Автомобильное топливо: пропан-бутан

Расходы на топливо – одна из основных статей затрат при эксплуатации автомобиля. К тому же характеристики горючего непосредственно влияют на КПД всей машины.

Поэтому выбор подходящего топлива выступает крайне важной задачей любого автовладельца. Современный рынок предлагает немало возможных решений. Одним из таких становится смесь пропана и бутана. Рассмотрим ее свойства, особенности и ключевые преимущества более внимательно.

Пропан - получение и свойства

получение бутана

Пропан – это газ, не имеющий цвета и запаха (химическая формула - C3H8). Он относится к органическим веществам класса алканов. Выступает одной из составляющих природного газа (наряду с главной – метаном), содержится в попутном нефтяном и образуется в результате крекинга нефтепродуктов. Отличается от метана более высокой ценой и простой технологией сжижения (без необходимости создавать высокое давление и даже при комнатной температуре).

Поэтому баллоны с пропаном намного легче и заметно дешевле, чем метановые. Кроме того, газ проще в хранении и транспортировке. Важным дополнением становится отличная сочетаемость с бутаном, следствием которой выступает широкое использование смеси газов, например, в качестве автомобильного топлива и других схожих целей.

Пропан-бутан

Логичным результатом становится обширная сфера применения пропана, которая включает следующие виды хозяйственной деятельности:

  • заправка автотранспорта;
  • газоплазменные работы на промышленных предприятиях;
  • химические производства;
  • изготовление холодильного и морозильного оборудования (в качестве хладагента);
  • устройство и ремонт кровель;
  • дорожно-строительные и ремонтные работы;
  • заправка мобильных электрогенераторов;
  • обогрев промышленных, сельскохозяйственных и строительных объектов;
  • эксплуатация различного оборудования пищевой промышленности (водогрейные колонки, газовые плиты и т.д.);
  • быт (подогрев воды, автономное отопление, сварка теплиц, труб и прочих конструкций, приготовление пищи в походных или домашних условиях и многое другое).

Свойства и формула бутана

Бутан относится к тому же классу органических соединений, что и пропан. Имеет несколько более сложную химическую формулу (C4H10), так как является следующим веществом в цепочки алканов.

Основные способы получения бутана не отличаются от описанных выше. Главным различием между ними становится большая стойкость бутана к холоду. Газ сохраняет свои исходные характеристики даже при небольшой минусовой температуре.

Сфера применения в целом также совпадает с пропаном. Тем более – газы очень часто используются в виде смеси друг с другом. Именно в таком варианте - пропан-бутанового топлива – онив последние годы очень активно применяются в качестве горючего для автотранспорта.

Важно отметить, что оба газа традиционно относятся к опасным веществам в части горючести (пропан еще и взрывоопасен). Поэтому любая их практическая эксплуатация требует досконального соблюдения техники безопасности. Кроме того, крайне важно использовать исключительно работоспособное и проверенное оборудование.

Для чего смешивают и в какой пропорции

Пропан-бутан (как очень часто в обиходе называют смесь из двух газов) считается универсальным синтетическим газом. Его получают преимущественно при переработке нефти или из попутного нефтяного газа. Именно поэтому не менее распространено другое название смеси – СНГ (аббревиатура означает сжиженный нефтяной газ) или СУГ (сжиженный углеводородный газ).

Необходимость смешивания двух газов объясняется достаточно просто. Главным преимуществом пропана заслуженно считается очень высокая энергетическая эффективность. Ключевой характеристикой бутана выступает сохранение свойств даже при холодной температуре. Смешивание двух газов позволяет получить на выходе универсальное и удобное в эксплуатации топливо, что особенно актуально для России с крайне непростыми и сложными климатическими условиями.

Важно

Пропаново-бутановая смесь представляет собой неприхотливое горючее для автотранспорта. Его основным достоинством становится сочетание высокого КПД, надежность и эффективности в любых погодных условиях. Причем сказанное почти в одинаковой степени касается как жары, так и холодов.

Необходимо обязательно уточнить, что производство СНГ представляет собой сложный технологический процесс. Соотношение долей каждого из газа определяется с учетом места эксплуатации топлива. Принцип расчета пропорции предельно прост: чем холоднее в регионе использования, тем выше доля пропана, так как требуется увеличение теплоотдачи.

Сказанное в меньшей мере относится к СНГ как автомобильному топливу, так как при таком применении на первый план выходят характеристики ГБО, то есть газобаллонного оборудования. Именно от них зависит оптимальный состав горючего.

Использование в автомобильном ГБО

Основным функциональным назначением ГБО автомобиля выступает хранение и подача в двигатель газообразного топлива. В качестве последнего часто используется пропан-бутан. Его преимущества будут подробнее рассмотрены ниже.

Пропан-бутан

Здесь же необходимо отметить следующее. ГБО в автотранспорте начало применяться еще в начале прошлого века. Сегодня технология производства и эксплуатации подобного оборудования успешно отработана на практике. Как и процедура установки ГБО практически на любые модели автотранспорта.

Результатом становится не только достижение достаточно высокого КПД, сопоставимого или даже превышающего бензин и дизельное топливо, но и, что в сегодняшних условиях особенно ценно, гарантирующее практически 100%-ную безопасность. По крайней мере, при соблюдении правил использования и обслуживания газобаллонного оборудования.

Альтернативой пропану-бутану выступают сжиженный или сжатый (компримированный) природный газ (фактически -метан). В обоих случаях речь идет о добыче на газовом месторождении с последующим сжижением или сжатием. Основной проблемой этого вида автомобильного топлива выступает слабо развитая сеть заправок (в России их около четырех сотен).

Пропан-бутан

Дополнительными минусами становятся: сложность хранения метана и меньшая мощность авто (примерно на 10%) при использовании.

Пропан-бутан лишен указанных недостатков. Он дешевле метана, реализуется на почти четырех тысячах заправок по всей стране, намного проще в хранении и не приводит к снижению мощности транспортного средства. Поэтому можно однозначно утверждать о больших перспективах СНГ при сравнении с альтернативным видом газа.

Преимущества перед бензином и соляркой и недостатки

Выигрыш сжиженного пропан-бутана в конкуренции с метаном не вызывает вопросов. Но намного важнее сравнение СНГ с традиционными видами автомобильного топлива, то есть бензином и соляркой. Главными преимуществами пропан-бутановой смеси выступают такие:

  • Бюджетная цена. СНГ примерно на 30-60% дешевле бензина и дизельного топлива. Точные цифры сказать сложно, так как стоимость всех перечисленных видов горючего в последние годы отличается высокой волатильностью. Но в любом случае, пропан-бутан всегда заметно дешевле.
  • Высокое октановое число. Выступает важным показателем отменной теплоотдачи, которая происходит при сжигании газовой смеси.
  • Универсальность. Сегодня газобаллонное оборудование, подходящее для использования СНГ, разработано практически для всех разновидностей автотранспорта. Важным дополнением становится относительная дешевизна и простота установки ГБО на конкретную машину. Результатом выступает быстрая окупаемость понесенных затрат на модернизацию авто, которая достигается снижением эксплуатационных расходов.
  • Снижение износа двигателя и расхода масла. Сжигание СНГ приводит к уменьшенному образованию нагара и прочих твердых частиц. Причем мотор при этом работает мягче и тише. Результатом выступает намного лучшая сохранность двигателя в процессе эксплуатации, минимизация износа и снижение требований в части технического обслуживания, а также ремонта. Дополнительным и очень важным плюсом становится сокращение расхода масла. Менять его приходится реже, что является еще одним немаловажным резервом экономии.
  • Минимизация рисков при ДТП. Связана с очень низкой вероятность детонации СНГ даже при очень серьезном дорожно-транспортном происшествии. Аналогичные риски для бензиновых автомобилей намного выше.
  • Экологичность. Одно из главных достоинств использования газовых смесей в качестве топлива для автотранспорта. Наряду с безопасностью практического применения заслуживает более внимательного рассмотрения, чему отводится специальный раздел статьи – следующий.

Безопасность использования и экология

Как было отмечено выше, большая часть газообразных углеводородов отличается повышенной пожаро- и взрывоопасностью. Поэтому их использование требует соответствующих мер безопасности. Первой и главной становится применение исправного газобаллонного оборудования, которое нуждается в регулярном техническом обслуживании, а при необходимости – текущем или капитальном ремонте.

Пропан-бутан

Практика многолетнего использования СНГ показывает: выполнение базовых требований техники безопасности с высокой вероятностью почти на 100% исключает все сопутствующие риски или сводит их к допустимому уровню.

Экологичность выступает одним из главных свойств и одновременно преимуществ пропан-бутана. Особенно актуальным оно становится при использовании автотранспорта в городской черте. Тем более – если речь идет о мегаполисах (например, Москве или Санкт-Петербурге) или крупных городах с развитой промышленностью (в России таковых немало).

Активное применение в качестве автомобильного горючего СНГ позволит улучшить экологическую обстановку в подобных населенных пунктах, причем сделать это на выгодных для всех условиях. Местные жители получают чистый и благоприятный для проживания город. Водители экономят на горючем.

Органы власти успешно решают экологические проблемы региона. Причем все сказанное не вызывает никаких вопросов, так как токсичность автомобильных выхлопов при использовании в качестве топлива пропан-бутановой смеси кратно ниже, чем у бензина.

Заключение

Пропан-бутан – быстро набирающий популярность вид автомобильного топлива. Обладает несколькими важными плюсами по сравнению с альтернативными вариантами горючего, включая бензин, дизельное топливо и метан. Главным преимуществом становится бюджетная цена.

Пропан-бутан

Дополнительными и не менее серьезными: экологичность, снижение износа двигателя, уменьшение расхода масла, высокий КПД и минимизация сопутствующих рисков, неизбежно присутствующих во время дорожного движения.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 38
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 20-01-2025 / Обновлено: 21-01-2025
Поиск запроса "автомобильное топливо: пропан-бутан" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: