Грузовые автомобили – роботы. Komatsu, Volvo и КАМАЗ без водителя для внутризаводских перевозок
Внедрение роботов – это веление времени. Эпоха началась приблизительно полвека назад, и сейчас прогресс движется семимильными шагами. Роботы все шире используются во всех отраслях человеческой деятельности. Механизмы с электронными «мозгами» руководят станками в производственных цехах, работают у доменных печей, управляют манипуляторами и т.д. Последний писк – робот в качестве водителя грузовика.
Разработками в этом направлении, притом, довольно успешными, занимаются многие ведущие производители спецтехники. Например, японская Komatsu, в содружестве с Rio Tinto, с 2008 года тестирует систему автоматического транспорта Autonomous Haulage Systems (AHS). За прошедшие годы самосвалы-роботы этой компании, работая в чилийских и австралийских карьерах, доставили сотни миллионов тонн горной породы. Правда, машины 930Е выпускаются с кабиной водителя, потому выглядят так же, как и обыкновенные грузовые автомобили.
Несколько лет назад инженеры создали более совершенную роботизированную машину. Водительскую кабину за ненадобностью убрали. Так что, появилась возможность серьезно изменить в лучшую сторону планировку. Вес груза распределили самым оптимальным образом. Кроме того, этому грузовику «все равно», куда ехать, вперед или назад, потому что с обеих сторон у него есть все необходимые датчики.
Новое детище Komatsu под названием «Innovative Autonomous Haulage Vehicle» получилось совсем не маленьким. В длину оно занимает 15 метров, в ширину – 8,5 метров. Ну, это понятно, карьерные самосвалы мелкими не бывают. Маневренность очень высокая за счет того, что у каждого колеса независимая подвеска, отдельный привод и «свое» управление. Благодаря этому, кстати, можно перераспределять между колесами полезную мощность. Шины – 59/80R63.
Бескабинный робот Komatsu приводится в движение силовым агрегатом мощностью 2700 л.с. (2014 кВт). Грузоподъемность составляет 230 тонн. Наибольшая скорость движения – 65 км/час.
Еще один яркий пример – шведская Volvo. В сфере разработок самоуправляемых роботизированных автомобилей эта компания находится среди лидеров. Ее машины настолько совершенны в технологическом плане, что могут передвигаться по автомагистралям без участия человека. С 2016 года грузовики-роботы Volvo начали обслуживать еще и шахтные разработки, спускаясь под землю на 1200-1500 метров. Для контроля окружающей среды, на машины ставят несколько датчиков, в т.ч. GPS, радар и LiDAR.
Три года назад Volvo поддержала студенческий стартап – на фирме собрали робот-мусоросборщик, работающий в паре с беспилотным квадрокоптером. По приезду на место, дрон взлетает и находит контейнеры с мусором. После этого, робот подъезжает к контейнеру, грузит его на собственную платформу, доставляет к грузовику и подключает к механизму, который перегружает содержимое контейнера в бункер мусоровоза.
Камский автозавод решил не отставать от мировых тенденций. В сотрудничестве с НАМИ был разработан и в декабре прошлого года представлен на всеобщее обозрение необычный грузовой автомобиль «КАМАЗ-ЧЕЛНОК». Он представляет собой двухосную транспортную платформу длиной 8 метров, с тентом – но совершенно без кабины! То есть, кузов – по всей длине и ширине. ТС предназначена для использования в качестве внутризаводского транспорта. С его помощью планируется перевозить крупные узлы из одного цеха в другой.
Снаряженная масса челнока составляет 8 тонн. Грузоподъемность – 10 тонн. Полная масса получается 18 тонн, она распределяется между осями 50/50. Литий-ионные АКБ, на которые, кстати, приходится немалая доля собственного веса, обеспечивают 60 км пробега при максимальной скорости 90 км/час. Подобная дневная дистанция для внутризаводской тележки – это вполне достаточно. А скорость такая высокая не нужна, поэтому ее ограничили до 40 км/час.
Для привода в действие, на ТС поставили синхронный электромотор ТМ-4 канадского производства. Его мощность – 250 кВт. Мосты на челноке - производства HANDE (Китай). Такие же, только большей грузоподъемности, ставят на майнинговые самосвалы, и они там зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Фурнитура – Schmitz. Кузов сделал филиал КАМАЗа – Нефтекамский автозавод.
Тележка в движении показала себя очень маневренным транспортом – за счет того, что на обеих осях управляемые колеса. Правда, если скорость повышается, то задние блокируются в прямом положении – чтобы на поворотах не терялась устойчивость. В какую сторону ехать – не имеет значения. Интерьер спереди и сзади почти одинаковый. Разворачиваться тележке не нужно потому, что с обеих сторон поставлены все необходимые датчики, видеокамеры и радары. Кузов тоже можно разгружать с любой стороны.
Сейчас такие роботизированные машины пока еще в новинку. Но лет через двадцать, наверняка, на трассах будет больше грузовиков без водителей, чем с человеком за рулем.
- Газовые двигатели на грузовых машинах
- Ведет машину в сторону
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- Вопрос к владельцам машин класса "Микроавтобус": грузаподъёмностью до 2 тонн.
- Грузовые автомобили – роботы. Komatsu, Volvo и КАМАЗ без водителя для внутризаводских перевозок
- АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
- Как беспилотные грузовики повлияют на логистику и грузоперевозки?
- Востребованные модели Камаз: 53212 и 5460
- Беспилотные самосвалы для работы в карьерах
На белорусском БЕЛАЗ не первый год идет разработка беспилотных самосвалов в рамках проекта “Интеллектуальный карьер” совместно с российской “ВИСТ Групп”. В 2010 году в рамках этого проекта был показан телеуправляемый карьерный самосвал БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн с электроприводом постоянного тока. В 2013 году компания показала роботизированную версию этого грузовика. Также разработано роботизированное управление, которое может устанавливаться на любую модель карьерного самосвала БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. По состоянию на 2018 год самоуправляемый БЕЛАЗ есть, например, в распоряжении российского ПАО “ФосАгро”. Один оператор может дистанционно управлять сразу несколькими машинами, задавая им места разгрузки.
Пока новости о таком беспилотном транспорте читаются как строки из фантастического рассказа, а это уже реальность, которая скоро будет и вне заводских территорий.
Грузовики, обслуживающие шахты - особенно необходимое изобретение. Подземная работа наиболее вредна для человека, и хоть часть рабочих на шахтах теперь возможно сократить. Но смотрится, конечно, фантастично - машина без кабины.
Интересно наблюдать, как развитие робототехники повлияло на такие гиганты, как Komatsu и Volvo. Это напоминает мне, как Tesla в свое время изменила автомобильную индустрию, внедрив автопилот. Похоже, что Komatsu и Volvo идут по аналогичному пути в области грузоперевозок. Автономные самосвалы и грузовики - это не просто модный тренд, а реальная необходимость, особенно в сложных условиях, таких как карьеры или шахты. Подобные технологии действительно улучшают не только эффективность, но и безопасность. Ведь в условиях, где риск человеческой ошибки велик, внедрение роботов может стать настоящим спасением. Примечательно, что и КАМАЗ не отстает, адаптируя свои разработки под внутренние нужды. Челнок, хоть и не столь впечатляющ в плане внедренных инноваций, все же является важным шагом в направлении адаптации отечественного автопрома к мировым тенденциям. Лично меня впечатлило, как за счет технологии перераспределения мощности между колесами удалось добиться такой маневренности, что это даже напоминает управление дронами, где каждый винт может работать независимо. Это доказывает, что и в России есть потенциал для создания конкурентоспособной техники. В общем, будущее автономного транспорта выглядит многообещающе, и я с нетерпением жду, когда такие машины станут обыденностью на наших дорогах.
Ну что ж, похоже, Komatsu и Volvo действительно задают жару в автономной технике. Особенно впечатляет подход с переработкой концепции грузовиков без кабины. Это по-настоящему инновационно! Плюс, их маневренность просто поражает. Напоминает, как в авиации внедряют новые технологии для повышения эффективности.
КАМАЗ с челноком, конечно, не такой амбициозный проект, как у Volvo, но это важный шаг для нашего автопрома. Хорошо, что они адаптируют технологии под свои нужды. Надеюсь, такие разработки помогут нам догнать мировых лидеров в этой области.