Что угрожает морским перевозкам грузов, правила безопасности
Специализированные контейнеры для морских перевозок грузов изготовлены таким образом, чтобы избежать возможного риска, связанного с возникновением аварийной ситуации. Впрочем, даже самая совершенная конструкция не застрахована от губительных внешних воздействий.
ВажноТранспортные компании, выполняющие услуги в сфере международных грузоперевозок, а также специально созданные межнациональные организации, уделяют много внимания безопасности при транспортировке груза.
Аварии-близнецы
29 января 2016 года в центральных СМИ прошло сообщение о терпящем бедствие автовозе «Модерн Экспресс». Авария произошла в Бискайском заливе. Корпус судна получил крен свыше 40 градусов. Команда спасена, а вот судьба перевозимого груза на данный момент остаётся неизвестной. На борту остаётся свыше 3600 тонны леса и 360 тонн горючего топлива.
По оценкам специалистов, пока существует надежда, что крен не увеличится, судно будет дрейфовать и постепенно приближаться к французскому берегу. Ситуация находится под круглосуточным контролем всех заинтересованных служб: французского правительства, собственников груза и владельцев торгового корабля.
Это событие, однако, не является таким уж исключением в сфере международных грузоперевозок. 15 февраля 2012 году, почти в это же время как и в случае с «Модерн Экспресс», терпит бедствие торговое судно «Phantom», основной груз которого составляет лес. Сухогруз получает крен в те же 40 градусов, недалеко от острова Эланд в шведских территориальных водах. Спасательная операция завершилась тем, что 6 человек команды были эвакуированы с помощью вертолёта, а само судно взято на буксир.
Специалисты объясняют случившееся особенностью морской перевозки груза, основу которого составляет лес, в зимний период. Требуется тщательное соблюдение рекомендуемых пределов остойчивости. Штормовая погода неизбежно приведёт к намоканию леса. Как следствие, увеличение его веса в несколько раз. В случае возникновения малого периода бортовой качки и большого угла крена, на палубный груз значительно воздействует большое ускорение.
Уникальные риски
Стоимость крупнейших современных контейнеровозов достигает 150 млн долларов. Учитывая стоимость транспортируемого товара, совокупная цена может превышать миллиард долларов. Любое торговое судно осуществляет перевозку широкого спектра грузов, в том числе относящихся к категории опасных или легковоспламеняющихся.
Морские международные грузоперевозки подвержены тем же рискам, что и перевозки автомобильным транспортом. Однако, к этому необходимо добавить собственную категорию опасностей, с которыми может столкнуться любое морское судно:
- Навигационные: столкновение, посадка на мель.
- Воздействие климатических факторов и погодных условий. В специальной литературе их называют временными навигационными опасностями: туман, усиленный ветер, волнение, течение, плавающие льды, которые могут встречаться и на средних широтах.
- Эксплуатационные: возникновение пожара, поломка оборудования.
- Опасности техногенного характера, связанные с высокой концентрацией мощных источников энергии.
- Необходимость преодоления внешних агрессивных воздействий.
- Смещение груза, потеря остойчивости, получение статического крена.
- Нарушение технологии погрузочно-разгрузочных работ, связанных с перевалкой груза.
Общие проблемы вынуждают объединяться
ВажноВ сфере международных грузоперевозок морским транспортом создана система CINS (Cargo Incident Notification System). Эта информационная служба собирает и анализирует факты аварийных ситуаций в данной сфере. В настоящее время пользователями системы CINS стали 19 ведущих транспортно-логистических компаний.
Совместная работа позволяет выявить реальные причины случившихся аварий. Предприятия-собственники нередко замалчивают и скрывают правдивую информацию по вопросу инцидентов с морскими торговыми судами. Это приводит к снижению уровня безопасности контейнерных перевозок, не позволяет дать правильную, объективную оценку случившемуся. Кроме того, мешает сделать полезные выводы и предотвратить возникновение аналогичных случаев впоследствии.
По информации CINS можно сделать следующие выводы о причинах возникновения аварий при морских перевозках грузов:
- низкопробная упаковка грузов – 40%;
- недостоверная информация, указанная в таможенной декларации – 27%;
- нарушение технологии обработки контейнеров – 4%;
- неправильное размещение контейнеров на судне – 2%.
Достаточно распространёнными причинами аварийных ситуаций является непрофессиональное поведение экипажа во время перевозки груза. Именно по этой причине на судне часто возникает пожар или взрыв.
Транспортные компании – участники системы CINS настаивают на создании единой Международной отраслевой базы данных (МОБД). В ней будет собрана максимально полная информация в отношении аварий в сфере международных перевозок морским транспортом. Современные программные продукты сумеют выявить наиболее часто повторяющиеся риски.
Эксперты разработают пошаговую инструкцию на случай возникновения непредвиденных ситуаций, которая на первых порах будет носить рекомендательный характер. Руководствуясь ими, заинтересованные организации и бизнес-структуры смогут своевременно предпринять ряд мер, позволяющих избежать или предотвратить аварию на морском торговом судне.
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Порядок организации перевозок детей
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Обязательное страхование опасных грузов
- Организация пассажирских перевозок.
- Международные морские перевозки
- Выбираем оптимальный способ доставки груза
- Аварийность на морских контейнерных перевозках
- Перевозка наливных грузов различными видами танкеров
- Перевозка длинномерных и негабаритных грузов автомобильным транспортом
Серьезные грузы, высокая цена, высокие риски. Здесь видимо нужна совместная работа страховых компаний страхующих риски перевозок и эксплуатирующих суда организаций, тогда и зависимость будет полная соблюдения рекомендаций от суммы страховки.
Рисков в перевозках грузов морским путем достаточно, уменьшить их можно только при комплексном подходе.
При морских грузоперевозках все-таки значительно больше рисков. Любая авария из-за нарушений (случайных или ради снижения затрат), может осложняться погодными условиями.
Получается, что причина большинства аварий при морской перевозке грузов - пресловутый человеческий фактор. При должном контроле этих аварий можно было избежать.
Море есть море, оно всегда было непредсказуемым и беспощадным. И риски грузоперевозок всегда были большими. Но есть тут и человеческий фактор - ошибки судовождения, и конструктивные особенности судна и много чего еще. Поэтому и поход к вопросам безопасности на море должен быть комплексным.