Икарус 180, первый сочлененный автобус
Икарус или Ikarus – хорошо известный в Советском Союзе и других странах социалистического лагеря бренд венгерской компании. Она специализировалась на проектировании и изготовлении широкого спектра автобусов. Причем по некоторым направлениям разработки предприятия заслуженно считались новаторскими в мировом масштабе. Одним из ярких примеров выступает первый сочлененный автобус Икарус 180, запущенный в серию более полувека назад – в 1966 году.
Оглавление
Его конструкция предусматривала наличие уникальной для того времени тамбура-гармошки, внутри которой располагался сквозной проход, соединяющий две части очень вместительного в итоге салона. Рассмотрим историю создания автобуса, его технические характеристики и конструктивные особенности автобуса Икарус 180.
О производителе
Но сначала имеет смысл несколько подробнее остановиться на самом предприятии-производителе популярных в социалистических странах автобусов. Компания Ikarus учреждена в 1895 году в венгерском городе Пеште, несколько позднее ставшем частью нынешней столицы государства Будапешта. Изначально небольшая мастерская по изготовлению карте компания постепенно нарастила производственные мощности и наладила выпуск кузовов для автобусов.
В 1933 году дело перешло к сыновьям учредителя, что стало основанием для переименования фирмы в ТОО «Братья Ури». Незадолго до начала второй мировой войны – в 1939 году – был произведен юбилейный тысячный автобус. В военное время предприятие занималось выпуском самолетов и ремонтом автомобильной техники. Причем сначала для германской, а после освобождения Венгрии – для Советской армии.
После Великой Победы Венгерское государство стало социалистическим. Что привело к национализации предприятия в 1947 году. Еще через год фирму объединили с АО «Икарус», созданным в 1916 году.
Результатом слияния производственных мощностей обеих компаний стало создание автобусостроительного завода Ikarus. Чтобы лучше понять масштабы предприятия, достаточно отметить, что тысячный автобус был выпущен уже в 1951 году, то есть через 2 года после объединения. Название бренда «Икарус» происходит от персонажа древнегреческих мифов Икара.
Мощности компании-производителя постоянно и стабильно росли. Причем как за счет модернизации имеющегося технологического оборудования, так и присоединения новых заводов. Каталог выпускаемой продукции на регулярной основе пополнялся новыми моделями городских, междугородных и специальных автобусов.
ВажноПродукция предприятия поставлялась на внутренний венгерский рынок и практически во все страны СЭВ (Содружество экономической взаимопомощи), включая Советский Союз, ГДР, Чехословакию и многих других.
Постепенно автобусы под брендом «Икарус» начали поставляться в самые разные государства по всему миру. Включая Алжир, Мозамбик, Танзанию, ФРГ, скандинавские страны и многие другие. Совместное с Ikarus производство автобусов было налажено в Канаде, США, Индонезии, на Кубе и в КНДР.
На пике производственных мощностей в 80-е годы прошлого века завод ежегодно выпускал около 12 тыс. автобусов разных моделей. Результатом стало уверенное вхождение предприятия в число лидеров среди европейских производителей этого вида транспорта.
Только в Советский Союз, который всегда являлся основным потребителем продукции предприятия, было поставлено более 100 тыс. автобусов. Общее количество выпущенных автобусов заметно превысило 200 тыс. единиц. Предприятие упразднено в 2003 году в рамках деиндустриализации Венгрии, которая стала следствием включения страны в ЕС.
Назначение автобуса Ikarus 180
Как было отмечено ранее, компания «Икарус» выпускала разные виды автобусов. Одним из основных направлений деятельности всегда выступало производство техники для городского общественного транспорта. Где на первый план неизменно выходит большая вместимость. Именно поэтому в конце 50-х – начале 60-х годов возникла идея создать автобус с салоном максимального размера, где смогло бы разместиться предельно возможное количество пассажиров.
Чтобы добиться обязательного сочетания вместимости и маневренности, необходимой для передвижения по городским улицам, был разработан специальный кузов с уникальным шарнирно-поворотным механизмом.
Он соединял две части салона (их с некоторой условностью можно назвать тягачом и прицепом), между которыми создавался сквозной проход в виде тамбура-гармошки. Причем подвижные и гибкие детали сочленения надежно защищались сильфоном, изготовленным из дермантина.
Материал обладает очень высокой пыле- и влагонепроницаемостью в сочетании с достаточно серьезными прочностными характеристиками. Автобус предназначался для внутригородских пассажирских перевозок, причем в крупных городах СССР и других социалистических стран на маршрутах с большим трафиком.
Общее описание автобуса
Прототип первого сочлененного автобуса Икарус 180 был разработан в 1961 году. Авторами ключевых конструктивных и дизайнерских решений стали Ласло Финт (ведущий конструктор и дизайнер) и Казимир Шмидт (технический дизайнер). Транспортное средство запущено в серию в 1965 году и выпускалось вплоть до 1973 года. Эксплуатация автобусов продолжалась до 1985 года. Общий объем производства составил 7802 единицы.
Большая их часть – примерно 5 тысяч – традиционно была поставлена на основной рынок сбыта в Советский Союз. Характерной особенностью автобуса стал оригинальный дизайн. Большая часть салона снаружи была белой с длинной красной продольной полосой снизу, проходящей через колеса. Радиаторная решетка и пространство вокруг фар были покрашены в черный цвет.
Присутствие уникального шарнирно-поворотного механизма привело к появлению нескольких важных конструктивных особенностей. К их числу относятся:
- Установка специальных регуляторов положения кузова, необходимых для оптимальной балансировки очень большого по размерам салона.
- Использование мощной пневматической подвески, удерживающей автобусный кузов в необходимом положении.
- Изготовление рамы кузова из штампованных лонжеронов, которые чередуются с трубами круглого сечения (что позволяет добиться максимальной прочности всей конструкции).
- Комплектование транспортного средства инновационным для того времени техническим устройством в виде гидроусилителя рулевой системы
- Новая компоновка автобуса с горизонтальным размещением двигателя в пределах колесной базы шасси и непосредственно под полом салона для пассажиров.
- Размещение задней накопительной площадки уровнем ниже (на одну ступень), чем основной пол салона.
- Отделение водительского места от пассажирского салона перегородкой с встроенной дверью.
Технические характеристики Икарус 180
Популярность венгерских автобусов объяснялась не только большой вместимостью, но и достаточно высокими техническими характеристиками. Которые нередко оказывались вполне конкурентоспособными на мировом рынке. Чтобы в полной мере справедливо в отношении
Икаруса 180, который по стандартной классификации относился к особо большим. Самые значимые из них представлены ниже в табличном формате, удобном для визуального восприятия.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габаритные размеры (ДхШхВ),мм | 16 500х2 500х3 500 |
Клиренс, мм | 2900 |
Полная масса, т | 23,5 |
Снаряженная масса, т | 13 |
Предельная скорость, км/ч | 63 |
Мощность двигателя, л. с. | 192 |
Расход топлива, л / 100 км (при скорости 60 км/ч) | 38 |
Предельная вместимость | 180 |
Количество сидячих мест | 37 |
Двигатель
В течение нескольких первых лет производства автобус комплектовался двигателями Csepel D-619, которые также выпускались в Венгрии. Мощность силового агрегата составляла 190 л. с. Количество цилиндров равнялось 6 при рядном расположении.
Начиная с 1967 года, на автобус устанавливался несколько более мощный (192 л. с.) Raba-MAN. Этот двигатель производился венгерским предприятием, но по лицензии известного западногерманского бренда. Что позволило не только повысить мощность, но и увеличить надежность силовой установки.
В обоих случаях речь идет о дизельном двигателе. Отдельно стоит отметить относительную экономичность расходования топлива для настолько большого и вместительного автобуса (примерно 38 литров на 100 км при крейсерской скорости в 60 км/ч).
Трансмиссия и ходовая
Икарус 180 комплектовался пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. Чтоб обеспечивало достаточный уровень надежности и удобства в процессе эксплуатации. Колесная база выглядит следующим образом: 5 500х6 020 мм. Причем задние колеса (на прицепе) имели шины размером 12,00-20, а передние (две оси на тягаче) – несколько меньшие – 11,00-20.
Как было отмечено ранее, стабильность и правильное положение большого автобусного кузова обеспечивала пневматические регуляторы. Конструкция подвески предусматривала дополнение пневмобаллонов листовыми рессорами. Такая комбинация обеспечивала достаточно высокую плавность хода и комфортность размещения пассажиров.
Основной проблемой Икаруса 180 справедливо считается высокая требовательность технической части транспортного средства. Прежде всего – двигателя, трансмиссии и ходов – в отношении качественных горюче-смазочных материалов.
Которые должны были, причем в обязательном порядке, дополнятся профессиональным уровнем технического обслуживания и ремонта. Дополнительные сложности нередко возникали из-за внушительной длины кузова, составляющей 16,5 метров. Автобус попросту не вмещался в существующие автопарки, которые приходилось удлинять и реконструировать.
Пассажировместимость автобуса Икарус 180
Цифра в названии модели – 180 – показывает максимальную вместимость пассажиров (из расчета 8 человек на 1 кв. м. площади салона). Номинальное значение этого параметра составляет 169 (5 человек на 1 кв. м.) Количество сидячих мест равняется 37.
Другими словами, можно с полной уверенностью сказать, что разработчики добились поставленной цели и создали по-настоящему «особо большой» автобус.
Именно так классифицировалось транспортное средство по используемым на тот момент стандартам. Логичным результатом стало достаточно успешное использование автобусов в крупных городах СССР, ГДР, Венгрии и ряда других социалистических стран вплоть до 1980-х годов.
Рабочее место водителя
Важной конструктивной особенностью Икаруса 180 стало своеобразное «отделение» водительского места от пассажирского салона специальной перегородкой. Причем она комплектовалась дверью, что обеспечивало доступ водителя внутрь автобуса при необходимости. Как и общение с пассажирами.
В остальном Ikarus 180 мало чем отличался от большей части других автобусов венгерского производства. То есть рабочее место водителя отвечало базовым стандартам в плане комфорта и безопасности в процессе управления транспортным средством. Что создавало неплохие условия для работы, которые все-таки никак не получится назвать выдающимися или очень
Итог
Икарус 180 – первый в СССР сочлененный автобус, разработанный и выпущенный известным венгерским производителем. Его главной особенностью выступает максимальная вместительность – 180 пассажиров, причем 37 – на сидячих местах. Она достигается оригинальной конструкцией салона транспортного средства, который формировался из двух частей (тягач и прицеп). Они соединялись уникальной шарнирно-поворотной «гармошкой», обеспечивающей сквозной проход между частями автобусного салона.
Икарусы 180 производились почти 10 лет и были выпущены общим количество почти 8 тысяч. Пять из которых поставлены в СССР. Эксплуатация автобусов продолжалась до середины 1980-х годов. Главные достоинства модели: очень большая вместимость, относительный комфорт, мощность и сравнительно высокая скорость. Ключевой недостаток – требовательность к ТО, ремонту и горюче-смазочным материалам.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Автобус-гармошка Икарус 280
- Икарус 180, первый сочлененный автобус
"Икарусы" я не застала, а вот транспорт с "гармошкой" посередине активно ходил в 90-е и позже. В том числе, автобусы и троллейбусы. Сейчас машин стало больше, и техника подобных габаритов уже не может комфортно ездить по дорогам. Видимо, поэтому транспорт стал более компактным.
Хороший был автобус. Главным достоинством Икарус 180 была большая вместимость. У нас в городе его называли "гармошкой". Для своего времени это было решением вопроса доставки большого количества пассажиров в больших городах. Сейчас вид этого автобуса вызывает чувство ностальгии.
Эти сочлененные Икарусы прекрасно помню, ведь именно на них я когда-то ездил до института и обратно. При этом автобусов в час пик всегда было мало, так что вспоминается еще и вечная толкучка. Понятно, что нынешние автобусы по уровню комфорта намного лучше, но от ностальгии по тем временам никуда не деться.
О, я хорошо помню венгерские Икарусы. В Советском Союзе они считались очень комфортным и респектабельным транспортным средством. Да, так оно и было: на фоне невзрачных, неудобных и плохо пахнущих отечественных автобусов Икарус выигрывал по всем позициям.
Помню, как в далёкие времена ездил на автобусе Икарус 180. Это был настоящий гигант среди автобусов. Его уникальный шарнирно-поворотный механизм всегда манил постоять в центре. Автобус имел оригинальный дизайн: белый кузов с красной полосой и чёрной радиаторной решёткой, но мне больше нравились в желтом исполнении. Внутри было очень просторно и комфортно.
Старый добрый Икарус, когда можно было их увидеть везде, даже после распала СССР видел как стояли на парковках и тому подобных мест, жалко проходит эпоха, теперь осталось их очень мало, а ведь эти автобусы идеально контрастируют с советским союзом. Отличная вместительность и относительный для того времени комфорт.
Не помню такой вариант Икаруса. Но до нас, до Сибири, он возможно просто не дошел. Помню ходили гармошки, но марка ЛиАЗ вроде. Икарус у нас был только на межгороде. Вместительный и дорогой считался. Ехать на нем было комфортно, большой багажный отсёк, много чемоданов входило.
Мне повезло, что я еще немного застал те времена, когда ходили автобусы, даже удалось поездить на нем пассажиром, у него еще был такой специфический запах в салоне, я прекрасно это помню. Очень жалко, что не выпускает, был толковый автобус, если бы еще довести до ума.
Все познается в сравнении. Это по меркам того времени автобус Икарус был очень крутым, а по нынешним меркам – просто убогий. Отчетливо запомнились сиденья из жёсткого и неприятного кожзаменителя, а ещё – характерный навязчивый запах в салоне.
Интересная и познавательная статья. Икарус 180, или "гармошка" - этот автобус был прорывом в необходимом деле перевозок в больших городах. У Икарусов на редкость удачно спланирован салон. Хотя недостатки тоже присутствовали, зимой в салоне было очень холодно.
Венгерские Икарусы в основном использовались для междугородних пассажирских перевозок и для туристических поездок. В отличии от советских автобусов они были гораздо просторнее и вместительнее, имели большие обзорные окна и внешне выглядили очень солидно.
Разработчики Икаруса 180 за образец взяли немецкий автобус Henschel HS 160 USL - Typ 449. Если говорить о венгерском двигателе Csepel-JÁFI P-619, то он был очень ненадёжным. Первые небольшие партии экспортных Икарусов 180 комплектовались двигателем немецкой фирмы MAN. Позже на автобус стали устанавливать лицензионный мотор Rába-MAN D2156.
Помню такой автобус. В городе был несколько таких Икарусов, ходилаэи по самым загруженным маршрутам. Ничего особенного в нем не было. Да, первое время было прикольно на нем кататься, потом все привыкли. Что касается поворотного механизма, но на ямках было круто. Он сначала просидал, а потом подпрыгивал.
Этот автобус реально историческая реликвия, раньше часто ходили, теперь больше уже таких не будет, помню этот автобус был огромный и было много места и пространства, также запомнился звук мотора, это прям ностальгия. Очень жалко, что их больше не будет, ну что поделаешь.
Этот почти уже подзабытый автобус сейчас очень живо вспомнился. Икарус был довольно больших размеров и даже имел некоторые (очень условные) удобства: над головой были полки, на которые можно было положить какие-то вещи. Конечно же, сегодняшние автобусы и тот Икарус – это земля и небо.
Спасибо, что напомнили. Венгры без сомнений могут гордиться своей компанией Икарус, которая шла в ногу со временем, постоянно развивалась и выпускала хорошие автобусы. Жаль, что такого предприятия больше нет. Впрочем, не факт, что оно выдержало бы нынешнюю конкуренцию.