АЗС, классификация и типы

Наличие на балансе предприятия либо организации собственной АЗС – это выгодное решение в случаях, когда деятельность субъекта связана с организацией транспортных и других услуг, оказание которых влечет за собой необходимость использования нефтепродуктов. Если на территории предприятия либо на месте выполнения работ имеется автозаправка, это обеспечивает необходимый запас топлива и тем самым гарантирует непрерывную деятельность. 

Кроме того, ведомственная заправка позволяет вести строгий учет горючего и не переплачивать при этом за его покупку на сторонних станциях. Статистика свидетельствует о том, что благодаря оптовым закупкам нефтепродуктов становится возможной экономия не менее 20 процентов средств, поэтому затраты на организацию такого объекта в пределах промышленного предприятия, компании либо организации окупаются в среднем в течение 1 года.

Как видим, причин для того, чтобы обзавестись собственной станцией ГСМ, достаточно, но чтобы правильно подобрать ее формат, следует разбираться в типах существующих автозаправочных станций и ориентироваться в особенностях каждой из них.

Возникновение и развитие автомобильных заправочных станций

Прежде чем описывать историю появления подобных объектов, необходимо разобраться с тем, что они собой представляют. Итак, автозаправочной станцией принято считать комплекс сооружений и используемого там оборудования, предназначенных для заправки транспортных средств топливом. 

Важно

Отсчет истории автозаправок ведется с 1907 г., именно тогда в американском городе Сиэтл открыли первую АЗС в том виде, к которому мы сегодня привыкли. Ее владельцем была компания Standard Oil of California.

В то время заправки выглядели как 1-2 установленные на подпорки цистерны, горючее из которых заливалось самотеком непосредственно в баки заправляющихся авто без каких-либо насосов. 

Вскоре собственники поняли, что необходимо стандартизировать бизнес, поэтому к 20 годам большинство американских заправок обрело единый облик, а спектр оказываемых ими услуг расширился. Кроме покупки бензина там стало можно купить покрышки и запчасти, перекусить и отдохнуть. Сами объекты обрели более привлекательный вид, стали комфортабельными – появились вывески, которые светились в темное время суток, удобные подъездные пути, открылись магазинчики и кафе.

Приблизительно на этот период пришелся рассвет автопромышленности – с заводов Генри Форда стало сходить все больше автомобилей. Машина из разряда предметов роскоши перешла в необходимое средство передвижения,  следовательно, возросло количество потребляемого топлива, значит, возникла потребность в увеличении количества АЗС. К концу 20 годов стали появляться первые колонки с механическими дозаторами, а к концу 1930 – оборудование с дозаторами электрическими. 

АЗС, классификация и типы

В указанный период автозаправки стали распространяться не только в  США, но и в Германии. Там их устанавливали не на трассах, а прямо на тротуарах, бензин качали насосами. 

Массовое распространение автозаправочных станций в Европе пришлось на 40-50 годы прошлого века. Тогда практически в каждом государстве стали активно строить комплексы, на территории которых можно было и машину заправить, и получить полный спектр сопутствующих услуг (подкачать или заменить шины, выполнить мелкий ремонт), а также передохнуть, перекусить или купить продукты.

Появление первых заправок в России пришлось на 1911 год, тогда во многих крупных городах появились механические колонки. Их количество в Российской империи того периода составляло около 450 штук. 

До войны о наличии какой-либо сети заправок в Союзе говорить не приходилось, ведь в ней не было потребности – машин советскими улицами ездило ничтожно мало. Активное строительство подобных объектов началось после Второй мировой, когда в государстве увеличился автопарк.

Несмотря на то, что развитие сети было небольшим, она полностью восполняла потребности населения. В те времена использовались преимущественно  отечественные бензоколонки, иногда попадались импортные, в основном - чехословацкие аналоги. 

АЗС, классификация и типы

Примечательно то, что рассчитаться за бензин наличными в то время было нельзя – оплата производилась талонами, выдаваемыми либо по разнарядке на предприятиях, либо покупаемыми в специальных магазинах.

Интересен тот факт, что заправить на таких объектах можно было только 76 или 92 бензин, в связи с чем возникали проблемы у тех немногих гостей Советского Союза, которые въехали в страну на своих машинах, работающих исключительно на 95 бензине. Такой продавался лишь на специализированных АЗС и исключительно по спецталонам. 

Бум строительства заправок в СССР начался к середине 70 годов, года в массовое производство вышли знаменитые «Жигули». Тогда же расширился ассортимент продаваемых там нефтепродуктов, включая 95 бензин, на котором ездили в  основном машины зарубежного производства. 

АЗС, классификация и типы

К «Олимпиаде-80» советские заправки уже больше напоминали заграничные аналоги, на них открылись магазины и кафе, появилась возможность оплаты наличными.

Первые частные АЗС стали строить только после распада Союза, к 90 годам прошлого века. Тогда были часты случаи нарушения в процессе введения в эксплуатацию стандартов безопасности, что повлекло за собой участившиеся ЧП.

По каким признакам классифицируются АЗС

Классификация современных заправок осуществляется по целому ряду критериев:

  •  С точки зрения конструкции (модульные, блочные, мобильные, контейнерные).
  •  По размещению резервуаров с топливом (под- и надземное, на шасси транспортного средства).
  •  По месту размещения (городские и сельские, дорожные, речные).

Отдельного внимания заслуживает классификация по назначению объектов. В этой связи их подразделяют на такие категории:

  •  Ведомственные, находящиеся в собственности или на балансе крупных компаний и предприятий. Наличие таких заправок позволяет организациям, использующим обширный парк техники, обрести независимость от поставок топлива и обеспечить непрерывную деятельность.
  • Заправки общего пользования – объекты, на которых бензин и солярка отпускаются всем желающим в неограниченных количествах.

Классификация по конструктивному исполнению

Разница в конструкции, в отличие от иных перечисленных выше признаков, оказывает более заметное влияние на функциональные особенности АЗС и ее возможности, поэтому постараемся уделить данной классификации больше внимания.

КАЗС

Аббревиатура расшифровывается как «контейнерная автозаправочная станция», а сам термин называет заправку, где топливо, раздаточные колонки и пульт управления находятся в пределах одного контейнера. Между собой подобные объекты рознятся только емкостью резервуаров, особенностями оборудования и количеством, а также типом раздаточных колонок. 

контейнерная автозаправочная станция

На некоторых таких станциях используют специальные вибрационные фильтры, применение которых повышает качество топлива, избавляя его от грязи и прочих примесей.

Эта разновидность АЗС востребована на предприятиях, крупных строительных объектах, деятельность которых неразрывно связана с использованием большого количества транспорта и спецтехники. Также КАЗС нередко применяют и в качестве пунктов временного хранения топлива. 

МАЗС

Модульная АЗС – самая популярная разновидность мобильных заправок, сочетающих в себе доступную стоимость (актуально для людей, которые мечтают открыть собственное прибыльное дело) и высокую производительность. Благодаря модульному исполнению становится возможным обустройство заправки любой конфигурации, отвечающей при этом строжайшим требованиям в плане безопасности. 

Модульная АЗС

В плане конструкции такие объекты представляют собой отдельное размещение резервуаров с топливом (контейнеров) и топливораздаточных колонок - заводских изделий, полностью готовых к эксплуатации без необходимости выполнения каких-либо предварительных настроек. На современном рынке представлены МАЗС, предназначенные для хранения и продажи до 4 видов жидкого топлива.

Данный вид автозаправок обладает целым рядом преимуществ, а именно:

  •  Мобильность, отсутствие привязки к конкретному участку земли, что позволяет использовать объект, фактически где угодно.
  •  Оперативный ввод в эксплуатацию (все конструктивные элементы поставляются покупателю готовыми к использованию).
  •  Два варианта исполнения (сокращенный и с более широким функционалом).
  •  Возможность эксплуатации без предварительных согласований.

Максимальный уровень безопасности (резервуары двустенные, установка не оказывает негативного воздействия на экологию), простота и неприхотливость обслуживания, работать на таких АЗС могут люди без спецподготовки.

Блочная заправка

Блочная заправка, именуемая БАЗС, - это конструкция, предназначенная для продолжительного хранения и продажи нефтепродуктов. Ключевым ее отличием от упомянутых выше разновидностей является тот факт, что топливный резервуар находится под землей, а топливораздаточные установки - над ней. На таких станциях допускается одновременное хранение и продажа до трех разновидностей топлива, это может быть как дизель, так и разные марки бензина.

 Блочная заправка

В плане конструкции блочные автозаправки выполнены в виде совокупности топливного резервуара (двустенная цистерна), колонны для навеса и собственно навеса. Примечательно то, что управляться такие объекты могут вручную (оператором) либо автоматически.

Благодаря интегрированному оборудованию, становится возможным тщательный контроль качества топлива – определение его плотности, объема, температуры и прочих характеристик. Максимальная степень безопасности БАЗС обусловлена наличием на каждой из них автоматической системы пожаротушения.

Передвижная АЗС

Передвижная АЗС

Описывая ПАЗС, отметим, что под данной аббревиатурой кроется не что иное, как обычный грузовик, оснащенный цистерной и специальным оборудованием для разлива светлых нефтепродуктов плотностью до 0,86 гр./1 куб. см. Используются такие транспортные средства в регионах, где недостаточно стационарных автозаправок. В стандартную их комплектацию обычно входит:

  •  Топливная цистерна.
  •  Генератор для обеспечения электроснабжения.
  •  Колонка для раздачи топлива.
  •  Система учета, оборудованная дисплеем, на котором отображается расход топлива. 

Передвижные автозаправки отлично зарекомендовали себя не только в отдаленной местности, но и на популярных туристических маршрутах, на стройплощадках и в огромных фермерских хозяйствах. Незаменимы они и в случаях, когда необходим ремонт технологического оборудования на стандартных АЗС.

АГНКС

АГНКС

Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции разработаны для осуществления заправки транспорта альтернативными видами топлива, например, сжиженным газом.

Главная особенность таких станций заключается в том, что газ, поступающий по их газопроводу, проходит предварительную обработку – очищается от примесей, сжимается, осушается и хранится в специальной емкости, а потом подается в баллон ТС под высоким давлением.

Количество автозаправок в России, сетевые АЗС

Более 65 процентов всех функционирующих на территории РФ стационарных АЗС находится в частной собственности. Ключевыми игроками данного рынка являются АЗС «Роснефть», которая владеет почти тремя тысячами заправок в стране.

На втором месте – АЗС «Лукойл», в чьей сети больше 2600 заправок, а на третьем – АЗС «Газпром» с более 1200 заправками. Это признанные лидеры, которые в определенной степени являются монополистами, представленными в каждом регионе государств.

АЗС «Роснефть»

Заключение

Существующее на сегодняшний день разнообразие автозаправочных станций позволяет восполнить потребности широкой категории потребителей, а также открывает безграничные возможности для людей, планирующих  открытие собственного дела, связанного с продажей топлива.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 7 Просмотров: 1400
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 08-05-2022 / Обновлено: 08-05-2022
Поиск запроса "азс, классификация и типы" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Нина Калуга 23.05.2022

Статья хорошая и познавательная, а что касается автозаправок на балансе предприятия то это думаю выгодно во всех отношениях, особенно по цене так как закупается горючее по оптовой цене.

0
0
Ответить
Максим Ставрополь 30.05.2022

Уже давно АЗС не просто место для заправки машины. Сюда столько налепили, что ты приезжаешь, можешь попить качественный кофе, можешь перекусить, можешь машину помыть. Владельцы не столько на топливе зарабатывают, сколько на сопутствующем товаре.

2
0
Ответить
Анна Оренбург 30.05.2022

У нас по Оренбургской области стабильно работают только заправки известных сетей. Маленькие частные заправки не выдерживают конкуренции и быстро закрываются.

0
0
Ответить
Антон Балаково 30.05.2022

Наткнулся на эту статью просто, мимолетно, но довольно интересно было почитать. Хоть теперь некоторые ясности есть. Что-то новое я открыл для себя, спасибо автору!

0
0
Ответить
Бурхан 21.11.2024

Честно говоря, статья оказалась более познавательной, чем я ожидал. Когда речь заходит о собственных АЗС для предприятий, это, конечно, действительно звучит как стратегическое преимущество. Особенно учитывая возможность экономии до 20% на топливе благодаря оптовым закупкам — это впечатляет! Вспоминая опыт крупных корпораций в Европе, таких как DHL, которые используют собственные заправки для своего автопарка, становится понятно, что это не только экономия, но и контроль над ресурсами. К тому же, ведение строгого учета горючего на собственной АЗС помогает избежать недостач и других неприятных сюрпризов. В статье хорошо объяснены различные виды АЗС, и я бы, наверное, выбрал модульную АЗС для начала, так как она предоставляет большую гибкость и не требует сложных согласований. Это как с выбором между арендуемой и собственной недвижимостью: в долгосрочной перспективе свой объект всегда выгоднее.

0
0
Ответить
Палладий 22.11.2024

В статье очень хорошо раскрыта тема классификации АЗС. Мне особенно понравилось, как объяснены преимущества модульных и контейнерных заправок. Это напоминает подход, который используют в строительстве временных объектов — быстро, эффективно и с минимальными затратами. Интересно, что такая гибкость позволяет адаптироваться к изменениям на рынке.

0
0
Ответить
Викторин 23.11.2024

Наличие собственной АЗС — это, безусловно, шаг вперед для любой компании с большим автопарком. Это как иметь свой собственный источник воды в пустыне. Особенно интересно, как ведомственные заправки помогают снижать издержки и обеспечивать бесперебойную работу. Прекрасный пример стратегического управления ресурсами!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: