Бронированные инкассаторские машины
Спецтехнику для перевозки денег и ценностей легко узнать по песочно-кремовому цвету кузова. А главное – по зеленой полосе с обеих сторон.
В Советском Союзе не было налаженной производственной базы для изготовления инкассаторских машин.
Поэтому появившиеся после распада страны коммерческие банки пользовались тем, что могли купить, вплоть до машин сопровождения VIP-гостей Suburban и Chevrolet Tahoe. Примитивным было и понятие об усиленной защите – считалось, что должны стоять бронестекла и бронелисты. Хотя в действительности применяются особо прочные высокотехнологичные материалы. Такие как титан, керамика, сверхвысокомолекулярный полиэтилен, алюминий и другие.
Сегодня клиенты интересуются такими автомобилями, которым не страшны пули из АКМ (7,62 мм) со сверхпрочным сердечником. Он разрушается только в случае, если попадает в броневую высоколегированную сталь или специальную керамику. И то, и другое – не дефицит. Проблема в стоимости. Керамика очень дорогая, бронесталь тоже не дешевая. Более того, с повышением класса защиты стали на одну ступень, цена возрастает в геометрической прогрессии (приблизительно в 6 раз). А ведь, чем выше класс стали, тем меньше толщина листа и его вес – при той же способности к защите.
Притом, бронелисты – это лишь часть решения проблемы. При нападении на инкассаторские машины чаще стреляют по стеклам, так как они считаются менее надежными. В этом случае все зависит от плотности огня, потому что «вечных» бронестекол не бывает. При сильном обстреле даже самое лучшее рано или поздно потеряет защитные свойства.
По этой причине перед любым бронированным автомобилем стоит двойная задача. Надо не просто сохранить жизнь экипажу, но еще и побыстрее выйти из-под обстрела. С этой целью бронелистами закрывают моторный отсек или, при бюджетном варианте, хотя бы аккумулятор. В шинах применяются специальные вставки. При падении давления до нуля, они дают возможность проехать на малой скорости 20 – 30 километров.
После 1991 года потребность в бронированных автомобилях стала расти очень быстро. Для удовлетворения спроса, их начали завозить из-за границы. Импортная техника была очень грозной на вид и столь же слабо защищенной. Причина заключалась в том, что в начале 90-х за рубежом действовали другие требования. Большинство бронированных автомобилей делали с 3-м классом защиты. Они могли успешно противостоять обычным пулям и маломощным самодельным взрывным устройствам, и этого считалось достаточно. Российские патроны с упрочненным сердечником пробивали их без труда. В таких случаях требуется более надежная защита, вплоть до 6-го класса.
Еще одно различие между бронированными автомобилями импортного и отечественного производства заключается в том, что за рубежом для них обычно проектируют специальные шасси. В России же делают на базе серийных автомобилей, только с усиленной подвеской. Поэтому в первые годы было много проблем, например, с запотеванием или обмерзанием стекол.
Правда, за последние пару десятилетий отечественные фирмы научились делать такую продукцию, которая не уступает зарубежной, а по некоторым параметрам даже превосходит ее. Преимущество западных инкассаторских машин остается только в лучшей адаптации спецшасси под броню да высоком качестве сборки, что напрямую влияет на долговечность техники.
До недавних пор в России выпускались бронированные автомобили на базе грузовиков, фургонов и внедорожников. Среди грузовых машин можно назвать «Русич-29456» на шасси КАМАЗ-53215. При грузоподъемности 12 тонн, он оборудован защитой 3-го или 5-го класса. Пятиместная ДИСА-3936 делалась на базе разных моделей ЗИЛа и брала на борт 3,5 тонны ценностей. Защита – по 3-му классу.
ДИСА-58386 с таким же по численности экипажем и аналогичной защитой, использовала КАМАЗовские платформы, а потому могла перевезти от 5,5 до 9,0 тонн груза. Встречались и пассажирские модификации. Например, на шасси автобуса ЭЗСА-4217 (г. Энгельс) выпускался мобильный блокпост, оборудованный системой автономного жизнеобеспечения. Экипаж – от 5 до 8 человек, защита по ГОСТу – от 4-го до 6А класса.
Бронированные инкассаторские машины во множестве делались на базе внедорожников. В основном, использовались шасси ВАЗ и УАЗ. Так, например, Бронто-212090 «Инкас Вэн» (ВАЗ-2120 4х4) защищен по 2-му классу. Для прочих моделей применялись трех- или пятидверные «Нивы», а также Chevy Niva 4х4. У этой тольяттинской фирмы есть модели с удлиненной передней дверью (3-й класс), выдерживающие обстрел не только из ТТ, но даже из автомата.
Была создана и представительская версия со скрытым бронированием и панорамным стеклом. ООО «ГАС» (г. Санкт-Петербург) лет десять назад выпускал авто «Камия-1943» на шасси ВАЗ 21213. Броня – по 2-му или 3-му классу. Серийная пятидверная «Нива» понравилась в качестве базы для броников нескольким фирмам. Ее использовали уже упоминавшаяся «Бронто» (г. Тольятти), а также «Практик» (Нижегородская обл.). Длинный кузов со складывающимися сиденьями позволяет безопасно возить сейфы, антиквариат, предметы искусства и прочие ценности.
Сегодня самая распространенная ВАЗовская база для бронированных автомобилей – это ВАЗ-2123 «Шеви Нива». Ее защищают, в основном, по 2-му классу, поскольку ставить более тяжелые листы не позволяют нормативные пределы нагрузок для двигателя и ходовой части.
Ульяновские модели делались на платформе UAZ Hanter или УАЗ-31622. Они были рассчитаны на 3 – 4 человека экипажа и 500 кг груза, и имели 3-й класс защиты. Особняком стоит «Есаул-29455» с защитой по 5-му классу, бойницами для ведения огня и аварийным люком.
Как бы много ни было версий бронированных автомобилей на базе внедорожников, на платформах цельнометаллических фургонов их значительно больше. Сначала это были машины на базе УАЗ-3741 («буханка») или ЗИЛ-5301 «Бычок». Но, после того, как в этом сегменте рынка появилась продукция ГАЗ, картина резко изменилась.
На шасси «Соболей», «ГАЗелей» и «Баргузинов» были созданы «Солен» 19291, «Контак» 1929, «Практик-2964», «ДИСА-2952» и многие другие модели. При этом, собираются не только инкассаторские машины, но также предназначенные для выездных кассовых операций (ПОК – передвижная операционная касса). Их главной особенностью является то, что подключение к стационарному источнику энергии не требуется.
В настоящее время отечественная промышленность полностью покрывает спрос, и количественно, и качественно, на бронированные инкассаторские автомобили. Это не значит, что в стране отсутствуют машины, сделанные на базе импортных шасси. На городских улицах можно встретить спецтехнику на платформах Mercedes-Benz, Vito, Ford Transit, Volkswagen Transporter и других. Но основная масса, все-таки, полностью российского производства.
- Машина просто перестала ехать
- Ведет машину в сторону
- Сроки заказа машины
- Нужна ли специальная машина для перевозки пчел?
- Услуги Ас-машины. Документация.
- Бронированные инкассаторские машины
Ну вот и сегмент отечественного автостроения который покрывает все наши потребности, как говорится броня крепка... На это и нужно делать ставку в других отраслях отечественной промышленности.
При Союзе инкассаторские авто были не очень востребованы, а сейчас к таким автомобилям предъявляются все более серьезные требования.
Пулю от АКМ большинство современных инкассаторских броневичков "держит", а 7.62 мм винтовочную пулю - нет.
В 20-х годах 21-го века на российских дорогах чаще всего можно встретить инкассаторские бронеавтомобили отечественного и китайского производства. Российские автомобили стоят дешевле, имеют высокие технические характеристики и соответствуют требованиям ГОСТа.