Форвардер – назначение и конструкция
Зачем он нужен?
Заготавливать лес можно по-разному. Например, послать бригаду из 8 человек с бензопилами, люди за год «сделают» 7 – 8 тысяч кубов древесины. А можно – с помощью современной техники. В этом случае в паре работают две машины: харвестер и форвардер. Первый пилит деревья, обрезает ветки и разделяет их на бревна заданной длины. А второй эти бревна грузит в свой кузов и вывозит. Годовая производительность – от 60 тысяч кубометров леса и более.
Устройство
Форвардер (англ. Forwarder – экспедитор) представляет собой полурамный (почти всегда) вездеход с манипулятором. В передней части расположен мотор с кабиной, в задней – платформа. Кран с захватом обычно сзади, перед грузовым отсеком. Но бывает и спереди, чтобы увеличить кузов.
Для поворота предусмотрены цилиндры, в количестве 1 или 2 шт. Полурамы могут складываться на угол 40-60 град. Если к этому добавить, что между ними стоит универсальный шарнир, позволяющий полурамам наклоняться одна относительно другой на 15 град, то становится понятно, за счет чего транспорт обладает очень высокой проходимостью, не смотря на большую колесную базу. Во время погрузки или выгрузки этот шарнир блокируется в горизонтальной плоскости.
В качестве силовой установки обычно применяется дизель с 4-мя или 6-ю цилиндрами и турбонаддувом. Мощность большинства моделей находится в диапазоне от 130 до 280 «лошадок». Трансмиссия – двухдиапазонная гидростатическая или гидромеханическая, с бесступенчатой регулировкой крутящего момента.
При включении первого уровня машина едет со скоростью 7 – 10 км/ч, второго – до 35 км/ч. Уникальная особенность такой конструкции – возможность при большой тяге (22 т.) двигаться очень плавно, преодолевая бездорожье.
Ходовая часть полноприводная, с 6-ю либо 8-ю колесами шириной обычно до 60 см. По заказу – до 80 см. Шины нередко с цепями противоскольжения. Ведущие мосты – с планетарно-колесными редукторами, многодисковыми гидротормозами и блокировкой дифференциалов. В качестве рабочего органа используется комбинированный манипулятор, с грейферным захватом, телескопической рукоятью и ротатором. Вылет до 10 м, привод – электрогидравлический.
На современных моделях управление из кабины оператора совершается при помощи джойстиков с небольшим числом горячих клавиш и цветного сенсорного экрана. Тумблеры, рычаги и ручки индикаторов давно исчезли. Сама кабина иногда делается поворотной и, для удобства работы на косогорах, имеет функцию выравнивания крена. В этом случае манипулятор вращается вместе с ней или отдельно.
Заключение: возможно ли купить форвардер?
На сегодняшний день пара «харвестер плюс форвардер» считается оптимальным вариантом для заготовки леса. Хотя и не дешевым. Бэушные форвардеры John Deere 1510E и Komatsu 860.4 предлагаются в Москве за 7-8 млн. руб. На новых Амкодорах 2682 в Питере висят ценники от 16,5 млн. руб.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Обзор на бульдозеры
- Форвардер – назначение и конструкция
- Форвардер Komatsu 875
- Форвардер Ponsse Buffalo
- Форвардер John Deere 1510E
Интересный вид спецтехники. Больше всего удивила производительность. Наверное, такую спецтехнику использовать намного дешевле и проще, чем нанимать работников.
Техника на грани фантастики. Придумали же люди, и сделали! Поражает производительность, как у сотни лесорубов.
Соглашусь с комментатором Леонидом – такая техника продуктивнее целой бригады лесорубов. Но есть одно НО. Выгода может быть лишь при больших объёмах, постоянно, без простоев. Восьмизначная цена за раз. Я видел такую машину, когда работал в Гомельской области – просто сказка. Однако, владельцу пришлось продать свой Buffalo – изменилось законодательство, зачастили проверки. «Лесников» пришлось набрать обратно. Их можно было хоть на «выходные» отправлять, если что. Но это будущее.
Интересная статья, сразу видно, что техника для лесозаготовок заметно шагнула вперед. Например, сравните производительность бригады из восьми человек с бензопилами и современного дуэта харвестера и форвардера. Это как сравнивать ручную работу и автоматизированный процесс на фабрике. Современные машины значительно увеличивают объемы заготовки древесины - до 60 тысяч кубов в год. Это напоминает мне, как в сельском хозяйстве применение комбайнов повысило эффективность работы на полях. Кроме того, форвардеры имеют отличную проходимость благодаря полурамной конструкции и шарнирам, что делает их идеальными для работы в труднодоступных лесных зонах. Технологии управления тоже впечатляют: джойстики и сенсорные экраны заменили старые рычаги и тумблеры. Хотя, конечно, цена на новые модели может шокировать, но учитывая их возможности, это вполне оправданное вложение. Интересно, что б/у модели тоже пользуются спросом, что говорит о надежности техники. В целом, с такими машинами лесозаготовка становится не только более эффективной, но и менее трудоемкой и опасной для людей, что, безусловно, плюс.
Интересно, что применение форвардеров напоминает эволюцию в строительной технике: сначала было много ручной работы, а теперь все автоматизировано. Да, дороговато, но эффективность и безопасность стоят этих денег. В будущем, возможно, цены снизятся с учетом распространения технологий.
Форвардеры - это настоящие вездеходы! Возможность наклона рамы и блокировка шарниров для стабильности делают их идеальными для работы в сложных условиях. Не все легковые внедорожники так могут. Понравилось, что управление стало проще - как в современных автомобилях.