Бортовая сеть грузовых автомобилей
Бортовая сеть грузовых автомобилей состоит из генератора, аккумуляторной батареи, защитных и коммутационных устройств. В отличие от легковой техники напряжение на таких машинах в два раза выше — 24 В. Причина состоит в более мощном оборудовании под капотом, требующем высоких токов.
Оглавление
Генераторы, установленные в системе, имеют другую конструкцию и справляются с повышенными токами. Ниже разберемся, в чем особенности конструкции бортовой сети грузовика, от чего зависит пусковой ток, внутреннее сопротивление и другие параметры. Разберемся с правилами эксплуатации системы.
Почему в легковушках 12 В, а в грузовиках 24?
В легковых автомобилях установлен только один аккумулятор, который выдает напряжение 12 В. В грузовых м массой от 8 тонн и на специальной технике используется вдвое больший параметр — 24 В. Причина — наличие на борту оборудования большей мощности, потребляющее более высокие токи. Если использовать обычные аккумуляторные батареи, они будут быстро разряжаться, а в некоторых случаях вообще не потянут нагрузку.
ВажноВопрос поддержания напряжения бортовой сети грузового автомобиля лежит на генераторе. Его функция и заключается в постоянном подзаряде АКБ.
Конструктивно он отличается и имеет большие габариты, поэтому справляется с высокими токами.
От стабильной работы бортовой сети зависят следующие факторы:
- отсутствие проблем при пуске мощного двигателя;
- работа устройств, отвечающих за комфорт;
- стабильная работа блока управления;
- поддержание оптимальных токов.
24-вольтовые аккумуляторы отвечают за работу стартера и пуск двигателя, после чего к работе подключается генератор. Когда мотор отключен, система питает осветительные, звуковые и световые сигналы, сигнализацию, обогрев, охлаждение и другие узлы. Стандартная 12-вольная сеть не способна выдержать такие нагрузки.
С учетом скорости развития технологий напряжение 24 В — далеко не крайняя точка. В ближайшее время могут появиться новые решения, предусматривающие повышение потенциала и снижение токов. Также возможна унификация и оптимизация выпускаемых систем
Устройство 24-вольтового электропитания
Бортовая сеть грузовика представляет собой комплекс элементов, объединяющих источники напряжения и его потребителей. К первой категории относится генератор и АКБ, а ко второй — все устройства, которые нуждаются в питании.
Конструктивно бортовая сеть состоит из следующих элементов:
- коммутационные, защитные и распределительные системы;
- предохранительные колодки;
- реле;
- выключатели и переключатели;
- блоки коммутации и силовой части;
- электрическая проводка машины.
Напряжение 24 В от аккумулятора и генератора распределяется по грузовому автомобилю с помощью проводников разного сечения. Каждый провод имеет изоляцию, защищающую от короткого замыкания. Электрическая проводка объединяется в жгуты, проходит по днищу кузова через специальные отверстия к потребителям. Для фиксации электрической проводки применяют клипсы, хомуты и изоленту.
В подкапотном пространстве грузовика электрическая проводка собирается в жгуты и проходит в литых или гофрированных трубках. Для удобства провода имеют разный цвет с учетом источника подключения. Наличие такой маркировки упрощает поиск поломки и ТО грузовика.
В системе используется два аккумулятора для грузовых автомобилей, что формирует 24 Вольта. Два 12-Вольтовых АКБ соединяются последовательно, что формирует единую сеть. Если говорить более точно, с одном источнике питания на 12 В встроено шесть по 2 В. У грузовиков в блоке питания соединяется 12 батарей на 2 В каждая.
Особенность в том, что зарядка и разрядка упомянутых блоков выполняется одновременно. Для зарядки используется общее напряжение в 28.8 В. Это значит, что каждая из 12 банок должна иметь 2.4-вольтовое напряжение.
Емкость и внутреннее сопротивление грузовой АКБ
Вновь устанавливаемые на грузовики батареи должны иметь идентичную емкость. При последовательном подключении параметр не суммируется. По правилам берется показатель менее емкой батареи. К примеру, если подключить два 12-Вольтных аккумулятора на 200 и 100 А*ч, получится АКБ на 24 В и 100 А*ч. Как только разрядится аккумулятор меньшей емкости, происходит размыкание сети из-за невозможности прохода тока через «пустую» батарею.
Не менее важный параметр для грузовых АКБ — внутреннее сопротивление. Его можно посмотреть на этикетке источника питания. Аккумуляторы с идентичным параметром разряжаются и заряжаются с идентичной скоростью. Если сопротивление во всех 2-вольтовых секциях одинаково, подаваемое напряжение заряда разделяется равными частями между всеми элементами.
В большинстве случаев АКБ с идентичным сопротивлением должны быть выпущены одним заводом-изготовителем в одинаковый день и иметь идентичные параметры тока / емкости. Но в условиях эксплуатации ситуация может меняться. В подкапотном пространстве грузовика одна батарея может обдуваться больше другой. В результате меняется температура и уровень заряда.
Хуже всего, когда в машине применяются АКБ разных заводов-изготовителей, имеющих разное состояние: шесть банок одной батареи имеют отличное сопротивление и параметры заряда-разряда с другой группой. В таком случае зарядка аккумулятора грузового автомобиля будет проходить неравномерно. В первую группу банок будет поступать 2.6 В, а во вторую — 2.1 В. Если сэкономить на покупке АКБ, одна батарея будет заряжаться быстрее, а второйпридется работать в постоянном режиме перезаряда.
Пусковой ток
Важным параметром при подборе аккумулятора для грузовика является пусковой ток. Он указывается на коробке источника питания, зависит от его класса и технологии производства. Если стартер вышел из строя, или двигатель нуждается в ремонте, аккумулятор с большим током повышает вероятность комфортного пуска.
Причина изготовления мощных АКБ не только в простом пуске зимой. Это связано с ем, что исправному стартеру не нужны высокие пусковые токи во время заводки мотора. У аккумуляторов с более мощным пусковым током имеется другое преимущество — возможность завести двигатель даже при глубоком разряде. Сразу стоит отметить, что допускать такую ситуацию в процессе эксплуатации нежелательно.
Такой режим пагубно влияет на состояние батареи и негативно сказывается на сроке службы. В процессе эксплуатации складывается такая тенденция, что характеристики батарей для грузовых и легковых машин постепенно ухудшаются.
Это касается емкости, напряжения пускового тока и прочих параметров. В таком случае могут возникать сложности с заводкой двигателя в морозную погоду или после длительного простая. В теории АКБ с лучшими характеристиками имеют больший срок службы, поэтому высокий пусковой ток — плюс для батареи.
Правила эксплуатации грузовых АКБ
Для поддержания оптимального напряжения аккумулятора грузового автомобиля и продления срока службы важно ответственно подойти к эксплуатации АКБ. Эксперты рекомендуют соблюдение следующих правил:
- Включайте приборы с напряжением 12 В только через понижающий инвертор, обеспечивающий переход с 24 на 12 В. Не рекомендуется подключать устройство только к одной батареи.
- Раз в 2-3 месяца меняйте позиции аккумуляторов. Это позволяет выровнять их емкость и устранить фактор негативных воздействий только на одну АКБ. Ситуация может касаться дополнительного охлаждения или нагрева.
- Очищайте корпус. В грузовиках аккумуляторные батареи плохо защищены от появления загрязнений. Со временем это приводит к появлению токов утечки. В результате грязный АКБ быстрее разряжается, что приводит к разбалансированию системы. Кроме того, постоянные низкие токи ведут к сульфатации пластин и преждевременному выходу из строя оборудования. Для очистки корпуса используйте раствор пищевой соды, чтобы избежать упомянутых выше последствий.
- Следите за чистотой клемм. От этого зависит качество контактных соединений и возможность поддерживать напряжение 24 В системы. Для обеспечения плотности соединения не нужно сплющивать клеммы или вставлять в них дополнительные предметы. Это может привести к повреждению вывода и невозможности дальнейшего применения АКБ. Все, что нужно — обеспечить чистоту клемм и плотность зажима.
- Контролируйте состояние внутренних элементов. Они должны быть полностью в электролите. Важно, чтобы уровень жидкости был на 1-2 см выше края пластин. При доливке необходимо применять только дистиллированную воду.
- В случае длительного простоя грузовика отключайте «минус» от АКБ. Это позволяет снизить риск саморазряда.
- Раз в три месяца заряжайте батарею по отдельности 12-Вольтовым ЗУ. Такой шаг способствует улучшению уровня заряда.
Проведение рассмотренных выше манипуляций позволяет увеличить срок службы двух АКБ и исключать разбалансировку. В последнем случае речь идет о разных уровнях заряда, изменении внутреннего сопротивления, емкостей и пускового тока. При появлении такой проблемы одна из батарей может «закипеть», что приведет к замыканию.
Заключение
Конструктивно аккумулятор для грузовых автомобилей не отличается от батареи легковушек. Разница в том, что на грузовике таких АКБ два, и они соединяются последовательно для получения большего напряжения. Для из зарядки применяется более мощный генератор, а потребители рассчитаны на 24 В. При этом требования к эксплуатации и обслуживанию аналогичны.
Необходимо следить за состоянием источника питания, поддерживать чистоту клемм и корпуса, периодически проводить подзарядку 12-Вольтным ЗУ и раз в несколько месяцев менять батареи местам. При правильном обслуживании можно существенно продлить срок службы АКБ и избежать замыканий в системе.
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- КамАЗ - тяжеловес отечественного рынка грузовой техники
- Урал Next поедет в страны с леворульным автомобильным движением
- Компания Iveco объявила о старте производства новой линейки грузовых автомобилей
- Электронные системы в грузовых автомобилях
- Как выбирать бортовой прицеп?
На больших расстояниях лучше все же фуры: дождь или снег в дороге могут изрядно подпортить груз, если он в открытой бортовой машине.
Учитывая современное развитие новых технологий более мощные агрегаты и системы требуют больших мощностей для работы машины. Вполне логично что грузовики имеют большую мощность чем легковые автомобили. Все эти аспекты отразил понятным языком автор статьи. Все нюансы подробно описаны и будут полезны как начинающему так и опытному водителю или автомеханику.
Очень полезная статья, много нового узнал для себя. Вообще, сейчас прогресс не стоит на месте и выпускается много разных грузовых машин, которые выделяются среди остальных повышенной мощностью. Моя мечта — купить белаз и покататься на нём. Ещё раз спасибо за статью.
Очень доходчиво изложен материал. Автору спасибо.
Интересно было почитать статью о бортовой сети грузовых автомобилей. Всегда удивляло, почему в грузовиках используются более высокие напряжения, и теперь стало понятно. Оказывается, более мощное оборудование и необходимость в высоких токах делают 24 Вольта оптимальным решением. Это напоминает мне ситуацию с промышленными электродвигателями, где повышенное напряжение также позволяет уменьшить токи и, соответственно, потери. Особенно полезно узнать, как правильно эксплуатировать аккумуляторы, чтобы продлить их срок службы, ведь это может сэкономить немало ресурсов. В статье приводятся подробные рекомендации по уходу за АКБ, и это напоминает правила обслуживания батарей в солнечных системах, где также важно учитывать все мелочи, чтобы не испортить дорогостоящее оборудование. Еще один интересный момент — использование двух аккумуляторов для достижения 24 В. Это похоже на систему в электронике, где часто применяют несколько элементов питания для увеличения напряжения. Думаю, что современные технологии, о которых упоминается в статье, скоро предложат еще более эффективные решения для грузовых машин. Все эти инновации, конечно, приведут к улучшению характеристик и надежности техники, что не может не радовать. В общем, статья полезная и познавательная, особенно для тех, кто хочет разобраться в нюансах электрооборудования грузовиков.
Ого, оказывается, грузовики используют 24 Вольта из-за мощного оборудования. Это объясняет, почему у них такие большие генераторы. Все логично и интересно!
Информация о необходимости регулярной подзарядки и обслуживании АКБ напомнила мне, как важно следить за деталями в любой системе. Без этого можно столкнуться с проблемами, особенно в зимние месяцы, когда нагрузка на аккумуляторы возрастает.