но и манеры вождения. 

Особое внимание стоит уделить особенностям грузоперевозок в условии пандемии. Водители грузовиков не проходят карантин, ведь в таком случае нарушается эффективность и скорость грузоперевозок. При этом обязательно наличие средств защиты и антисептических препаратов. Также необходимо как можно реже покидать кабину и свести контакты к минимуму.

В период карантина водитель, которые пересекает границу Польши, должен предъявить:

  • удостоверение водителя;
  • договор с фирмой, с которой он сотрудничает (бумажная, электронная версия);
  • разрешение на работу.

Бесплатные и платные дороги, стоимость проезда

Платная дорога

В Польше для некоторых дорог предусмотрена плата за проезд. Чаще всего это касается автомагистралей. Если вы планируете ехать в Польшу, необходимо знать платные отрезки и ориентироваться по ценам. Интересно, что на одном шоссе платных участков может быть два и более. Для обозначения таких трасс используются специальные знаки.

Выделим некоторые тарифы:

  • А1. При въезде выдается талон, который необходимо хранить в течение путешествия. Они будет использоваться для оплаты за пройденный путь. Цена — от 29,9 злотых.
  • А2. Здесь доступно четыре платных участка, стоимость которых составляет от 18 до 23 злотых.
  • А4. На этой автомагистрали предусмотрено два платных участка со стоимостью 16,2 и 24 злотых соответственно.

Тарифы периодически пересматриваются, поэтому этот вопрос необходимо рассматривать индивидуально перед поездкой. Оплата осуществляется разными способами — наличными, а также дебетовой / кредитной картой. Платеж может производится при въезде или съезде. В последнем случае учитывается пройденный километраж.

Дорожная полиция, ее права и обязанности, полезные номера телефонов

Функция проверки на дорогах ложится, как правило, на сотрудников полиции и инспекторов. Первые могут быть в форме или без нее. При отсутствии формы полицейские могут останавливать транспорт только в населенных пунктах. Обычные инспекторы, как правило, уделяют больше внимания автобусном у и грузовому транспорту. 

Кроме того, проверки автомобилей могут осуществлять:

  • таможенник и пограничники — по всей стране, а не только на границе, должны быть в форме;
  • лесная охрана / охрана Национальных парков — в лесных / парковых зонах при наличии соответствующих полномочий;
  • гмины (муниципальная полиция) — должны быть в форме, контролируют правонарушения (кроме скорости).

Дорожная полиция

Обязанности полицейского при остановке транспорта на дороге:

  1. Указать на безопасное место для остановки.
  2. Сообщить звание, имя и фамилию.
  3. Сказать о причине задержания.
  4. Предъявить служебные документы по просьбе водителя.

Информация должна предоставляться таким образом, чтобы водитель мог ее зафиксировать.

Полицейские имеют право:

  1. Проверить водителя и ТС по реестру и другим базам.
  2. Дать указания по пользованию автомобилем и транспортным средством во время движения по дорогам Польши.
  3. Проверить на наличие в крови алкоголя, наркотиков или иных запрещенных веществ.
  4. Провести контроль технического состояния автомобиля.

С 2019-го в Польше вступили изменения, позволяющие водителям не показывать права на контроле. Главное, чтобы они действовали и были выданы по закону. Данные проверяются по базе CEPiK. Зарубежных водителей, которые получили права в другом государстве, эта норма не касается.

Инспектор может отказать в дальнейшем движении, если есть подозрение наркотического / алкогольного опьянения, машина неисправна и ее эксплуатация угрожает безопасности. Также такое право имеется при отсутствии автогражданки или право управления авто.

В процессе движения по Польше могут потребоваться следующие телефоны:

  • экстренный универсальный номер — 112;
  • спасение на воде / в горах — 984 / 985;
  • муниципальная полиция — 986;
  • полиция — 997;
  • пожарная служба — 998;
  • скорая — 999.

За что и на сколько штрафуют

В Польше действуют большие штрафы, поэтому нарушение правил дорожного движения может существенно ударить по карману.  К основным штрафам стоит отнести:

  • Отсутствие документов — 50 злотых за каждый, но не больше 250.
  • Превышение скорости — от 50 злотых (в случае превышения до 10 км/ч) до 400-500 злотых, если водитель превысил на 50 и более км/ч.
  • Медленная езда. Если водитель на автобане едет слишком медленно, его могут оштрафовать на сумму от 50 до 200 злотых.
  • Невыполнение требований полицейского — 500 злотых. Такой штраф могут наложить, если человек вышел из машины без разрешения или убрал руки с руля во время проверки.
  • Недействительный страховой полис. Для водителей грузовиков — от 1680 до 8400 злотых в зависимости от срока просрочки, для легковых — от 1120 до 5600, а для остального транспорта — от 190 до 930 злотых.
  • Нарушение требований парковки. Стоянка на месте для инвалидов — 500-800 злотых. Отказ от оплаты за стоянку — 100-550 злотых.
  • Нахождение в нетрезвом состоянии (более 0,2 промилле) — от 300 до 500 злотых. При наличии в крови свыше 0,5 промилле, преступление относится к категории уголовных. При этом человеку грозит до 2-х лет тюрьмы. В случае аварии в таком состоянии могут посадить на срок от 3-х лет.
  • Нарушение правил перевозки — 100 злотых за каждого лишнего человека (до 500 злотых). Также забираются права на период до 3-х месяцев. Если нарушение касается детей, берется 150 злотых.
  • Также в Польше могут оштрафовать за непристегнутый ремень (100 злотых), использование телефона во время движения (200 злотых), вождение без включения фар (от 100 до 200 злотых) и т. д.

Заключение

Во избежание проблем во время путешествия необходимо четко понимать, какие бывают автодороги в Польше, каким образом они классифицируются, и каким требованиям необходимо следовать при движении по ним. Так что изучаем особенности и требования, а уже после едем в Польшу. В ином случае поездка может вылиться во множество дополнительных расходов и неприятное общение с представителями полиции.

Рейтинг: 18
Всего оценок: 6 Комментариев: 7 Просмотров: 1872
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 06-09-2021 / Обновлено: 06-09-2021
Поиск запроса "автомобильные дороги польши" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Николай Воронеж 06.09.2021

По отзывам родственников, побывавших в Польше, дороги там не в лучшем состоянии. Как обычно, только в больших городах дорожное полотно приемлемого качества. Но около 40 % всех дорог страны в плохом или неудовлетворительном состоянии.

1
1
Ответить
Игорь 06.09.2021

Было интересно почитать о том, как устроены автомобильные дороги Польши, о принципах их классификации. Довольно содержательная и интересная обзорная статья. 

0
0
Ответить
Дмитрий Санкт-Петербург 06.09.2021

Сперва прочитав про такой контроль и штрафы, ужаснулся. Позже мне товарищ сказал, что контроль скорости встречается довольно редко и в основном все летают под 120 км/ч. А вот с заправками на некоторых трассах бывает реально проблема. Их мало.

0
1
Ответить
Анна Москва 07.09.2021

Много чего нового я узнала о дорогах Польши. Действительно, это нужно знать всем кто планирует поездку в Польшу, особенно о платных дорогах. Ну, а о дорогах конечно слов нет, всё-таки Европа!

0
0
Ответить
Хуан 06.12.2024

Честно говоря, всегда удивлялся, насколько сложной и разветвленной является дорожная сеть в Польше. Более 420 000 километров - это действительно внушительно. Приятно видеть, что правительство уделяет внимание как строительству новых, так и улучшению существующих дорог. Особенно радует, что они создают как платные, так и бесплатные маршруты, что даёт выбор водителям. Вспоминаю, как в Германии автобаны тоже являются основными артериями для передвижения, но система платных дорог там несколько иначе организована, и Польша, похоже, нашла свой уникальный подход. Касательно грузоперевозок, понятно, что на дорогах с такой загруженностью и разнообразием грузов, как в Польше, необходимо строго следовать правилам, чтобы избежать штрафов. Введение системы KAS вместо viaTOLL - интересный шаг, подчеркивающий стремление к цифровизации, и, надеюсь, это облегчит жизнь перевозчиков. Польская система штрафов также кажется достаточно суровой, но, вероятно, это оправдано для поддержания порядка на дорогах. Особенно впечатляет, что водители могут избежать предъявления прав, если они в польской базе данных, что существенно упрощает процесс для местных жителей. В целом, Польша демонстрирует пример комплексного подхода к решению транспортных задач, и это вызывает уважение.

0
0
Ответить
Рон 07.12.2024

Интересно, как в Польше классифицируются дороги, особенно автомагистрали и скоростные шоссе. Такое внимание к деталям с обозначениями и нумерацией помогает поддерживать порядок и ясность. Это, конечно, выгодно отличает их от некоторых других стран, где можно запутаться в системе нумерации.

0
0
Ответить
Ронан 08.12.2024

Замечательно, что Польша активно работает над развитием своей дорожной инфраструктуры. Введение KAS вместо viaTOLL - это важный шаг вперед. Это напоминает мне, как в других странах переходят на более современные системы оплаты, что облегчает жизнь водителям и перевозчикам.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: