Грузовой автомобиль ГАЗ-51
ГАЗ-51 выпускался серийно с 1946 по 1975 год. Всего за этот период с конвейеров заводов в СССР, Северной Корее, Китае и Польше сошло более 3,5 млн. машин. Это был самый распространенный грузовик послевоенной эпохи.
ГАЗ-51 должен был пойти в серию в 1941 году. Помешала война. После нее машину серьезно доработали, с учетом фронтовой эксплуатации бортовых авто, а также техники, пришедшей в страну по ленд-лизу. В итоге, получился грузовик, по всем параметрам несопоставимый с предшествующими ему полуторками.
Технические характеристики
- Габариты (ДхШхВ), м: 5,715 х 2,28 х 2,13
- Клиренс, м: 0,245
- База, м: 3,3
- Колея (передняя / задняя), м: 1,589 / 1,65
- Масса снаряженная, тн: 2,71
- -**- полная, тн: 5,15
- Грузоподъемность, тн: 2,5
- Мощность, л.с.: 70
- Частота вращения, об / мин: 2750
- Крутящий момент, Нм: 200
- Рабочий объем, куб. см.: 3485
- Расход топлива, л / 100 км: 20 – 25
- Max скорость, км/час: 75
- Шины: 7,50 - 20
Описание и нововведения
На ГАЗ-51 применили очень много новинок, которые ранее в отечественном автомобилестроении не использовались. Силовой агрегат – усовершенствованный ГАЗ-11, 6-цилиндровый, 4-тактный, работающий на бензине А-56 или А-66. Мотор не слишком мощный, но с хорошей тягой. С другой стороны, силовой агрегат не любил долго работать под большой нагрузкой или при высоких оборотах, не хватало запаса прочности. Система охлаждения герметичная, с жалюзи и термостатом. В систему смазки поставлено 2 фильтра.
Сцепление сухое однодисковое. КПП на 4 скорости, без синхронизаторов. Поэтому, при переключении передач, надо было 2 раза выжимать сцепление. А, при переходе с высшей на низшую, еще и делать «прогазовку». Передача ЗХ принудительно блокировалась, включить ее случайно было невозможно – для этого приходилось отжимать «флажок» на рычаге КПП.
Рама автомобиля - переменного сечения, с швеллерными лонжеронами и клепанными поперечинами. Задняя подвеска рессорная – 13 листов основные, 7 – дополнительные. Передняя – из 11 листов, плюс амортизаторы – рычажные, впоследствии телескопические.
Кузов деревянный, возможно, с фальшбортами. Задний борт на цепях, можно было использовать как удлинитель пола. С 1955 года все три стали откидными. Кабина, по сравнению с полуторкой, комфортабельная, с полным комплектом приборов. После 1954 года – цельнометаллическая, с отоплением.
Заключение
ГАЗ-51, по отзывам водителей, это неприхотливая и очень надежная машина. Конструкция предельно простая, ремонтопригодность высокая. Даже в пути почти всегда можно было «что-то придумать» с помощью подручных средств, чтобы доехать до гаража. Полную нагрузку везет легко. Проходимость очень хорошая. Из минусов – большой люфт рулевого колеса (15-20 град), «тугой» ход педали тормоза, рулевого и рычага КПП. И, конечно, сказывалось отсутствие синхронизаторов.
Диапазон стоимости бэушных машин очень большой. «Убитый» ГАЗ-51 можно найти за 20 тыс. руб. Цена за отреставрированный, в хорошем состоянии, может доходить до 250 тыс. руб.
- Не заводится авто на газу.
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Обзор на бульдозеры
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Запах газа в кабине
- Малотоннажный грузовик Zuk из Польши на дорогах СССР
- Грузовой автомобиль ГАЗ-51
- Полноприводный грузовик ГАЗ-66
- Самосвал Хант 8051 для районов Сибири
- Городской автобус Волгабас-4298
Сейчас это уже история. Хотя поздние модели ещё на ходу. Представляю какая должна быть сила, чтобы поворачивать руль и выжимать сцепление. Да и расход 25 литров просто огромный.
Интересный агрегат, сейчас наверно можно найти только на тематических выставках, либо на автопробеге классических машин, а отец рассказывал, как они рассекали на этом авто, нравилось ловить завидные взгляды мальчишек и девчонок.
Сейчас ГАЗ-51 уже не встретишь на дорогах. Но для своего времени это был надежный и неприхотливый автомобиль, настоящий трудяга. Конечно тяжело было поворачивать такой руль, давить на тормоз, да и передачи переключать. Но зато простота конструкции, и ремонт с любыми подручными средствами. Не зря 30 лет выпускался.
Я ездил на газ 51 в 1965 году. Работал в колхозе стажером. ездил в ГШ Горный Алтай за лесом, возил зерно из-под комбайна на склад, возил кукурузу на силосование. Было большое увлечение автомобилем. Никаких тяжестей в органах управления не замечал. Было мне 17 лет.
Честно говоря, ГАЗ-51 — это настоящая легенда своего времени. Когда читаешь о таких машинах, сразу вспоминаются те же времена, когда на Западе выпускались Ford F-series и Chevrolet Advance Design. Конечно, они были другими, но, по сути, выполняли ту же роль — восстанавливать экономику после войны. ГАЗ-51 отличался простой конструкцией и высокой ремонтопригодностью, что делало его незаменимым в условиях СССР. Это как если бы сравнить его с современными автомобилями Toyota Hilux — надежность и простота в одном флаконе. Конечно, современные технологии продвинулись далеко вперед, но для своего времени ГАЗ-51 был настоящим рабочим конем. Интересно, что даже при отсутствии синхронизаторов в коробке передач, опытные водители справлялись с переключением без проблем, используя двойной выжим сцепления и "прогазовку". Это требует определенного мастерства, но позволяет лучше чувствовать машину. В этом плане он напоминает старые модели Porsche, где тоже важно было чувствовать каждое переключение. Да, ГАЗ-51 не отличался высокой мощностью, но его 70 л.с. и крутящий момент в 200 Нм вполне хватали для перевозки грузов в сложных условиях. Важно отметить, что грузоподъемность в 2,5 тонны для тех времен была вполне приличной. И, конечно, кузовные изменения с 1955 года стали настоящим прорывом — все три борта стали откидными, что значительно упростило погрузку и разгрузку. Эта машина была не просто средством передвижения, а настоящим символом эпохи, и это делает её особенной даже сейчас.
Как по мне, ГАЗ-51 — это пример того, как можно создать что-то действительно надежное и долговечное. Это как старые тракторы, которые работают десятилетиями. Да, в нем есть свои недостатки, но его неприхотливость и проходимость это компенсируют. Отличный транспорт для своего времени.
ГАЗ-51 — это как классический Land Rover Defender, который всегда готов к любым испытаниям. Простота конструкции и высокая ремонтопригодность делают его идеальным для работы в сложных условиях. Даже несмотря на отсутствие синхронизаторов, водители всегда находили способ эффективно управлять этой машиной.