Падение уровня продаж в России коммерческого автотранспорта
В третьем квартале 2015 года среди ведущих отечественных производителей коммерческого авто транспорта наметилась устойчивая тенденция смещения вектора экономических интересов в сторону экспорта.
"Группа ГАЗ", "УАЗ" и "КАМАЗ" в прошлом году активно наращивали внешнеторговые связи с представителями Египта и Китая. Такое направление деятельности вполне оправдано.
По предварительной оценке экспертов, спрос в сегменте коммерческого автомобилестроения в 2016 году продолжит падение. Купить новый грузовик решаются немногие. Избежать закрытия производства смогут лишь те компании, которые будут существовать за счёт внешних заказов.
Неутешительные прогнозы
По информации агентства "Автостат" в первые 11 месяцев 2015 года с конвейера российских автопредприятий сошло 116 тыс. единиц коммерческого транспорта. По сравнению с 2014 годом падение составило 16,2%. Из них число грузовых автомобилей не превысило 45,5 тыс. единиц. Это на 42,6% меньше чем за аналогичный период 2014 года.
Согласно статистике, покупатели стали уверенно ориентироваться на продукцию "КАМАЗ", "Группы ГАЗ" и ISUZU. Грузовики «МАЗ» делят третье место с ISUZU, хотя уже с существенным отставанием от двух лидеров. Именно грузовые машины, выпущенные на этих автозаводах, составляют основную долю совокупного грузового транспортного автопарка отечественных компаний.
Падение спроса на грузовики началось с третьего квартала 2014 года. Таким образом, 2016 год становится для отечественного автопрома третьим годом подряд, в котором продолжится падение уровня продаж коммерческого авто транспорта. Однако, за последние 10 лет, производство и продажи грузовых машин находились в постоянной динамике при условии, если показатели кризисных лет не учитывать.
По информации пресс-службы «Группы ГАЗ», основной причиной, способствующей спаду производства, стала девальвация рубля конца 2014 года и последующее вслед за ней удорожание комплектующих, которые поставляют зарубежные партнёры. Нельзя сбрасывать со счетов рост цен на материалы и энергоносители. Поднявшаяся ставка Центробанка потянула за собой стоимость кредитов для всех участников рынка коммерческого автотранспорта. В зависимости от кредитных организаций находятся не только покупатели. Поставщики запчастей и комплектующих, а также сами производители напрямую связаны с банковской системой страны.
Не было бы счастья, да несчастье помогло...
Впрочем, с другой стороны, проблемы с рублём сыграли на руку российским автозаводам. Темпы падения спроса на импортные грузовые машины значительно выше, чем на отечественную технику. За 11 месяцев 2015 года импорт снизился на 66%. За счёт ухода с рынка ряда зарубежных производителей, российский автопром сумел заполнить освободившуюся нишу, предлагая свою продукцию на выгодных для нашего потребителя условиях.
Падение цен на нефть хоть и ослабляет национальную валюту, но при этом продукция российского производства на международном рынке становится наиболее конкурентоспособной. Качество сборки зарубежных грузовиков на просторах России получило высокую оценку экспертов.
Но делать ставку только на своего потребителя в сохраняющихся нестабильных экономических условиях - шаг по меньшей мере недальновидный. Хотя при создании определённых программ гибкого ценообразования есть существенный шанс найти своего отечественного покупателя. Заглядывая вперёд, имеет смысл задуматься о том, чтобы купить новый грузовик в тот период, когда производитель наиболее уступчивый.
Однако, чтобы сохранить рентабельность предприятия, необходимо искать наиболее платёжеспособного партнёра. Тем более что по сравнению с экспортом легковых автомобилей, который упал в прошлом году почти на 25%, экспорт грузовиков относительно прочно удерживает свои позиции. Падение составило всего 14%.
На международном рынке российский коммерческий автотранспорт представлен давно. Ряд стран Европы, Латинской Америки и Азии, а также Куба, Египет, Сирия и Китай - являются нашими постоянными партнёрами. Правительство РФ уже рассматривало вопрос поддержки отечественных автомобилестроителей в направлении экспортной деятельности.
Денис Мантуров, глава Минпромторга, в конце января 2016 года заявил, что государство готово выделить 5 млрд рублей на эти цели. Необходимо подготовить почву, подписав с торговыми представителями стран - потенциальных партнёров соглашения для предоставления льготных условий, способствующих торговле российскими грузовиками за рубежом.
"Урал" в авторитете
Примером служат уже существующие договорённости с Вьетнамом и странами Северной Африки. Конечно, речь идёт не только о поставках коммерческих автомобилей, но и всей продукции отечественного автопрома.
Основная продукция автозавода "Урал", который входит в "Группу ГАЗ" - грузовики. Падение уровня продаж в 2015 году превысил 40%. Цифра значительная, но завод сумел сохранить производство. Мало того, предприятие ведёт активную деятельность, направленную на совершенствование продукции. Современные грузовики "Урал" заметно отличаются от своих предшественников.
В настоящее время компания усиленно реализует возможности машины, как военной техники. При этом в ход идёт не только государственная поддержка. Большое значение для "Урала" несут акценты международной политики, а точнее, состояние политической напряжённости в странах-партнёрах. Египет является потребителем почти 95% всех экспортируемых тяжёлых грузовиков "Урала". 2015 год прибавил 21 пункт к этим показателям.
В настоящее время "Урал" сотрудничает с 12 государствами, на за 2016 год намерен увеличить список до 20. Конечно, новые договора не позволят быстро увеличить продажи, но способствуют благоприятному долгосрочному планированию. Тем более, что на 2016 год сохраняются пессимистичные прогнозы в отношении внутренней экономики страны.
Однако и в этих условиях существует достойный выход, который позволит не только сохранить предприятие, но и выйти на совершенно другой уровень, создав принципиально новый грузовик, возможности которого будут наиболее востребованы в современном мире.
- Страхование груза если транспорт в аренде
- Бесплатный проезд на общественном транспорте
- Налог на транспорт
- Безопасность это самое важное при перевозке людей в любом транспорте
- Не пора ли государству вводить программы льготного кредитования при покупке пассажирского транспорта?
- Как сегодня действует программа утилизации авто в регионах
- Газодизель нам поможет
- Lada для перевозки грузов
- Что сдерживает внедрение беспилотного транспорта?
- Падение уровня продаж в России коммерческого автотранспорта
Реальный шанс появился в условиях девальвации рубля выйти на международные рынки, ведь стоимость наших авто в иностранной валюте для зарубежных покупателей стала в два раза привлекательней, здесь нужна конечно хорошая работа менеджмента предприятий.
Государство ведет правильную политику, насколько позволяет ее осуществлять международный рынок, привлекая стоимостью и проверенным качеством производимых авто.
Этот сигнал говорит о том, что производителю надо задуматься о конкурентоспособности на внешнем рынке. Продукцию надо усовершенствовать. А может, это просто потребитель вышел на уровень, который соответствует насыщенности. И через несколько лет все станет на свои места. По этому отрасль надо поддержать.
Во-первых, тут нужно следить за фазой рынка. Если идет охлаждение экономики с помощью высокой инфляции и дорогих кредитов, значит будет падение спроса, и наоборот. Да и к тому же, наш автотранспорт никогда не будет в тренде, китайцы уже захватили рынок.