Автомобильные дороги Польши
Автодороги Польши условно делятся на несколько категорий —автомагистрали / скоростные дороги, международные шоссе, трассы общего пользования и т. д. Суммарная протяженность автодорог — более 420 000 километров.
Оглавление
При этом польское правительство активно работает над вопросом строительства новых бесплатных и платных дорог. Ниже рассмотрим классификацию, поговорим об особенностях перевозок, штрафах, полномочиях полицейских на дорогах страны, размеры штрафов и другие вопросы.
Классификация польских национальных дорог
Автомобильные дороги Польше— разветвленная сеть направлений, имеющих асфальтированное покрытие и предназначенных для комфортного перемещения внутри страны.
ВажноВ национальную сеть входят автодороги, предназначенные для внутреннего / международного сообщения между населенными пунктами / границами государства. В большинстве случаев они используются для пересечения страны и грузоперевозок.
С 1.04.2002 года управлением национальными автодорогами в стране занимается орган GDDKiA. Некоторые трассы, кроме автомагистралей и скоростных дорог, находятся в ведении местных органов власти. Всего в Польше 98 национальных автодорог, имеющих нумерацию от 1 до 98. Наиболее длинной является 8-я, которая соединяет границы Польши и Литвы. Она имеет длину811 км. Наиболее короткой является 96-я (развязка «Тужно»), длина которой всего 1500 м.
Ключевые транзитные направления обозначаются меньшими цифрами:
- 1-я — от Гданьска до границы с Чехией;
- 2-я — позволяет добраться из Беларуси в Германию и обратно;
- 3-я — соединяет Свиноуйсце и границу с Чехией;
- 4-я — является транзитной при движении из Украины в Германию и т. д.
При строительстве новых автомобильных дорог в Польше старые получали большую нумерацию. К примеру, если автодорога была 1-й, стала 91, а вместо нее появилась А1. Таким способом правительство выделяет наиболее важные направления на первые места. При этом все автодороги Польши условно делятся на несколько видов.
Автомагистрали (автобаны)
К этой категории относятся трассы для скоростного движения, на которых предусмотрены четко регламентированные места для съездов и обочин со специальными полосами торможения / разгона. Такие автодороги являются «цельными» и не имеют одноуровневых пересечений другими трассами, ж/д или трамвайными путями.
Используются для движения на скорости до 130 км/ч. На такие трассы запрещено выезжать транспортным средствам, имеющим меньшую максимальную скорость движения (мопед, трактор и прочие). Количество полос в одном направлении — три-четыре и более. Автомагистрали в Польше обозначаются буквой А. Основные — А1 (Гданьск — граница Чехии), А2 (границы Германии — Беларуси), А4 (Границы Украины — Германии) и т. д.
Скоростные шоссе
Такие дороги Польши предназначены для скоростного движения. Трассы доступны для заезда только через специальные развязки, где остановка / стоянка запрещены. К категории скоростных относятся автодороги, которые имеют на всем протяжении многополосную проезжую часть с разделительной полосой по центру.
У них нет пересечений с ж/д, трамвайными и иными путями. Количество полос чаще всего две-три. В Польше такие дороги обозначаются буквой «S». Здесь наиболее популярными являются S1, S2, S3 и другие. Часто эти обозначения пересекаются с названием автомобильных магистралей.
Прочие виды
К остальным дорогам Польши можно отнести:
- Международные дороги — трассы, которые соединены с международными транспортными коридорами, входят в сеть ЕС и обеспечивают удобство перевозки товаров между странами.
- Автодороги общего пользования (в том числе в приграничных пунктах). В их функции входит обеспечение движения между населенными пунктами на территории страны. Чаще всего такие дороги имеют по одной полосе в каждом направлении, но возможны и исключения. Обозначаются обычной цифрой.
- Объездные / кольцевые. Используются для объезда крупных населенных пунктов и снижения количества транспорта в городах. Применяются для транспорта, который движется транзитом и не требует заезда.
Классы и категории
Для удобства все автодороги Польши делятся на классы (некоторые уже упоминались выше):
- А — автострады;
- S — скоростные (экспресс) дороги;
- GP — главные трассы для быстрого передвижения;
- G— просто главные дороги;
- Z — обычные автодороги;
- L — трассы местного значения;
- D — подъездные пути.
Кроме того, по публичности автодороги Польши делятся на следующие категории:
- А, S, GP — государственные;
- G, Z — под управлением воеводств / окружные;
- L, D — автодороги самоуправлений.
Для удобства на карте могут отличаются и цвета автодорог. В общем формате красный цвет используется для обозначения дорог общего назначения, синий — для автострад, а зеленый — для скоростных шоссе.
Многое зависит от типа карты, поэтому при определении «статуса» автодорог Польши необходимо смотреть на обозначение внизу схемы. Чаще всего для каждого цвета даются пояснения, а сам тип трассы можно узнать по наличию обозначения.
Особенности грузоперевозок по польским дорогам
Разветвленная карта автодорог Польши обеспечивает удобство грузоперевозок. При этом по территории страны транспортируются товары самого различного назначения: электротехника, производственное / торговое оборудование, электротехника, одежда, детские товары, стройматериалы, мебель и многое другое.
При осуществлении грузоперевозок в Польше необходимо учитывать следующие моменты:
- Скорость передвижения. Вне населенных пунктов грузовики до 3,5 тонн могут передвигаться со скоростью до 90 км/ч, а более 3,5 тонн — до 70 км/ч. Если на трассе по две полосы в каждом направлении ограничение скорости — 100 и 80 км/ч, а на автомагистралях — 130 и 80 км/ч. В городе ограничение не более 50 км/ч.
- Допустимые габариты. В Польше действует ряд ограничений на габариты транспорта. К примеру, ширина не должна превышать 2,5 и 2,6 м для всех АТС и рефрижераторов соответственно. Длина грузового авто с прицепом — не более 12 м, а автопоезда — до 18,75 м.
- Максимальная нагрузка. Требования к нагрузке на одинарную сеть — до 10 т на магистралях / международных трассах, а на других трассах — до 8 т.
- Допустимая полная масса — от 16 до 42 тонн в зависимости от количества осей. К примеру, для грузовиков с двумя осями — 16 т, тремя — 24 т, тремя и более — 32 т. Если речь идет о тягаче с полуприцепом, для 3-х осей — 22 т, 4-х — 32 т, 5-ти/6-ти — 42 т.
- За превышение весовых / габаритных параметров берется плата. К примеру, за каждый дополнительны метр длины — 0,15 PLN/км.
- Вместо viaTOLL в Польше появилась новая технология KAS, которая построена на спутниковой технологии. Это означает, что все платежи проводятся через мобильное приложение в телефоне. Отказ от регистрации грузовика или ввод неправильных данных влечет за собой штраф.
Многие грузы требуют соблюдения особых условий доставки. К примеру, нефтепродукты относятся к опасным и для их транспортировки необходимо применение соответствующего транспорта, а у самого водителя должно быть специальное разрешение. Ограничения касаются не только маршрута, но и манеры вождения.
Особое внимание стоит уделить особенностям грузоперевозок в условии пандемии. Водители грузовиков не проходят карантин, ведь в таком случае нарушается эффективность и скорость грузоперевозок. При этом обязательно наличие средств защиты и антисептических препаратов. Также необходимо как можно реже покидать кабину и свести контакты к минимуму.
В период карантина водитель, которые пересекает границу Польши, должен предъявить:
- удостоверение водителя;
- договор с фирмой, с которой он сотрудничает (бумажная, электронная версия);
- разрешение на работу.
Бесплатные и платные дороги, стоимость проезда
В Польше для некоторых дорог предусмотрена плата за проезд. Чаще всего это касается автомагистралей. Если вы планируете ехать в Польшу, необходимо знать платные отрезки и ориентироваться по ценам. Интересно, что на одном шоссе платных участков может быть два и более. Для обозначения таких трасс используются специальные знаки.
Выделим некоторые тарифы:
- А1. При въезде выдается талон, который необходимо хранить в течение путешествия. Они будет использоваться для оплаты за пройденный путь. Цена — от 29,9 злотых.
- А2. Здесь доступно четыре платных участка, стоимость которых составляет от 18 до 23 злотых.
- А4. На этой автомагистрали предусмотрено два платных участка со стоимостью 16,2 и 24 злотых соответственно.
Тарифы периодически пересматриваются, поэтому этот вопрос необходимо рассматривать индивидуально перед поездкой. Оплата осуществляется разными способами — наличными, а также дебетовой / кредитной картой. Платеж может производится при въезде или съезде. В последнем случае учитывается пройденный километраж.
Дорожная полиция, ее права и обязанности, полезные номера телефонов
Функция проверки на дорогах ложится, как правило, на сотрудников полиции и инспекторов. Первые могут быть в форме или без нее. При отсутствии формы полицейские могут останавливать транспорт только в населенных пунктах. Обычные инспекторы, как правило, уделяют больше внимания автобусном у и грузовому транспорту.
Кроме того, проверки автомобилей могут осуществлять:
- таможенник и пограничники — по всей стране, а не только на границе, должны быть в форме;
- лесная охрана / охрана Национальных парков — в лесных / парковых зонах при наличии соответствующих полномочий;
- гмины (муниципальная полиция) — должны быть в форме, контролируют правонарушения (кроме скорости).
Обязанности полицейского при остановке транспорта на дороге:
- Указать на безопасное место для остановки.
- Сообщить звание, имя и фамилию.
- Сказать о причине задержания.
- Предъявить служебные документы по просьбе водителя.
Информация должна предоставляться таким образом, чтобы водитель мог ее зафиксировать.
Полицейские имеют право:
- Проверить водителя и ТС по реестру и другим базам.
- Дать указания по пользованию автомобилем и транспортным средством во время движения по дорогам Польши.
- Проверить на наличие в крови алкоголя, наркотиков или иных запрещенных веществ.
- Провести контроль технического состояния автомобиля.
С 2019-го в Польше вступили изменения, позволяющие водителям не показывать права на контроле. Главное, чтобы они действовали и были выданы по закону. Данные проверяются по базе CEPiK. Зарубежных водителей, которые получили права в другом государстве, эта норма не касается.
Инспектор может отказать в дальнейшем движении, если есть подозрение наркотического / алкогольного опьянения, машина неисправна и ее эксплуатация угрожает безопасности. Также такое право имеется при отсутствии автогражданки или право управления авто.
В процессе движения по Польше могут потребоваться следующие телефоны:
- экстренный универсальный номер — 112;
- спасение на воде / в горах — 984 / 985;
- муниципальная полиция — 986;
- полиция — 997;
- пожарная служба — 998;
- скорая — 999.
За что и на сколько штрафуют
В Польше действуют большие штрафы, поэтому нарушение правил дорожного движения может существенно ударить по карману. К основным штрафам стоит отнести:
- Отсутствие документов — 50 злотых за каждый, но не больше 250.
- Превышение скорости — от 50 злотых (в случае превышения до 10 км/ч) до 400-500 злотых, если водитель превысил на 50 и более км/ч.
- Медленная езда. Если водитель на автобане едет слишком медленно, его могут оштрафовать на сумму от 50 до 200 злотых.
- Невыполнение требований полицейского — 500 злотых. Такой штраф могут наложить, если человек вышел из машины без разрешения или убрал руки с руля во время проверки.
- Недействительный страховой полис. Для водителей грузовиков — от 1680 до 8400 злотых в зависимости от срока просрочки, для легковых — от 1120 до 5600, а для остального транспорта — от 190 до 930 злотых.
- Нарушение требований парковки. Стоянка на месте для инвалидов — 500-800 злотых. Отказ от оплаты за стоянку — 100-550 злотых.
- Нахождение в нетрезвом состоянии (более 0,2 промилле) — от 300 до 500 злотых. При наличии в крови свыше 0,5 промилле, преступление относится к категории уголовных. При этом человеку грозит до 2-х лет тюрьмы. В случае аварии в таком состоянии могут посадить на срок от 3-х лет.
- Нарушение правил перевозки — 100 злотых за каждого лишнего человека (до 500 злотых). Также забираются права на период до 3-х месяцев. Если нарушение касается детей, берется 150 злотых.
- Также в Польше могут оштрафовать за непристегнутый ремень (100 злотых), использование телефона во время движения (200 злотых), вождение без включения фар (от 100 до 200 злотых) и т. д.
Заключение
Во избежание проблем во время путешествия необходимо четко понимать, какие бывают автодороги в Польше, каким образом они классифицируются, и каким требованиям необходимо следовать при движении по ним. Так что изучаем особенности и требования, а уже после едем в Польшу. В ином случае поездка может вылиться во множество дополнительных расходов и неприятное общение с представителями полиции.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Долговечность резины по дорогам России
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Грузоперевозки из Польши в Калининград
- Время пришло менять АКБ, что нового в не дорогом сегменте?
- Обзор самых опасных парковок на территории Европы
- Беларусь намерена пересмотреть тарифные ставки проезда по платным дорогам
- "Дрова" на дороге валяются
- Водителям грузовиков предлагают отказаться от парковки на неохраняемых стоянках
- Польша не намерена спорить с Россией о количестве «дозволов»
По отзывам родственников, побывавших в Польше, дороги там не в лучшем состоянии. Как обычно, только в больших городах дорожное полотно приемлемого качества. Но около 40 % всех дорог страны в плохом или неудовлетворительном состоянии.
Было интересно почитать о том, как устроены автомобильные дороги Польши, о принципах их классификации. Довольно содержательная и интересная обзорная статья.
Сперва прочитав про такой контроль и штрафы, ужаснулся. Позже мне товарищ сказал, что контроль скорости встречается довольно редко и в основном все летают под 120 км/ч. А вот с заправками на некоторых трассах бывает реально проблема. Их мало.
Много чего нового я узнала о дорогах Польши. Действительно, это нужно знать всем кто планирует поездку в Польшу, особенно о платных дорогах. Ну, а о дорогах конечно слов нет, всё-таки Европа!
Честно говоря, всегда удивлялся, насколько сложной и разветвленной является дорожная сеть в Польше. Более 420 000 километров - это действительно внушительно. Приятно видеть, что правительство уделяет внимание как строительству новых, так и улучшению существующих дорог. Особенно радует, что они создают как платные, так и бесплатные маршруты, что даёт выбор водителям. Вспоминаю, как в Германии автобаны тоже являются основными артериями для передвижения, но система платных дорог там несколько иначе организована, и Польша, похоже, нашла свой уникальный подход. Касательно грузоперевозок, понятно, что на дорогах с такой загруженностью и разнообразием грузов, как в Польше, необходимо строго следовать правилам, чтобы избежать штрафов. Введение системы KAS вместо viaTOLL - интересный шаг, подчеркивающий стремление к цифровизации, и, надеюсь, это облегчит жизнь перевозчиков. Польская система штрафов также кажется достаточно суровой, но, вероятно, это оправдано для поддержания порядка на дорогах. Особенно впечатляет, что водители могут избежать предъявления прав, если они в польской базе данных, что существенно упрощает процесс для местных жителей. В целом, Польша демонстрирует пример комплексного подхода к решению транспортных задач, и это вызывает уважение.
Интересно, как в Польше классифицируются дороги, особенно автомагистрали и скоростные шоссе. Такое внимание к деталям с обозначениями и нумерацией помогает поддерживать порядок и ясность. Это, конечно, выгодно отличает их от некоторых других стран, где можно запутаться в системе нумерации.
Замечательно, что Польша активно работает над развитием своей дорожной инфраструктуры. Введение KAS вместо viaTOLL - это важный шаг вперед. Это напоминает мне, как в других странах переходят на более современные системы оплаты, что облегчает жизнь водителям и перевозчикам.