Белорусский грузовик МАЗ КАМАЗУ не соперник
Автотранспортная отрасль республики Беларусь имеет свои традиции, на основании которых Минский автозавод пытается воссоздать положение лидера на постсоветском пространстве по производству грузовиков.
Оглавление
Выбор: купить МАЗ или КАМАЗ?
После становления Союзного государства предприятие наращивало экспортные поставки на внутренний российский рынок.
Этому процессу сопутствовали дружеские отношения между Россией и Беларусью. С недавних пор политическая обстановка кардинальным образом изменилась. Главы обеих государств пытаются отстаивать свои собственные интересы на фоне общей международной внешнеполитической обстановке в ущерб совместному сотрудничеству.
Большую роль сыграли антироссийские санкции, который вынудили правительство РФ повернуться, наконец, лицом к отечественному производителю. В то время как для белорусских грузовиков ситуация на российском авторынке продолжает усугубляться. По всем показателям МАЗ проигрывает своим главным российским конкурентам.
Согласно информации аналитического агентства «Автостат», в 2016 г на территории РФ было зарегистрировано 3,3 тыс. новых грузовиков МАЗ. Это на 9,5% меньше, чем в 2015 г. В это время камский производитель усиленно наращивает свою нишу на рынке. Сегмент проданных грузовиков КАМАЗ в 2016 году составил 38%. Рост составил 15%.
ВажноМАЗ страдает из-за формального положения «иностранца» на внутреннем рынке РФ.
Его лишают привилегий в сфере государственных закупок и государственных программ, направленных на поддержку нашего автопрома. При этом грузовик МАЗ продолжает восприниматься большинством россиян как отечественный бренд со всеми, присущими ему, недостатками и небольшими, но, порой, весьма существенными, достоинствами.
Данное двойственное положение сыграло против интересов белорусского автопрома. Пока ситуацию спасают самосвалы БЕЛАЗ. Они помогли дотянуть показатели увеличения объёмов роста экспорта на 34,9%. Жодинский производитель сумел воспользоваться удачной рыночной конъюнктурой, которая сложилась в добывающей отрасли. Увеличение цен на сырьевые продукты повысил платёжеспособность данного сектора экономики.
Автобусы и спецтехника «вытянут» российский рынок
Более выигрышным оказалось положение автобусов МАЗ. В целом российский авторынок автобусного транспорта за 2016 г сумел подняться на 15,9%. МАЗ преодолевает средний показатель и успешно закрепился на третьем месте. Экспортные поставки белорусских автобусов увеличились на 61,8% по сравнению с 2015 г. И это лучшая позиция, по сравнению с белорусскими грузовиками.
Надо отдать должное организаторам выставки «Белагро-2016», которая прошла в июне прошлого года в рамках III Форума регионов России и Беларуси. Белорусское представительство добилось поразительных результатов при заключении крупных контрактов на поставку автобусов МАЗ и «Неман», выполненных на шасси Iveco.
В данном случае Минск воспользовался правом на участие в муниципальных закупках.
В качестве перспективного варианта, позволяющего сохранить достойный уровень экспортных поставок на российский авторынок, является производство спецтехники. И в данном сегменте на помощь опять же приходит Жодинский автозавод.
На поставляемые им шасси достаточно успешно монтируется специальное оборудование и технологические надстройки зарубежного производства. Такое соотношение импортного и белорусского (читай: качественного и доступного) несколько приближает полученный результат к запросам отечественных потребителей.
Руководство МАЗа это направление деятельности реализует в числе основных, что доказывается демонстрацией в третьем квартале 2016 года крупнотоннажного мусоровоза, отличающегося повышенным коэффициентом уплотнения. Кузов от голландского производителя GeesinkNorba успешно монтирован на двух- и трёхосное шасси МАЗ-590314-N10 и МАЗ-690GB5-N10 соответственно.
Как белорусское руководство помогает своему автопрому
Сниженные цены увеличивают шансы минского автопроизводителя при участии в конкурсах и тендерах. Наши коммунальщики уже проявили повышенный интерес к мусоровозам с задней загрузкой. Но Минск рассчитывает и на европейский рынок.
На площадке автозавода «Могилёвтрансмаш» китайская компания Zoomlion реализует проект по производству спецтехники. Первые образцы, буквально, на днях покинули конвейер предприятия. На шасси МАЗ выполнены автомобильные краны разной грузоподъёмности: 40 и 60 тонн. Автокраны впервые вошли в перечень машин, выпускаемых на территории РБ.
Кроме того, появились новые модели коммунально-уборочной спецтехники. Партнёр из КНР имеет громкое имя в сфере создания строительного оборудования. В перспективах сотрудничества с Беларусью заложены проекты по выпуску строительной, коммунальной и дорожной спецтехники. В настоящее время определены основные рынки сбыта новой продукции.
ВажноПотребителями станут Россия, Украина и Казахстан, а также ближайшие соседи РБ по Евросоюзу: страны Прибалтики, Польша, Венгрия и Болгария.
Кроме того, личные поездки А.Г. Лукашенко подготовили благоприятную почву для поставок новой спецтехники в страны Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.
В заключение
Будущее белорусского автопрома относительно российского рынка во многом зависит от политической конъюнктуры. На что может рассчитывать МАЗ, если господин А.Г. Лукашенко не стал подписывать главный для Союзного государства экономический документ – Таможенный кодекс, отказавшись принять участие в саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге 26 декабря 2016 г.
Однако нет ничего невозможного и подтолкнуть двух лидеров к продуктивному разговору помогут своевременные скоординированные усилия российско-белорусского бизнес-круга. Внешняя торговля, в том числе в сфере автомобильной промышленности, нуждается в выходе на совершенно новый уровень, когда будут учитываться интересы промышленно-предпринимательского сообщества.
- Куплю документы на самосвальный полуприцеп МАЗ 953000-014 или МАЗ 953000-017
- Стремянка полуприцепа МАЗ
- Белорусские права в России
- Замена шкворней маз 5337
- Экспертиза грузовика
- Понизилось качество минских тракторов и грузовиков МАЗ
- Египет и Судан готов эксплуатировать белорусские грузовики и спецтехнику
- Белорусская экспозиция строительных грузовиков на выставке Budexpo-2018
- Конкурентная борьба между КАМАЗ и МАЗ вступает в новую фазу
- Соперничество МАЗ и КАМАЗ продолжится на «Шёлковом пути»
Считаю, что надо находить общий язык и идти на определенные уступки, ведь МАЗ - не такие уж и плохие грузовики.
Я так думаю, разберутся белорусы со своим автопромом, а особенно с грузовыми машинами и спец. техникой без чьей-либо помощи. И всё у них будет хорошо.
Россия держит МАЗ на формальном положении "иностранца", помогая своим инвестициями и налоговыми льготами, тем самым облегчая условия конкурентной борьбы. МАЗ отвечает улучшением качества. Это хорошо - здоровая конкуренция.
Хорошие грузовики как и МАЗ, так и КАМАЗ, конечно если сравнивать в лоб кто лучше, то конечно же будет КАМАЗ, а тут уже зависит все финансирования, кто больше денег вкладывает, та техника будет работать лучше, естественно Россия богаче и финансирует лучше, вот и все.
Мне кажется, что ситуация с МАЗом и КАМАЗом напоминает историю противостояния Airbus и Boeing в авиационной индустрии. Здесь также присутствует элемент политики, и, несмотря на общие корни, каждый из производителей пытается занять свою нишу в меняющейся экономической и политической среде. Однако, что действительно вызывает интерес, так это как БелАЗ и его самосвалы смогли компенсировать потери, которые несет МАЗ. Это показывает, что гибкость и адаптация к рыночным условиям могут принести свои плоды. Учитывая, что белорусская спецтехника, как мусоровозы с голландским кузовом, находит применение и на российском рынке, становится ясно, что качество и инновации могут стать ключевыми факторами успеха. Важно, что в условиях политической нестабильности и санкций, стратегические партнерства, как с Zoomlion, могут открыть новые возможности для белорусского автопрома. В этом плане можно провести параллели с тем, как Tesla привлекала внимание к своим новым моделям и технологиям, несмотря на скепсис и конкуренцию. Это направление, на мой взгляд, стоит развивать и дальше, уделяя особое внимание экспортным рынкам, таким как страны Евросоюза и даже более отдаленные регионы. Конечно, непонятно, как долго продлится эта поддержка и окажется ли она эффективной в долгосрочной перспективе, но, возможно, это лучший вариант, который есть у белорусских производителей на данный момент.
Сотрудничество с китайскими партнерами, на мой взгляд, выглядит перспективным шагом для белорусской автомобильной промышленности. Это можно сравнить с тем, как Huawei выходит на международные рынки, используя локальные производственные мощности. Диверсификация рынков сбыта может стать ключом к успеху.
У меня вызывает интерес, как белорусский автопром пытается адаптироваться к изменениям на российском рынке. Особенно радует, что автобусы МАЗ смогли занять третье место по поставкам. Это показывает, что даже в условиях жесткой конкуренции можно находить свои ниши. Важно не останавливаться на достигнутом и искать новые рынки.