С 1 ноября новые штрафы на дорогах: о чем нужно знать грузоперевозчикам
С 1 ноября 2019 года повышаются штрафы за отсутствие на борту автотранспортных средств контрольного устройства - тахографа. Их теперь обязаны использовать владельцы машин максимальной массой свыше 3,5 тонн. Однако, и владельцы большегрузов, уже оснащенных тахографами, могут столкнуться с новыми требованиями проверяющих органов.
«Вооружен» – значит защищен
Прежде всего, необходимо понимать, что все грузоперевозчики с 1 ноября оказываются в новой юридической ситуации. И в случае контактов с сотрудниками проверяющих органов, надо быть во всеоружии. Во-первых, может потребоваться охладить чрезмерно ретивых контролеров, рассчитывающих на то, что не все участники рынка грузоперевозок разобрались в нюансах новых условий работы. А во-вторых, понимать, что с 1 ноября изменится не только степень ответственности владельцев транспортных средств, но и требования к функционированию и использованию ими тахографов.
За что может быть наложено наказание, а за что нет? С какими новыми формами проверки могут столкнуться владельцы транспортных средств? И почему в зоне риска окажутся не только водители легкого коммерческого транспорта, но и некоторые водители большегрузов, машины которых оснащены тахографами, установленными 3-4 года назад? В этом поможет разобраться Сухомлинов Максим Владимирович, руководитель группы компаний «Надежный контакт», эксперт в области оценки (подтверждения) соответствия продукции колесных транспортных средств.
Максим Владимирович напомнил, что, с 1 января 2019 года наказание по ст. 11.23 КоАП стало накладываться исключительно за:
- Отсутствие тахографов на тех транспортных средствах, на которых им положено быть.
- Нарушение требований к использованию тахографов.
- Нарушение водителем режима труда и отдыха или норм времени управления транспортным средством.
С 1 ноября 2019 года исчезает наказание за несоответствие тахографа установленным требованиям. То условие, которое загоняло неграмотных владельцев авто устанавливать тахографы с СКЗИ, порой даже взамен установленных на заводе-производителе «родных» тахографов. Теперь в КоАПе РФ такого наказания больше не предусмотрено.
Таким образом, тахографы с СКЗИ, об обязательности, которых было много толков, отменяются. Точнее, отменяются не сами тахографы с СКЗИ, а отменяется ответственность за отсутствие СКЗИ в тахографе (хотя ее юридически и так не было, но фактически многие перевозчики страдали от данной меры).
С 1 ноября 2019 года юридически стало возможно использовать тахографы ЕСТР (международные), российского производства без СКЗИ и тахографы с СКЗИ по своему желанию. Основное направление изменений статьи 11.23 КоАП РФ направлено на соблюдение водителем режима труда и отдыха, и норм управления авто.
В связи с этим, помимо совершенно понятного – придется ездить по таймингу, всплывает еще одно – как отчитаться, что ты ездил по таймингу и соблюдал все режимы. Это очень важное обстоятельство. Потому как контроль соблюдения норм управления будет осуществляться по показаниям установленных в транспортные средства тахографов.
В связи со сложившейся практикой в течении более чем шести последних лет (с февраля 2013 года по 1 ноября 2019 года), контроль со стороны представителей государства в части тахографии был сконцентрирован подавляющим образом на наличии соответствующего тахографа в транспортном средстве.
И практически не касался условий использования тахографа и самого контроля норм времени управления транспортным средством. По этой причине, многие владельцы транспортных средств, оборудованных тахографами, не особенно следили за их исправностью. С 1 ноября это изменится, что продиктовано поправками ст. 11.23 КоАП.
Как показывает практика, ЕСТР-тахографы выходят из строя крайне редко. СКЗИ-тахографы не могут похвастаться своей надежностью. Поэтому, владельцам СКЗИ-тахографов, которые до 1 ноября 2019 года не провели ревизию их технического состояния на предмет исправности, попадают в зону риска.
Какие документы должны быть у владельцев тахографа?
Владельцам всех видов тахографов необходимо иметь на тахограф как минимум следующие документы:
- Сертификат проверки тахографа
- Свидетельство о метрологической поверке тахографа
- Инструкцию по использованию тахографа.
Отсутствие хотя бы одного из этих документов, с 1 ноября будет трактоваться как нарушение требований к использованию тахографов в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ.
Зачем нужен сертификат соответствия на тахограф?
С 1 ноября 2019 года тахограф должен присутствовать на автомобилях, максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусах, зарегистрированных на частных лиц. Обращаю особое внимание, на тот факт, что выше озвученная категория транспортных средств, должна быть оборудована тахографами, а не заново оснащена. Большинство этой техники уже оборудованы тахографами, которые устанавливали заводы-изготовители транспорта. Подавляющее количество этих тахографов может быть использована с 1 ноября 2019 года, главное привести их в исправное состояние и получить необходимые документы.
Ни один нормативный правовой документ Российской Федерации не требует замены тахографов. Главное – чтобы это был тахограф. А тахограф делает «тахографом» паспорт производителя и сертификат соответствия Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР). Все сертификаты соответствия ТР размещаются на официальном сайте Росаккредитации и являются общедоступными. Внимание! Необходимо обращаться только в те мастерские, которые осуществляют полный спектр услуг – проверку, метрологическую проверку, ремонт и установку тахографов.
Карточка МАП – самый надежный «страховой полис»
С 1 ноября 2019 года действительно меняется очень многое. Однако инерция сотрудников контролирующих органов может сыграть очень злую шутку на дороге. Поэтому, на время «переходного» периода, самым надежным «страховым полисом» от нерадивого и безграмотного контролера остается наличие на транспортном средстве карточки МАП. Пропуск к международной перевозке не является и никогда не являлся обязательным условием эксплуатации «родных» тахографов ЕСТР на транспорте. Однако его (допуска МАП) наличие, в связи со сложившейся практикой (не имеющей юридического обоснования) - это действительно страховка от любых вопросов контролера.
Заплатить штраф или нанять юриста?
С 1 ноября 2019 года за нарушения, установленные ст. 11.23 КоАП РФ, значительно увеличиваются штрафы на водителя - до 5000 рублей, на должностное лицо (механика) - от 7000 до 10000 рублей и появляются санкции к индивидуальным предпринимателям - до 25000 рублей, а также юридическим лицам - до 50000 рублей. Штраф в 50000 рублей, сопоставим с оплатой услуг профессионального юриста. В связи с этим стоит ожидать всплеск обращений в суды со стороны юридических лиц, связанных с обжалованием постановлений по делам, предусмотренным ст. 11.23 КоАП РФ. Юридические компании уже проявляют интерес к наступающим изменениям в этой сфере.
Также стоит отметить, что с 1 ноября 2019 года нам придется иметь дело с новым понятием «норм времени управления транспортным средством». Данное понятие применимо к водителям, управляющим автомобилями максимальной массы свыше 3,5 тонн и автобусами, зарегистрированными на частные лица. В настоящее время нормы времени управления транспортным средством не утверждены, их утверждение ожидается до 1 ноября 2019 года в виде внесения изменения в Правила Дорожного Движения РФ. Возможно, эти сроки будут сдвинуты.
Подведем итоги
Итак, с 1 ноября 2019 года произойдут следующие существенные изменения:
- тахографы с СКЗИ на дороге требовать больше не станут,
- штрафы «за тахограф» существенно вырастут,
- государством взят курс на контроль времени управления транспортным средством,
- частные лица (владельцы соответствующих категорий транспортных средств) обязаны использовать тахографы,
- «частникам» тахографы менять не надо, однако, их надо привести в порядок.
В статье использованы статьи КоАП РФ и материалы сайта «АвтоТрансИнфо».
- Телега для перевозки
- Что нового для перевозчиков ждать в Новом году?
- Есть ли грузоперевозчики для перевозки живой рыбы?
- Москва-Ростов - нужны рекомендации по грузоперевозчикам
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Грузоперевозчики бурно обсуждают введение реестра грузоперевозок
- С 1 января 2021 года вступит в силу проект нового Кодекса об административных правонарушениях
- Грузоперевозчики считают, что новые правила въезда грузовиков в Москву дискриминационные
- Саратовские грузоперевозчики будут платить больше за лишнюю нагрузку на ось
- Водителям грузового автотранспорта навязывают новый режим труда и отдыха
Собственно, контроль норм управления и является единственной функцией тахографов, потому именно за соблюдением этих норм следить нужно, а не придираться к отсутствию блоков СКЗИ. Правда непонятно зачем вообще тахографы на транспорте частных лиц, если они, например, не осуществляют коммерческую деятельность, а используют машины только для личных нужд.
Вырос штрафа за тахографов должен иметь место быть. Уже давно заметил как эти тахографи без причины приходят придираются. В то время как сами свою работу не выполняют
Да сколько же можно уже эти штрафы добавлять. Каждый год все больше и больше штрафов придумывают. Даже, казалось бы, за всякую ерунду. Скоро вообще невыгодно будет ездить на автомобиле. Дорожающий бензин + уйма штрафов сделают свое дело лет так через 10-15.
Мне кажется, что введение новых штрафов за отсутствие тахографов и нарушения в их использовании — шаг в правильном направлении. Это напоминает ситуацию с внедрением кассовых аппаратов в розничной торговле: сначала было много скептиков, но в итоге это привело к большей прозрачности и учету. Аналогично с тахографами: они помогают обеспечить безопасность на дорогах, контролируя соблюдение водителями режима труда и отдыха. Это не только забота о водителях, но и о других участниках дорожного движения. Конечно, может возникнуть путаница с разными типами тахографов, как это уже было с кассовыми аппаратами разных производителей. Но со временем, думаю, все устаканится. Владельцам стоит внимательно следить за исправностью своих устройств, чтобы избежать штрафов. Это как с новыми правилами в бухгалтерии: сначала сложно, но потом понимаешь, что это необходимость. Важно также помнить об актуальности документов на тахографы — это как проверка техосмотра, без которой нельзя выехать на трассу. В общем, для тех, кто серьезно относится к своему бизнесу, эти изменения не должны стать проблемой, а скорее инструментом для повышения надежности и ответственности.
Это нововведение с тахографами напоминает мне историю с электронными путевыми листами. Сначала много шума, потом всё привыкли. Главное — вовремя привести все документы в порядок и следить за работоспособностью оборудования. Ничего сложного, если делать всё по правилам.
Интересно, что теперь не требуют СКЗИ в тахографах. Это, конечно, облегчает жизнь многим перевозчикам, но не стоит забывать про обязательность соблюдения режима труда и отдыха. Это, как в международных перевозках, — без этого никуда. Надеюсь, все быстро адаптируются к новым правилам.