Давление налогов на грузовики не ослабевает

Запуск системы «Платон» - это попытка государства ввести меры контроля над движением грузового автотранспорта в соответствии с западными методиками. Избежать этого не позволяют международные требования к налогообложению коммерческого автотранспорта. Вхождение России в мировую экономику требует дальнейшего совершенствования законодательства в данном направлении.

налогообложение перевозки грузов коммерческим автотранспортом

Европейский опыт в системе налогообложения коммерческого автотранспорта

Эффективность европейской системы определяется учётом предельных внешних издержек и включением ежегодных транспортных платежей: транспортная лицензия, топливный налог и дорожная плата. Большинство стран Европы берёт за основу HGV fee – систему покилометровой оплаты, которая базируется на количестве осей, массе транспортного средства и экологического класса его двигателя. Размер этой платы, в пересчёте на рубли, может составлять от 5 до 28 рублей за 1 километр. При этом учитывается уровень износа и повреждения дорожного полотна, а также стоимость загрязнения окружающей среды.

Европа не отказывается от налогов на владение коммерческим автотранспортом. Они складываются из обязательных платежей, размер которых зависит от технических и конструктивных особенностей грузовика, определяющих его эксплуатационные возможности. Её одна категория налогов – хозяйственная – уплачивается лишь при оказании услуг перевозок грузов, то есть при коммерческих грузоперевозках и в состав, как таковых, транспортных платежей не входит.

Специфика российского налогообложения коммерческого транспорта

В начале 90-х годов в России был разработана система транспортных налогов и обязательных платежей, перечисляемых грузоперевозчиками, адаптированная к условиям рыночной экономики. В то время правительство задавалось целью увеличения уровня автомобилизации в целом и обновления автопарка транспортных компаний, в частности. В результате, за короткий период количество коммерческого автотранспорта увеличилось многократно. Объём грузооборота наращивался с каждым последующим годом. Но на поступлениях в федеральный бюджет это никак не отражалось. Грузоперевозки в России стали частью теневой экономики.

Сегодня, чтобы полностью выполнить все обязательства перед государством, перевозчик должен уплатить ряд налогов, которые целесообразно разделить на три группы:

  1. Постоянные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость при приобретении нового грузовика, утилизационный сбор, регистрационные платежи, транспортный налог. Это налог и сборы на владение транспортным средством, которые первый раз уплачиваются при покупке, а затем ежегодно. Причём, вне зависимости от цели его эксплуатации. Величина постоянных налогов определяет уровень доступности грузовика и, следовательно, степень его вхождения на рынок перевозок грузов.
  2. Переменные налоги и сборы: акциз на топливо, плата за проезд по федеральным трассам грузовиков, масса которых превышает 12 тонн. Объём данной группы обязательных платежей зависит от интенсивности использования транспортного средства. Теоретически – это цена, которую уплачивает перевозчик за пользование сетью дорог.
  3. Налоги на финансовый результат: налог на прибыль коммерческих организаций, единый налог на вменённый доход, лицензия на оказание услуг перевозок грузов. Главной тенденцией фискального законодательства становится объединение хозяйственных налогов с системой транспортного обложения. Это объясняется тем, что личный транспорт по сути выполняет функцию коммерческого.

Введение двух последних групп налогов направлены на вывод сферы грузоперевозок из сегмента теневого бизнеса. Яростное сопротивление перевозчиков системе «Платон» вызвано двумя причинами: дополнительными, причём немалыми, расходами и необходимостью официальной регистрации, что влечёт за собой всё новые и новые финансовые издержки. Плата за осуществление коммерческой деятельности в сфере грузоперевозок нередко превышает уровень прибыли. Попытка уйти в тень, оборачивается новыми неприятностями с законом. Всё реже удаётся зарегистрировать автобус, в качестве личного автотранспорта, не привлекая к себе внимания налогового ведомства. На смену большегрузам приходят среднетоннажники. Для выполнения услуг городских перевозок грузов привлекаются лёгкие малотоннажные грузовики.

В заключении

Подобные проблемы в своё время обостряли социальную и политическую обстановку в странах ЕС. Но западе фискальное регулирование владения и эксплуатации коммерческого транспорта определяется оптимальным сочетанием высокого уровня мобильности грузового автотранспорта и компенсацией со стороны государства воздействий рыночной транзакции, которые в обязательном порядке возникают при эксплуатации грузового транспорта. 

Рейтинг: 8
Всего оценок: 4 Комментариев: 7 Просмотров: 878
Автор статьи: / Дата публикации: 16-02-2018
Поиск запроса "налогообложение перевозки грузов коммерческим автотранспортом" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Герман Пермь 18.02.2018

Внедрение международного опыта и стандартов - практика положительная, но попытки просто скопировать иностранные законы и требования - не лучший выход. Без поправки на российские реалии не обойтись.

0
0
Ответить
Наиль Казань 19.02.2018

Любые новые налоги всегда вызывают раздражение со стороны налогоплательщиков, тем более когда эти сборы лишь в отдаленной перспективе покажут свои результаты в качестве дорог по всей стране. Но время идёт и постепенно все начинают привыкать.

0
0
Ответить
Алексей Иркутск 10.12.2021

Государство пытается ввести налоги на все что только возможно. Если бы эти налоги пошли полностью во благо народу, половина суммы уйдет в карманы чиновников !

0
0
Ответить
Никита Балаково 24.08.2024

Если уж тогда было сильное давление со стороны ФНС, то про нынешнее время даже говорить наверное нет никакого смысла. Чтобы не возник дефицит бюджета, в связи со всеми известными событиями, нужно вносить коррективы в фискальную политику. На бизнесе конечно это отражается очень негативно, а еще хуже на обычных гражданах.

0
0
Ответить
Леонхард 10.12.2024

Интересная статья, которая поднимает важные вопросы налогообложения грузового автотранспорта. На мой взгляд, российская система налогов нуждается в серьезных изменениях, чтобы соответствовать международным стандартам. Внедрение системы «Платон» кажется шагом в правильном направлении, но вызывает много вопросов. Например, почему не использовать европейскую модель HGV fee, которая эффективно учитывает экологический класс, массу и оси автомобиля? В Европе она способствует справедливому распределению расходов на содержание дорог и улучшение экологии. В России же дополнительные налоги и сборы, как в случае с «Платоном», могут вызывать обоснованное недовольство перевозчиков, особенно если учесть, что они уже платят за топливо и дороги. Это может привести к увеличению теневого сектора и неудовлетворенности в отрасли. Задача государства - найти баланс между налоговой нагрузкой и стимулированием обновления автопарка. Было бы полезно пересмотреть текущие подходы и предложить более гибкие решения, которые учитывали бы реальные условия эксплуатации коммерческого транспорта в России. Важно также учитывать социальные и экономические факторы, чтобы избежать негативных последствий для малого и среднего бизнеса, которые составляют основу транспортной отрасли. В целом, нужно стремиться к прозрачной и справедливой системе, которая будет стимулировать развитие рынка и обеспечивать качественное обслуживание дорог.

0
0
Ответить
Джейкоб 11.12.2024

В статье затронуты важные аспекты налогообложения. Однако, мне кажется, что без учёта особенностей российского рынка, введение подобных систем может лишь усложнить жизнь перевозчикам. Надеюсь, что будут найдены более оптимальные решения.

0
0
Ответить
Никандр 12.12.2024

На мой взгляд, введение системы «Платон» - это шаг вперёд, но важно, чтобы она была адаптирована под российские реалии. В Европе система покилометровой оплаты уже доказала свою эффективность, и неплохо было бы взять на заметку некоторые её аспекты.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: