Как самостоятельно проверить турбину на дизеле малотоннажного грузовика
Все узлы и системы любого грузового автомобиля время от времени нуждаются в проверке. Турбина - не исключение. Иногда возникает необходимость продиагностировать ее самостоятельно. Почему? Ведь на СТО контроль работы турбокомпрессора сделают на специальном оборудовании. Причины могут быть разные. Ну, например, нежелание оплачивать данную процедуру. Или ждать – пока снимут, погоняют на приборах, да пока обратно поставят … на все это уходит время, которого может и не быть.
Диагностика, причины неисправностей
На то, что с турбокомпрессором могут быть проблемы, указывают некоторые признаки, как прямые, так и косвенные. Они дают о себе знать во время работы мотора:
- Выхлопной дым становится синеватым, сизым или даже черным.
- При движении под нагрузкой, силовой агрегат в разных режимах работает слишком шумно.
- Двигатель сильно греется.
- Удельный расход ДТ и моторного масла больше нормы.
- Движок плохо тянет, ухудшается динамика.
При этом, надо отметить, что перечисленные выше признаки не говорят о том, что «виновата» именно турбина. Неполадки могут быть и в другом месте. Тем не менее, турбокомпрессор в данном случае нельзя исключать из списка «подозреваемых». Это кстати, еще одна причина для того, чтобы не ехать сразу на СТО, а сначала самому разобраться, хорошо ли работает крыльчатка. Проверить турбину своими силами, без ее снятия, можно разными способами.
Диагностика турбокомпрессора начинается с проверки качества моторного дизельного масла, а также его уровня. Кроме того, надо убедиться, что в турбину не попали сторонние предметы.
После этого, следует посмотреть на выхлопные газы – какого они цвета. Если черного, и мощность движка падает, то смесь переобогащенная. На впуске могут быть неисправности, из-за чего в цилиндры поступает меньше, чем надо воздуха. Утечки на выпуске также приводят к тому, что тяга дизеля понижается.
Для проверки давления наддува турбины дизельного двигателя грузовика заводят силовой агрегат. Потом необходимо послушать, как работает турбинка. Крыльчатка компрессора не должна издавать скрипящие или свистящие звуки. Также не должно слышаться шипение воздуха, проходящего через неплотные соединения. Следует проверить герметичность стыков на патрубках, по которым подается воздух. Здесь не допускаются никакие повреждения. Кроме того, необходимо проверить воздушный фильтр. Загрязнения снижают его способность пропускать воздух, из-за чего последний подается в цилиндры в недостаточном количестве.
ВажноДополнительно следует продиагностировать турбину на износ. Для проверки ее ротор проворачивается вокруг оси. Если имеется небольшой люфт – это не страшно. Если же ротор контачит с корпусом, значит турбину надо ремонтировать.
Допустимый люфт для осевого смещения турбинного вала равен 0,05 мм. Такую выработку обнаружить без приборов практически невозможно. Зато радиальное смещение может быть до 1 миллиметра. Это уже чувствуется. Если, во время контроля крыльчатки, обнаружены значительные отклонения от приведенных данных, то можно утверждать, что компрессор сильно изношен.
Если выхлоп дизеля сизый или белый, значит, масло попадает в цилиндры, с последующим его сгоранием. Такая неисправность, кроме других причин, может случиться еще и из-за неполадок в турбокомпрессоре. Увеличенный расход масла (на каждую тысячу пробега – около 1 литра) тоже говорит о той же проблеме.
В таком случае, надо осмотреть воздухофильтр и турбинный ротор. Если фильтр забит грязью, то воздуха через него проходит меньше, чем необходимо. Значит, между кассетой с подшипниками и корпусом крыльчатки возникает большая разность давлений. Вследствие чего, в корпус компрессора начинает протекать масло из кассеты. Если же все в порядке, тогда следует проверить сливной маслопровод. В нем не должно быть трещин, загибов и прочих неприятных «сюрпризов».
У подъема давления бывает и другая причина. Это происходит, если газы из камеры сгорания проникают в картер. Подобное явление мешает нормальному сливу турбинного масла. Такая поломка может быть из-за перебоев в работе вентиляционной системы картера. Силовой агрегат будет сапунить. Если турбинка исправна, то во впускном и выпускном коллекторах движка признаков попадания масла в большом количестве быть не должно.
Чистка и ремонт турбин для грузовиков
Еще раз надо проверить осевой люфт турбины. Если компрессор исправен, то присутствие масла в крыльчатке объясняется как раз повышением давления в картере мотора, необходима чистка турбины. Может быть, еще и пробка попала в сливной маслопровод.
ВажноЕсли дизельный двигатель во время работы слишком шумит, следует проверить трубы высокого давления подачи воздуха. А еще – ротор крыльчатки. Во время проворачивания, он не должен касаться стенок.
Состояние самой крыльчатки тоже заслуживает пристального внимания. Если на лопастях имеются зазубрины или иные повреждения, это значит, что компрессор требует немедленного ремонта. Если дефекты ротора хорошо различимы, турбинку надо снимать и отправлять на более точную диагностику.
Проверить производительность турбины можно следующим образом. Надо завести мотор, найти патрубок, соединяющий турбокомпрессор и впускной коллектор, и рукой пережать его. В это время приглашенный помощник должен сесть за руль и несколько секунд погазовать. При нормальной работе турбины, будет хорошо чувствоваться, как патрубок раздувается. Если же крыльчатка не нагнетает газы, то никаких особенных изменений не случится. Дополнительно к этому, можно проверить, в каком состоянии находятся патрубки. А также посмотреть, нет ли трещин на выпускном и впускном коллекторах дизеля.
- Промыть форсунки самостоятельно
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Как самостоятельно проверить турбину на дизеле малотоннажного грузовика
- Тягач Foton Auman EST A
Спасибо, узнал побольше
Нужно конечно самому провести ремонт турбины и в этот момент не обращаться на СТО. Статья во многом полезная и нужная тем кто за рулем и сталкивался с такой проблемой.
Спасибо , везде искала информация но нужной нигде не было , а тут в самый раз !
Это что значит радиального вообще не должно быть или должно быть но немного . Очень конкретный ответ
Если руки растут откуда надо, ничего невозможного в самостоятельном ремонте турбины нет. Конечно, нужен хороший разнообразный инструмент.
Интересная статья, которая поднимает важную тему самостоятельной диагностики турбокомпрессора. На мой взгляд, это полезный навык, особенно когда нет времени или желания ехать на СТО. Конечно, для многих это может показаться сложным, но при правильном подходе и знании основных признаков неисправностей можно избежать лишних трат. Мне нравится, что в статье подробно описаны симптомы, такие как изменение цвета выхлопа или увеличенный расход масла. Это напоминает мне о ситуации с автомобилями без турбин, где схожие признаки могут указывать на проблемы с системой впрыска или выпуском. Важно помнить, что не все проблемы двигателя связаны с турбиной, но исключать ее из списка "подозреваемых" не стоит. Особенно полезно, что автор описывает, как можно проверить турбину без демонтажа: от прослушивания звуков крыльчатки до проверки герметичности стыков патрубков. Это напоминает методики, используемые в авиации, где проверка турбин также проводится на предварительных этапах без их снятия. Такой подход помогает не только экономить время, но и позволяет автовладельцу лучше понимать устройство своего автомобиля. Впрочем, для тех, кто не уверен в своих силах или сомневается в результатах диагностики, все же стоит обратиться к специалистам.
Хорошо, что в статье упомянули про осевой и радиальный люфт. Это ключевые элементы, которые могут указать на степень износа турбины. Мне кажется, что для многих автовладельцев это станет открытием и поможет лучше понять, когда действительно стоит обращаться за профессиональной помощью. Хотя, конечно, советы по самостоятельной диагностике полезны, но в сложных случаях лучше довериться профессионалам.
Статья действительно полезная, особенно для тех, кто хочет сэкономить время и деньги на СТО. Хорошо, что подробно описаны признаки неисправностей турбины. Это помогает сразу понять, есть ли смысл самостоятельно заниматься диагностикой. Понравилось, что автор акцентировал внимание на проверке герметичности стыков и состояния воздушного фильтра. Это важные моменты, которые часто упускают из виду.