Грузовики на газомоторном топливе – это выгодно и перспективно
XXI век – эпоха альтернативного топлива. Бензин и ДТ только начинают сходить со сцены, однако процесс уже необратим. Одним из лучших заменителей является газ.
За рубежом он широко применяется в автомобилестроении. Легковые машины оборудуют моторами, работающими на пропан-бутане. А на грузовики и автобусы ставят двигатели, потребляющие метан.
Первую шестерку мировых лидеров составляют Пакистан, Иран, Китай, Бразилия, Индия и Аргентина. В этих странах автомобили на газомоторном топливе занимают большую долю от общего числа машин. Например, в Пакистане – 81,5%. Европейский лидер – Италия. Активное внедрение спецтехники, работающей на метане, объясняется тем, что, по сравнению с традиционными видами горючего, они обладают тремя важными преимуществами. Они более экономичны и безопасны, а также менее вредны для окружающей среды.
Экономичность в особых доказательствах не нуждается. Достаточно поездить по заправкам и сравнить стоимость бензина, ДТ и метана. Куб газа в разы дешевле, чем литр топлива. Это обусловлено тем, что метан, добытый из недр Земли, применяется без переработки.
Еще более красноречивы реальные цифры. В Набережных Челнах 8 дорожных машин на газомоторном топливе «пробежали» за 12 месяцев в общей сложности 311 тыс. км. Затраты на газ составили 1,4 млн. руб. (в ценах 2013 года). Если бы на них стояли дизельные моторы, то за ГСМ пришлось бы заплатить в 2,5 раза больше (3,8 млн. руб.). В Краснодаре 30 автобусов городского типа НЕФАЗ-5299, работающих на газе, за такой же период «наездили» 1,85 млн. км. Расходы на топливо – 9,25 млн. руб. При использовании дизелей, заправка обошлась бы в 19,14 млн. руб.
На экономичность влияет и более высокая устойчивость мотора на газомоторном топливе против износа. Это обусловлено тем, что метан, в отличие от бензина и ДТ, при любой температуре двигателя, всегда находится в газообразной фазе. Поэтому ухудшение смазочных характеристик моторных масел полностью исключается. В итоге продолжительность работы агрегата увеличивается в среднем в 1,5 раза, сокращаются расходы на его ремонт.
Важным фактором является и экономия топлива. Основной показатель его сортности – октановое число. Чем оно больше, тем выше качество. У метана эта характеристика составляет 105-120 единиц. Это значит, что его устойчивость против детонации больше, чем у изооктана, принятого за эталон. А потому природный газ допустимо не только использовать на любых моторах с зажиганием от искры, но можно еще и форсировать двигатели, улучшая показатели мощности.
Экологическая безопасность грузовиков и автобусов на газомоторном топливе является второй причиной их широкого распространения. Метан – это самый чистый вид органического топлива. По сравнению с бензином, при его сгорании выделяется в 7 – 8 раз меньше угарного газа, в 2 – 3 раза – углеводородов, в 1,5 – 2 раза – окиси азота. То же самое можно сказать и по двуокиси углерода (тепличному газу). По своим характеристикам моторы на газомоторном топливе полностью соответствуют требованиям стандарта Евро-5.
Надо вспомнить и то, что метана в недрах Земли на порядок больше, чем нефти. При этом, промышленность использует почти весь газ, добытый на месторождениях. Тогда как, для получения светлых продуктов, нефть должна пройти стадию переработки, и их доля будет намного меньше, чем 100%. Это значит, что работа грузовиков на бензине или ДТ больше истощает природные ресурсы, чем применение газовых двигателей. Косвенным подтверждением тому являются оценки специалистов по запасам ископаемых. Если нефти хватит лет на 30-50, то запасы газа даже через два века не закончатся.
Безопасность метана в пожарном отношении доказать, казалось бы, труднее всего. Причина проста – в подсознание каждого намертво вбита мысль о том, что газ взрывается от случайной искры. Более того, многие водители и авторемонтники тоже уверены, что газовые двигатели взрывоопасны. Правда, 99% из них на газомоторных машинах не ездили и такие авто не ремонтировали. Что подтверждает популярную фразу: в основе любого страха лежит невежество.
Вот результаты исследований. По температуре воспламенения: у метана нижний предел равен 650 град С, у бензина – 250 Град С, у ДТ – 320 град С. По пожароопасной концентрации вещества: для метана диапазон составляет 4,0-15,0 об. %, для паров ДТ – 1,1- 8,0 об. %.
Более того, газовые баллоны остаются невредимыми даже после выстрела по ним из винтовки с близкого расстояния (правда, обычной пулей, бронебойная пробивает). Газомоторный автомобиль сбрасывали с различной высоты (максимум – 30 метров), утечки газа не обнаружено. После этого проводились тесты на нагрев баллонов на костре и подрыв их небольшим зарядом динамита.
Емкости остались невредимыми и в таких экстремальных условиях. Для самых недоверчивых можно привести пример пожара, который произошел 6.07.1990 г. в автопарке Утрехта (Нидерланды). Автобусы на газомоторном топливе сгорели до основания. А баллоны остались целыми, ни один не взорвался, потому что предохранители расплавились и стравили газ.
Метан раза в два легче, чем воздух. Поэтому, если происходит разгерметизация баллона, он быстро улетучивается, вместо того, чтобы оседать на землю. Этот газ не токсичен и не приводит к канцерогенным заболеваниям. Он безопасен для всего живого на планете. По степени чувствительности в классификации горючих веществ он относится к четвертому классу – самому безопасному.
Пожалуй, единственный недостаток метана заключается в том, что его энергоемкость ниже, чем у традиционных видов топлива. Поэтому тяговые характеристики газомоторных двигателей хуже, чем бензиновых. Но нет сомнения в том, что, в процессе усовершенствования газовых моторов, и эта проблема будет успешно решена.
Все сказанное выше убедительно доказывает, что метан является оптимальным видом органического топлива для спецтехники. Поэтому радует тот факт, что решения о переводе автомобилей на данный вид ГСМ приняты в нашей стране на самом высоком уровне.
- Подорожание топлива на начало года
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Работа на праворульном грузовике манипуляторе Mitsubishi
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- Новые меры правительства должны снизить количество эксплуатируемых грузовиков класса Евро-4
- Надо ли пересаживаться на газовые грузовики?
- Грузовики на газомоторном топливе – это выгодно и перспективно
- Газодизель нам поможет
- Какие нюансы имеются у сжиженного метана в грузовиках?
Когда же с конвейера начнут массовые выпуски автомобилей на газовом оборудовании или это не реально в нашей действительности, иначе ждать опять налоговый газовый манёвр, как ожидается опять по бензину и дизелю
Я бы и сам с удовольствием пересел бы на авто с двигателем работающим на метане. Но к сожалению пока недостаточно заправок, предлагающих такое топливо. Может стоит на законодательном уровне обязать владельцев АЗС оборудовать все станции газовым оборудованием.
Метан приемлем как альтернативное топливо, а улучшение тяговых характеристик грузовиков на метане приведет к росту их популярности.
Конечно, метан выгоднее использовать, обзор преимуществ убедит даже скептиков. Но переход на другое топливо, думаю, постепенно произойдет.
Я всегда скептически относился к переходу на газ, но эта статья заставила меня задуматься. Особенно впечатляют цифры по экономии в Набережных Челнах и Краснодаре. Это ведь реальные деньги, которые можно использовать на другие нужды, если перейти на газ. Конечно, в сравнении с бензином и дизелем, метан имеет свои минусы, такие как меньшая энергоемкость. Но если учесть, что двигатели на газомоторном топливе работают дольше и реже требуют ремонта, это серьезный аргумент в их пользу. Да и вопрос экологии уже невозможно игнорировать. Вспоминая, как в Германии активно переходят на электромобили, становится очевидно, что каждый регион должен искать свои пути снижения вредных выбросов. И тут газ может стать отличной альтернативой. Важно также, что метан безопасен при использовании, что подтверждают различные исследования. Хотя, конечно, стереотипы о взрывоопасности пока ещё живучи. Возможно, стоит больше говорить о таких примерах, как пожар в Утрехте, чтобы развеять эти мифы. В общем, радует, что наша страна тоже начинает двигаться в этом направлении. Надеюсь, что это не останется лишь на бумаге, а действительно будет реализовано на практике.
Метан — это не просто альтернатива, а реальное решение для автотранспорта. Особенно впечатляет его безопасность: газовые баллоны выдерживают даже экстремальные испытания. Это хороший пример для тех, кто сомневается в безопасности газомоторного топлива. Думаю, что с развитием технологий метан станет ещё более популярным.
Переход на газ — разумный шаг, если учитывать экономию и экологию. Конечно, энергоёмкость ниже, но это вопрос времени, когда двигатели будут усовершенствованы. Италия уже давно на этом пути, и результаты говорят сами за себя. Надеюсь, у нас тоже получится добиться таких успехов.