Что угрожает морским перевозкам грузов, правила безопасности
Специализированные контейнеры для морских перевозок грузов изготовлены таким образом, чтобы избежать возможного риска, связанного с возникновением аварийной ситуации. Впрочем, даже самая совершенная конструкция не застрахована от губительных внешних воздействий.
ВажноТранспортные компании, выполняющие услуги в сфере международных грузоперевозок, а также специально созданные межнациональные организации, уделяют много внимания безопасности при транспортировке груза.
Аварии-близнецы
29 января 2016 года в центральных СМИ прошло сообщение о терпящем бедствие автовозе «Модерн Экспресс». Авария произошла в Бискайском заливе. Корпус судна получил крен свыше 40 градусов. Команда спасена, а вот судьба перевозимого груза на данный момент остаётся неизвестной. На борту остаётся свыше 3600 тонны леса и 360 тонн горючего топлива.
По оценкам специалистов, пока существует надежда, что крен не увеличится, судно будет дрейфовать и постепенно приближаться к французскому берегу. Ситуация находится под круглосуточным контролем всех заинтересованных служб: французского правительства, собственников груза и владельцев торгового корабля.
Это событие, однако, не является таким уж исключением в сфере международных грузоперевозок. 15 февраля 2012 году, почти в это же время как и в случае с «Модерн Экспресс», терпит бедствие торговое судно «Phantom», основной груз которого составляет лес. Сухогруз получает крен в те же 40 градусов, недалеко от острова Эланд в шведских территориальных водах. Спасательная операция завершилась тем, что 6 человек команды были эвакуированы с помощью вертолёта, а само судно взято на буксир.
Специалисты объясняют случившееся особенностью морской перевозки груза, основу которого составляет лес, в зимний период. Требуется тщательное соблюдение рекомендуемых пределов остойчивости. Штормовая погода неизбежно приведёт к намоканию леса. Как следствие, увеличение его веса в несколько раз. В случае возникновения малого периода бортовой качки и большого угла крена, на палубный груз значительно воздействует большое ускорение.
Уникальные риски
Стоимость крупнейших современных контейнеровозов достигает 150 млн долларов. Учитывая стоимость транспортируемого товара, совокупная цена может превышать миллиард долларов. Любое торговое судно осуществляет перевозку широкого спектра грузов, в том числе относящихся к категории опасных или легковоспламеняющихся.
Морские международные грузоперевозки подвержены тем же рискам, что и перевозки автомобильным транспортом. Однако, к этому необходимо добавить собственную категорию опасностей, с которыми может столкнуться любое морское судно:
- Навигационные: столкновение, посадка на мель.
- Воздействие климатических факторов и погодных условий. В специальной литературе их называют временными навигационными опасностями: туман, усиленный ветер, волнение, течение, плавающие льды, которые могут встречаться и на средних широтах.
- Эксплуатационные: возникновение пожара, поломка оборудования.
- Опасности техногенного характера, связанные с высокой концентрацией мощных источников энергии.
- Необходимость преодоления внешних агрессивных воздействий.
- Смещение груза, потеря остойчивости, получение статического крена.
- Нарушение технологии погрузочно-разгрузочных работ, связанных с перевалкой груза.
Общие проблемы вынуждают объединяться
ВажноВ сфере международных грузоперевозок морским транспортом создана система CINS (Cargo Incident Notification System). Эта информационная служба собирает и анализирует факты аварийных ситуаций в данной сфере. В настоящее время пользователями системы CINS стали 19 ведущих транспортно-логистических компаний.
Совместная работа позволяет выявить реальные причины случившихся аварий. Предприятия-собственники нередко замалчивают и скрывают правдивую информацию по вопросу инцидентов с морскими торговыми судами. Это приводит к снижению уровня безопасности контейнерных перевозок, не позволяет дать правильную, объективную оценку случившемуся. Кроме того, мешает сделать полезные выводы и предотвратить возникновение аналогичных случаев впоследствии.
По информации CINS можно сделать следующие выводы о причинах возникновения аварий при морских перевозках грузов:
- низкопробная упаковка грузов – 40%;
- недостоверная информация, указанная в таможенной декларации – 27%;
- нарушение технологии обработки контейнеров – 4%;
- неправильное размещение контейнеров на судне – 2%.
Достаточно распространёнными причинами аварийных ситуаций является непрофессиональное поведение экипажа во время перевозки груза. Именно по этой причине на судне часто возникает пожар или взрыв.
Транспортные компании – участники системы CINS настаивают на создании единой Международной отраслевой базы данных (МОБД). В ней будет собрана максимально полная информация в отношении аварий в сфере международных перевозок морским транспортом. Современные программные продукты сумеют выявить наиболее часто повторяющиеся риски.
Эксперты разработают пошаговую инструкцию на случай возникновения непредвиденных ситуаций, которая на первых порах будет носить рекомендательный характер. Руководствуясь ими, заинтересованные организации и бизнес-структуры смогут своевременно предпринять ряд мер, позволяющих избежать или предотвратить аварию на морском торговом судне.
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Порядок организации перевозок детей
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Обязательное страхование опасных грузов
- Организация пассажирских перевозок.
- Выбираем оптимальный способ доставки груза
- Аварийность на морских контейнерных перевозках
- Перевозка наливных грузов различными видами танкеров
- Международные морские перевозки
- Перевозка длинномерных и негабаритных грузов автомобильным транспортом
Серьезные грузы, высокая цена, высокие риски. Здесь видимо нужна совместная работа страховых компаний страхующих риски перевозок и эксплуатирующих суда организаций, тогда и зависимость будет полная соблюдения рекомендаций от суммы страховки.
Рисков в перевозках грузов морским путем достаточно, уменьшить их можно только при комплексном подходе.
При морских грузоперевозках все-таки значительно больше рисков. Любая авария из-за нарушений (случайных или ради снижения затрат), может осложняться погодными условиями.
Получается, что причина большинства аварий при морской перевозке грузов - пресловутый человеческий фактор. При должном контроле этих аварий можно было избежать.
Море есть море, оно всегда было непредсказуемым и беспощадным. И риски грузоперевозок всегда были большими. Но есть тут и человеческий фактор - ошибки судовождения, и конструктивные особенности судна и много чего еще. Поэтому и поход к вопросам безопасности на море должен быть комплексным.
Читая статью, можно понять, насколько сложным и многогранным является процесс морских перевозок. Вспомнился случай с "Модерн Экспресс" — это не просто авария, а настоящий вызов для всех участников процесса, начиная от экипажа и заканчивая владельцами груза. Важно понимать, что такие ситуации могут произойти с любым судном, независимо от его стоимости или уровня технологической оснащенности. Сравнивая с "Phantom", видим, что общие проблемы, как крен и потеря остойчивости, повторяются. Это подчеркивает необходимость тщательной подготовки к зимним условиям, особенно когда речь идет о таких специфических грузах, как лес. Стоит отметить, что система CINS играет важную роль в анализе и предотвращении подобных инцидентов. Однако, как говорится в статье, сокрытие данных о происшествиях снижает эффективность этой системы. Это напоминает мне о проблемах, с которыми сталкиваются авиакомпании, когда информация о технических неисправностях скрывается, что в свою очередь не позволяет улучшить безопасность полетов. Введение единой Международной отраслевой базы данных, как предлагают участники CINS, могло бы стать аналогом "черных ящиков" в авиации, собирающим все данные о происшествиях. Такой подход позволил бы не только выявлять повторяющиеся ошибки, но и разрабатывать более точные рекомендации по их предотвращению. В общем, статья подчеркивает важность открытости и сотрудничества в таком сложном и рискованном процессе, как морские перевозки.
Интересно, как повторяющиеся проблемы, такие как крен и смещение груза, продолжают быть актуальными. Возможно, стоит уделить больше внимания улучшению технологии упаковки и размещения грузов на палубе. Это может существенно снизить риски.
Статья напоминает, что даже самые современные технологии не могут полностью защитить от человеческого фактора. Неправильная информация в документах или ошибки экипажа — вот где часто кроется корень проблемы. Надеюсь, новые системы помогут снизить эти риски.