"Дрова" на дороге валяются
Спутниковые системы навигации являются сегодня чуть ли не единственной возможностью для транспортной компании, позволяющей сберечь лишние литры бензина или солярки. Водители, открыто и шифруясь, всячески противодействуют разным способам контроля, старательно оберегая свою свободу действий на дороге. Способность диспетчера «высоко сидеть, далеко глядеть» совсем не по душе дальнобойщику.
Руководство транспортной компании стремится снизить затраты на топливо. А водитель справедливо считает, что имеет право получать дополнительный доход от реализации сэкономленной солярки. Тем более что для этого существует огромное количество альтернативных вариантов, особенно если маршрут лежит в западном направлении.
Как сэкономить топливо и обеспечить дополнительный доход?
Схема нелегальной помощи самому себе достаточно проста и основана она на разнице в стоимости бензина и дизтоплива в Беларуси и странах ЕС. Тяжёлый грузовик, оснащённый топливными баками, берёт курс на Литву и продвигается дальше в заданном европейском направлении. В Польшу с полными баками соваться нет смысла. Эта страна ввела ограничение на объём ввозимого топлива. Здесь придётся объясняться. Литва пока смотрит на всё сквозь пальцы. Белорусские цены на топливо позволяют безболезненно проехать 300 км через Литву, перевезти груз до места назначения и вернуться без дозаправки. Оставшуюся солярку можно предложить коллегам. Для этого достаточно сообщить по рации о готовности «продать дрова». Спрос есть всегда.
Рефрижераторы как будто специально приспособлены для такого рода сделок. Во-первых, машина имеет дополнительный топливный бак, который, по сути, обеспечивает работу холодильной установки, а на самом деле в нём прекрасно хранится топливо, предназначенное для последующей продажи. Во-вторых, именно холодильная установка позволяет существенно экономить. Для этого её необходимо сначала включить на максимальную мощность, а затем отключить совсем. Установка не работает, процесс разморозки сдерживают изотермические свойства кабины, дополнительный расход топлива приостановлен. Красота! Но при этом:
- груз способен легко переморозиться;
- отключенная вентиляция способствует порче и повреждению груза, несмотря на то, что постоянная температура сохраняется.
Но существуют более безболезненные способы, как сэкономить топливо. Для этого можно использовать специальные приёмы и стили вождения. На расход топлива влияют дорожные и погодные условия. Кроме того, водитель с этой же целью в полной мере использует рельеф местности, а также ситуацию движения в плотном транспортном потоке. А ещё можно элементарно отключить автономный обогреватель кабины.
Сэкономленный бензин: что делать?
На рынке электронного оборудования для транспортных компаний давно предлагаются различные навигационные системы, обеспечивающие контроль перемещения и технического состояния грузового автомобиля в процессе перевозки груза. Но чем настойчивее действует поставщик оборудования, тем вероятнее нарваться на сопутствующие продукты, за которые придётся заплатить.
Потребуется установка дополнительных датчиков и промежуточных контрольных точек. Топливные баки тяжёлых грузовиков требуют калибровки. И всё это желательно протестировать, а для того, чтобы закрепить результат – продублировать. К итоговой стоимости предложения добавляется не один, а три нуля.
Обслуживание в процессе эксплуатации потребует дополнительных затрат. Топливный бак деформировался – следовательно надо вновь проходить калибровку. Сгоревший датчик или процессор необходимо будет поменять.
Если не торопиться с установкой спутниковых систем навигации, следует тщательно проанализировать возникшую с перерасходом топлива ситуацию. Прежде всего, надо отобрать тех водителей, в честности которых можно быть уверенными до конца. Такой сотрудник топливо не продаёт. Следовательно возникает вопрос к работе топливной системы. Её ремонт также обойдётся недёшево.
Существует ещё одна модель поведения администрации транспортной компании. Для этого надо прекратить играть с водителем «в кошки-мышки». Водитель экономит топливо, с целью последующей его реализации. Почему же тогда самому работодателю не расплатиться со своим сотрудником за экономию солярки в виде премирования или других выплат. Впрочем, это новые трудовые функции, которые необходимо возлагать в качестве должностных обязанностей на сотрудников аппарата. Им также надо платить заработную плату. Вот и получается, что экономия дизтоплива тянет за собой новые расходы.
Выход есть…
Панацеей, в данном случае, может стать аутсорсинг – передача ряда производственных процессов другому юридическому лицу. Водитель становится ИП – индивидуальным предпринимателем. Он готов приобрести или взять в аренду тяжёлый грузовик, тягач с прицепом. Весь автомобильный парк находится на базе транспортно-логистической системы. Компания содержит спецтехнику, обслуживает её. У неё же на балансе складские мощности. Водитель – не сотрудник, а полноправный партнёр. Он обеспечивается заказами. Причём он может выбирать груз из нескольких вариантов. В дальнейшем осуществляет перевозку груза в назначенный пункт.
В итоге владелец фуры сам решает:
- что, куда и по какой цене перевозить;
- как и где заправляться;
- каким образом ремонтировать грузовик.
По результатам выполнения заказа транспортная компания определяет условия дальнейшего сотрудничества. В итоге, только качественно исполненная работа станет определяющим фактором для дальнейших перспектив водителя в рамках партнёрского сотрудничества с автотранспортным предприятием.
- Как можно сэкономить?
- Как я отношусь к грузоперевозкам?
- Как зимой снизить расход топлива?
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Как не допустить конфликтных ситуаций?
- Как правильно организовать работу спецтехники
- Как не ошибиться при покупке и продаже спецтехники б/у?
- Как система ГЛОНАСС экономит тонны горючего
- Как сэкономить топливо при организации грузоперевозок?
- Как сократить расходы на топливо?
Очень полезный материал, особенно в части примеров экономии топлива, хорошо и ясно все описано в части способов и приёмов
А что мешает дистанционно контролировать уровень топлива в баках? GPS трекеры и датчики стоят сейчас недорого.
Для владельцев автокомпаний стимулирование водителей за полученную экономию топлива может быть эффективным рычагом.
Хм... Раньше и не знал, что можно так экономно расходовать топливо. Да и насчет продажи оставшейся солярки - отличный совет. Дополнительный доход - это всегда хорошо, да и коллегам топливо лишним не будет!
Партнерские отношения с водителем могут быть выгоднее для транспортной компании, чем постоянное усиление контроля. Да и немало потерь из-за порчи грузов, если водитель вздумает отключить рефрижератор.
Эти спутниковые системы навигации, наоборот могут обусловить не экономию топлива водителями. Зачем водителям заворачиваться по поводу экономии, если они с этого ничего не будут иметь?
Очень интересный и детальный материал, но как насчёт человеческого фактора и людской совести? Как говорится, чтобы избежать кражи сэкономленного топлива, доверяй, но проверяй. Поэтому желательно для автотранспортной компании поменьше экономить на GPS трекерах или других средствах отслеживания.