Электронные системы в грузовых автомобилях

электронные системы грузовых автомобилей

Современные автобусы и грузовые машины буквально «начинены» всевозможной электроникой. Микропроцессоры улучшают ходовые параметры ТС, снижают эксплуатационные расходы, повышают комфортабельность работы водителя и делают ТО более эффективным. Они воздействуют на:

  • Электрику: зажигание, освещение и прочие узлы.
  • Механику: мотор, ходовая часть и другие системы, отвечающие за управляемость и безопасность ТС.
  • Логистику: контроль работы техники, учет пассажиров.

Чтобы обеспечить сбор информации, на каждом автобусе или грузовике последних моделей устанавливается бортовая сеть, способная отправлять и получать сообщения по определенным наборам соглашений интерфейса. Официально они называются протоколами.

За счет подобной унификации процесса, различные электронные системы автомобилей, которых в машине может насчитываться до 10 штук, могут «понимать» друг друга. Если сообщение, отправленное по одному протоколу, надо конвертировать (преобразовать) в другой, то для этого имеются специальные шлюзы.

Бортовые системы электронного управления работой мотора или трансмиссии изначально монтировались на автомобиль заводом-изготовителем. Логистические компоненты (fleet management) довольно долго устанавливались сторонними организациями. Однако, на сегодняшний день, ведущие фирмы, такие как Scania или MAN, начали оборудовать стандартные версии своей техники и этими электронными системами автомобилей. Теперь передачу информации по беспроводной связи (GPS/GSM/WI-FI/RFID) о параметрах работы ТС на диспетчерский пункт обеспечивает Fleet management собственного производства.

Электронные системы автомобилей имеют достаточно большой расчетный срок службы. Он заметно превышает аналогичный показатель механических агрегатов и узлов и не зависит от пробега. Однако на практике продолжительность работы оказывается меньшей из-за воздействия влажности, вибрации и грязи. Если микропроцессоры выходят из строя, то качественную диагностику может выполнить только профессионал с необходимым оборудованием.

Нередко бывает так, что механики и водители не видят разницы между понятиями «электронный» и «электрический». К автоэлектрике относятся аккумуляторы, стартер, фары, электродвигатели для вентилятора и отопления, лампы накаливания, соединители, переключатели, проводка. Для управления ими в схему включаются электрические реле, которые срабатывают после определенного воздействия.

По мере усовершенствования транспортных средств, управление с помощью реле оказалось неэффективным. Вместо него появились устройства на микропроцессорах (ECU или ECM), с программным обеспечением и блоком памяти. Следующей ступенью развития бортовых электронных систем была их интеграция в единую управляющую систему.

После этого процесс стал выглядеть так. Например, во время переключения КПП, происходит обмен данными между ECU трансмиссии и ECU двигателя. В итоге мгновенно уменьшается крутящий момент, обеспечивая плавный переход на другую передачу.

Устройства разных изготовителей пользуются протоколами, от вида которых зависит степень интеграции. ECU двигателя получает команды от акселератора, датчиков температуры масла, антифриза, воздуха, турбокомпрессора, скорости. В результате топливная система моментально приспосабливается к изменившимся условиям и впрыскивает солярку в точно определенное время.

Благодаря этому, эффективность работы мотора увеличивается, а содержание вредных примесей в отработанных газах снижается. Кроме того, в памяти ECU двигателя хранятся параметры работы агрегата и коды неисправностей. После подключения микропроцессора к тестеру или ноутбуку, их можно считывать, для проведения точной диагностики.

ECU трансмиссии определяет момент изменения передаточных отношений. Этот микропроцессор тоже получает данные из разных источников: джойстика КПП, газовой педали, датчиков двигателя, скорости автомобиля и угловой скорости на выходном валу. В процессе «принятия решений» учитывается вес машины, мощность силового агрегата, вязкость и нагрев масла в КПП, коэффициент трения дисков сцепления. Результатом комплексной обработки полученных данных является последовательное и плавное переключение передач, благодаря чему экономится топливо.

ABS (антиблокировочная система) была разработана в 1975 году. Сегодня это штатное оборудование большинства современных автобусов и грузовиков. В ее задачи входит контроль скорости вращения колес при движении. Первые версии были ненадежными. Но алгоритмы и микропроцессоры все время совершенствовались, в результате чего на сегодняшний день ABS эффективно предотвращает блокировку после резкого нажатия на педаль тормоза. Это повышает управляемость ТС в критической ситуации. Система работает следующим образом. На каждом колесе есть датчик, посылающий информацию о скорости вращения на ECU ABS. Если значение данного параметра падает до нуля, ECU сигнализирует в тормозную систему о том, что надо снизить давление на тормозе этого колеса.

Давление сбрасывается, колесо начинает вращаться, ECU опять применяет торможение, после чего снова сбрасывает давление. Подобный цикличный процесс выполняется за очень малые промежутки времени и продолжается до полной остановки машины. Для повышения эффективности работы, ABS обменивается данными с системой контроля тяги (АТС).

Микроконтроллеры установлены даже на таких, казалось бы, «второстепенных» системах, как кондиционирование, вентиляция и отопление. Раньше, если в кабине было холодно, водитель просто нажимал на кнопку, чтобы включить печку. Становилось жарко – выключал ее или, опять-таки вручную, понижал степень нагрева. Сегодня комфортабельная температура в салоне поддерживается автоматически.

Этим занимается климат-контроль, который можно запрограммировать так, чтобы результаты отвечали потребностям водителя и пассажиров. Это более всего актуально в рефрижераторных фурах, внутри которых должна точно поддерживаться определенная температура. Единственный минус системы HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) заключается в том, что ее диагностика пока еще достаточно трудоемкая.

Для объединения всех электронных систем автомобиля в единый комплекс предусмотрена мультиплексированная шина данных, которая заменяет несколько кабелей разного типа. Благодаря ей системы могут обмениваться друг с другом различной информацией. Они подключаются к шине по тому же принципу, как компьютеры в офисе присоединяются к локальной сети. Это еще одно важное отличие электроники от электрики, потому что в последнем случае от каждого устройства, фары или стартера, идет отдельный провод. Эти провода затем собираются в жгуты и выводятся на панель с управляющими реле.

Скорость движения и грузоподъемность ТС постоянно растет. Повышаются требования к безопасности движения, экологичности транспорта и комфорту работы водителя. Бортовые системы автомобилей – это незаменимые помощники, позволяющие современным грузовикам и автобусам соответствовать самым высоким стандартам.

Рейтинг: 8
Всего оценок: 2 Комментариев: 7 Просмотров: 3219
Автор статьи: / Дата публикации: 19-02-2016
Поиск запроса "электронные системы грузовых автомобилей" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Павел Алексеевич Тольятти 19.02.2016

С каждым годом прогресс автомобилестроения шагает вперёд широким шагом, раньше в гараже Жигули можно было перебрать до винтика, а теперь микросхемы и процессоры, в которых и специалистам сразу разобраться сложно бывает.

0
0
Ответить
Владимир Герман Псков 21.02.2016

Внедрение электроники происходит столь стремительно, что остается только предполагать, каким будет автомобиль через несколько десятилетий.

0
0
Ответить
Валерий Москва 05.03.2016

Порой кажется, что вскоре автомобилю будут не нужны водители, ведь даже сейчас ведутся активные разработки автопилотов, кто знает что будет лет через 5-10 :)

0
0
Ответить
Саша Тверь 04.06.2024

Благодаря электронным систем всем водителям облегчает работу, а также делает удобным следить за неисправностями благодаря специальным датчикам, который выводят сигнал на монитор и дают понять, что нужно делать в случае поломки или неисправности чего либо.

0
0
Ответить
Харрисон 11.12.2024

Прочитав статью, я действительно удивлен, как далеко зашла современная автомобильная индустрия в плане интеграции электроники в транспортные средства. Вспоминаю, как еще недавно мы говорили о реле и простейших электронных устройствах, а теперь в каждом автобусе и грузовике задействованы микропроцессоры и сложные протоколы связи. Это напоминает мне, как авиационная индустрия перешла от аналоговых приборов к полностью цифровым кабинам, что значительно повысило безопасность и эффективность. Примечательно, что такие компании, как Scania и MAN, теперь внедряют собственные системы fleet management, что также облегчает работу логистов и диспетчеров. Однако, как всегда, у прогресса есть и обратная сторона: надежность этих систем часто ставится под сомнение из-за влияния внешних факторов, таких как влага и вибрация. Это напоминает мне проблемы с электроникой в морских судах, где воздействие соленой воды может серьезно повредить системы. Тем не менее, интеграция различных ECU в единую сеть — это шаг вперед к более безопасным и экономичным транспортным решениям. Да, ремонт и диагностика стали более сложными, требуя специфического оборудования и навыков, но выгоды от такой автоматизации перевешивают недостатки. Микроконтроллеры, обеспечивающие климат-контроль, например, делают поездки гораздо комфортнее, особенно в экстремальных условиях. Конечно, как и в любой другой области, будут возникать трудности, но главное — это не останавливаться на достигнутом и продолжать внедрять новые технологии.

0
0
Ответить
Рагнар 12.12.2024

ABS, как и многие другие системы, сильно эволюционировала. Было время, когда они были ненадежны, но сейчас это штатная необходимость для всех грузовиков и автобусов. Прямо как с системами контроля полета в авиации — от излишеств до обязательного элемента безопасности. Интересно, как технологии продолжают улучшать нашу повседневную жизнь.

0
0
Ответить
Харитон 13.12.2024

Интересно, как мультиплексированные шины данных напоминают сетевые решения в IT-индустрии. Такой подход действительно упрощает взаимодействие между системами и избавляет от лишней проводки. Это огромный плюс для инженеров и механиков, занимающихся обслуживанием техники. Однако всегда стоит помнить о сложности диагностики таких систем.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: