Экспертное мнение: ID-Marketing об импорте спецтехники

На отраслевых рынках в первые месяцы нового года, как правило, подводятся итоги года уходящего. Экспертные мнения, результаты исследований и оценки текущего состояния на рынке спецтехники порой неоднозначны. На вопросы об итогах 2018 года в сегменте импортного оборудования ответил руководитель аналитической компании ID-Marketing Андрей Ловков.

импорт спецтехники 2018

Стабилизация или временное улучшение

Специалисты считают, что, в целом на рынке спецтехники наблюдается тенденция к стабилизации ситуации. По словам Андрея Ловкова, уже сложно доподлинно вспомнить, когда в России действительно ощущалась стабильная ситуация. После развала СССР новые витки кризиса имели между собой все меньший промежуток времени: сложно было сказать, в каком состоянии на данный момент находится экономика РФ.

Не забыт декабрь 2014 года, когда рубль обвалился по отношению к иностранным валютам. Знаменитый «черный вторник» 16 декабря, когда курс евро обновил исторический максимум и превысил, хоть и ненадолго, отметку в 100 рублей. Прогнозируемо в 2015 году импорт по всем направлениям пошел вниз, т.к. стоимость техники значительно выросла.

Но не успели участники рынка привыкнуть к постоянно меняющимся политико-экономическим факторам, как правительство решило всерьез взяться за утилизационный сбор, который вслед за сложным 2015 годом был введен уже в следующем 2016 году и внес значительный вклад в застой, который наблюдался на импортном рынке практически весь год.

По некоторым позициям не только не был зафиксирован хоть какой-нибудь рост, наоборот, объемы сократились даже по сравнению с кризисным 2015 годом. И только в 2017 году, когда курс валют стабилизировался, и рынок постепенно привык к нововведениям, можно было наблюдать положительную динамику импорта абсолютно по всем направлениям.

Руководитель компании ID-Marketing напомнил, что по некоторым направлениям, среди которых экскаваторы, бульдозеры (за исключением малых), погрузчики, отдельные виды дорожной техники, наблюдался кратный рост показателей ввоза. Наименьшими темпами в 2017 году восстанавливались направления гусеничных кранов, малых гусеничных бульдозеров, гусеничных и колесных перегружателей.

Объемы импорта за 9 месяцев 2018 года выросли на 22,5%

Андрей Ловков отметил, что в 2018 году правительство внесло изменения в постановление, касающееся утилизационного сбора, которые вступили в силу 13 июня 2018 года. Основным моментом является повышение базы для исчисления утилизационного сбора с 150 000 руб. до 172 500 руб. без НДС. Размер базы с НДС вырос с 177 000 руб. до 203 550 руб.

Это значит, что цены на спецтехнику вновь вырастут. И уже в 3 квартале 2018 года был зафиксирован спад по девяти направлениям: телескопические погрузчики, тяжелые гидравлические экскаваторы, тандемные катки и средние колесные погрузчики. Хотя в целом по всем рассматриваемым видам техники объемы импорта в январе-сентябре 2018 года выросли на 22,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

При этом на протяжении всех трех лет положительная динамика продаж наблюдалась во всех сегментах, кроме компактных погрузчиков с бортовым поворотом (количество сделок по этим машинам снизилось на 20%, до 264 экземпляра). Наибольший рост произошел в сегменте шарнирно-сочлененных самосвалов (плюс 254%; 124 ед.) и колесных экскаваторов (плюс 75%; 184 шт.).

Объемы продаж автогрейдеров увеличились на 43% (до 298 экземпляров), бульдозеров - на 32% (до 282 ед.), погрузчиков на колесном ходу - на 19% (до 313 ед.), самосвалов - на 15% (до 84 ед.). Экскаваторов-погрузчиков было реализовано 919 экземпляров, а экскаваторов на гусеницах - 1,17 тыс. экземпляров. Средняя цена на технику в российских рублях за 5 лет выросла более чем в 2 раза.

Стоит отметить, что наибольшее увеличение количества проданной зарубежной техники наблюдалось в первые три месяца прошлого года: тогда подъем составил 41% (2,2 тыс. ед.). Во втором, третьем и четвертом кварталах показатель роста находился на отметке 29%, 24% и 32% соответственно. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за прошлый год объемы продаж импортной спецтехники в России увеличились на 31%.

Импорт из КНР на лидирующих позициях

Наиболее популярным видом импортируемой техники продолжают оставаться погрузчики, причем Китай в этом направлении является монополистом. По итогам января-сентября 2018 года доля китайской продукции в сегменте средних колесных погрузчиков составила 89,3%, малых колесных погрузчиков - 78,2%. Далее по объемам ввоза идут средние гусеничные бульдозеры. Здесь представители поднебесной заняли уже 45,3%.

Более 51% импортных машин китайского производства ввезено в сегменте грунтовых катков, 56,8% - в сегменте автогрейдеров. Тем не менее, некоторые сдвиги в направлении импорта экскаваторов имеются. Если 5-6 лет назад поставки соответствующей техники в Россию были редкостью, то за последние два года наблюдается большая активность со стороны китайских представителей рынка, среди которых LiuGong, SDLG и SANY.

Андрей Ловков отметил, что марочная структура импорта китайской техники достаточно разнообразна. Наряду с популярными брендами, каждый год ввозятся единичные экземпляры малоизвестных марок. Некоторые заслуживают упоминания. Например, марки WOLWA или JOIN HERE, которые в духе некоторых особенностей китайского рынка копируют названия своих именитых европейских и американских собратьев.

Всего в 2018 году было ввезено более 80 различных марок (не считая брендов не китайского происхождения). Тем не менее, на долю ведущей пятерки приходится более 50% импорта. В ее число входят SDLG, SHANTUI, XCMG, LIUGONG и SEM.

Как изменились объемы поставок б/у спецтехники

По рассматриваемым позициям доля подержанной техники в 2015 году составила 21,1%. Как уже упоминалось выше, в 2016 году был введен утилизационный сбор, одной из целей которого было качественное изменение структуры рынка за счет снижения доли б/у машин. Уже по итогам 2016 года можно сделать вывод, что данная мера себя оправдала. Доля подержанной техники снизилась сразу до 8%, и в настоящее время показатели ввоза находятся в пределах этого значения.

Стоит упомянуть, что общую картину «портит» статистика импорта мини-экскаваторов, на долю которых в январе-сентябре 2018 года пришлось сразу 60% от общего количества всех подержанных машин рассматриваемых типов. При этом большая часть экскаваторов выпущена до 2000 года. Несмотря на довольно высокий сбор, который значительно меняет цену мини-экскаватора в большую сторону, данные машины продолжают ввозиться.

Прогнозы экспертов: рост рынка на 15%

После кризисных явлений и различного рода нормативно-правовых изменений, затронувших большинство сегментов рынка спецтехники, 2018 год можно считать достаточно успешным. Перспективы на 2019 год сложно оценить, опираясь на текущие тенденции, поскольку они могут быть, в том числе, и результатом отложенного спроса. Нельзя не учитывать и сложную политическую обстановку. Тем не менее, при сохранении стабильности на рынке финансовых услуг дает повод говорить о сохранении текущих объемов импорта с возможным ростом в пределах 10-15%.

По материалам портала Экскаватор. Ру

Рейтинг: 7
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 932
Автор статьи: / Дата публикации: 06-03-2019
Поиск запроса "импорт спецтехники 2018" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Марина Нижний Новгород 19.03.2019

Думаю, небольшой рост импорта спецтехники все же будет в 2019 году. Даже политические и экономические потрясения и изменения этого не остановят, поскольку у нас ведутся стройки, немного поднимается производство, а техника потребуется для этого, но не у всей есть отечественный аналог. А еще, некоторые предприниматели предпочитают купить импортную спецтехнику подороже, нежели пользоваться отечественной.

0
0
Ответить
Максим 26.04.2020

То курс рушится, то всемирная пандемии на экономику влияет, а отрасль так и остается в зачаточном положении. Да, небольшие сдвиги есть, но темпы восстановления будут очень продолжительными.

0
0
Ответить
Musafir Алматы 12.04.2022

Качественно и надежно доставили груз. Огромное спасибо компании и водителю

0
0
Ответить
Владимир 10.12.2024

Читая статью, невольно задумываешься о цикличности кризисов на рынке спецтехники. Напоминает ситуацию на рынке автомобилей в начале 2000-х, когда каждые несколько лет происходило что-то, что заставляло всех участников рынка приспосабливаться и пересматривать свои стратегии. Интересно, что Андрей Ловков отмечает стабильный рост импорта в 2017 году, хотя для многих это был период адаптации. Показатели роста, конечно, впечатляют, особенно если учесть, что база для утилизационного сбора возросла. Это создает своеобразное давление на рынок, и в то же время стимулирует искать новые подходы и решения. Нельзя не отметить доминирование Китая на рынке погрузчиков. Это напоминает мне, как китайские смартфоны буквально захватили рынок, предлагая хорошее соотношение цены и качества. Впрочем, это логично, учитывая, что китайские компании, такие как LiuGong и SANY, активно инвестируют в улучшение качества своей продукции. Прогнозируемый рост в 15% также внушает оптимизм. Хотя, конечно, нужно учитывать, что это может быть результатом отложенного спроса. В общем, статья дает много пищи для размышлений о том, как вести бизнес в условиях постоянно меняющихся экономических и политических реалий. Лично я вижу в этом потенциал для роста и развития, хотя и с определенными рисками.

0
0
Ответить
Жоан 11.12.2024

Увеличение утилизационного сбора, конечно, дает о себе знать. Это напоминает мне ситуацию с повышением налога на импортные автомобили в 2010-х. Интересно, как это повлияет на долгосрочные стратегии компаний. В статье хорошо прослеживается, как рынок адаптируется к изменениям, и это вселяет надежду на стабильное развитие.

0
0
Ответить
Конон 12.12.2024

Очень интересная динамика на рынке спецтехники, особенно в контексте китайского импорта. Видно, что китайские производители, как и в других отраслях, делают ставку на массовость и доступность. Это подход, который уже давно работает на рынке смартфонов и электроники. Остается только надеяться, что качество не будет страдать.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: