КамАЗ-4355, капотный грузовик
Премьера уникального в своем роде капотного грузовика КамАз-4355 состоялась летом 2003 года. Машину впервые представили на очередном московском автосалоне, она сразу же вызвала бурные дискуссии, а некоторые зрители даже откровенно посмеивались над нетипичной для машин этого производителя внешностью.
Оглавление
Модель быстро окрестили «носатым», а все потому, что у нее была капотная компоновка. Что же представляет собой это транспортное средство, и почему компания-производитель вдруг решила изменить ею же и установленным традициям?
Назначение и общее описание КамАЗ-4355
Несмотря на удивление, которое КамАЗ-4355 вызвал своей необычной внешностью, именно за нее машина была удостоена звания лучшего грузового внедорожника в 2003 году, оставив далеко позади своих прямых конкурентов, таких как «Урал» и ГАЗ. Машину посчитали весьма перспективной, и этому, помимо дизайна, поспособствовала также оригинальная конструкция.
Кстати, о конструкции. Она разрабатывалась для дальнейшего выпуска полноприводных грузовых авто, предназначенных для эксплуатации в регионах с суровым климатом и сложным рельефом. Изначально модель создавалась под заказ оборонного ведомства страны, нуждавшегося в выносливой, устойчивой и надежной технике, способной перемещаться по минному полю.
Вначале считалось, что грузовик предназначен исключительно для восполнения нужд армии, но в дальнейшем выяснилось, что он нашел бы свое применение во многих других отраслях человеческой жизни, в частности:
- В добывающей промышленности и нефтегазовой сфере.
- В лесном хозяйстве.
- В перевозке оборудования, применяемого на буровых установках.
- В эксплуатации спасательными службами.
ВажноКапотная компоновка, критически воспринятая публикой, посчитавшей ее безнадежно устаревшей, на самом деле поспособствовала быстрому росту популярности этого автомобиля.
Учитывая, что он разрабатывался для эксплуатации в северных регионах, переднее расположение силовой установки стало одним из главных преимуществ модели. Благодаря стационарной кабине, появилась возможность выполнения на базе КамАЗовского шасси самых разнообразных надстроек, таких как буровое или ремонтное оборудование.
Доступ к мотору предельно облегчен, а цельность кабины и уже упомянутая выше стационарность позволили упростить выполнение дополнительной теплоизоляции салона. В сочетании с автономным отопителем, который оснащен системой регулируемой подачи воздуха и способен работать даже при выключенном движке, становится возможным создание в кабине комфортного микроклимата.
Грузовик получился полноприводным, трехосным, колесная формула – 6 x 6. Повышенную проходимость обеспечивали мощные односкатные шины, устанавливаемые на все колеса. Кабина изготавливалась из ударопрочного стеклопластика, для удобства посадки/высадки она дополнена пластиковыми ступеньками.
Двигатель и шасси
Машина оборудована 8-цилиндровым V-образным 10,85-литровым дизельным мотором КамАЗ -740.30-260 с функцией турбонаддува. Мощность агрегата составляет 245 лошадиных сил, максимальный крутящий момент - 1060 Нм. Средний расход топлива составляет около 35 литров на 100 км пути, расход масла на угар не превышает отметку в 0,2 процента от общего расхода горючего.
Силовая установка работает в паре с 10-ступенчатой механической коробкой передач и сухим двухдисковым сцеплением, оснащенным гидравлическим приводом.
Для переключения скоростей в рамках эксперимента на приборной панели был установлен джойстик, пришедший на смену классическому рычагу. Рулевой механизм производства RBL обеспечил машине легкую управляемость. Передний мост имеет неотключаемый постоянный привод, задний оснащен последовательным приводом.
Технические характеристики
Описывая технические характеристики капотного КамАЗа-4355, необходимо упомянуть следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Величина колесной базы, м | 4,6 и 1,32 |
Полный вес, т | 20,19 |
Величина дорожного просвета, м | 0,365 |
Габариты (ДxШxВ) грузовой платформы (в бортовом КамАЗ-4355), м | 5,1 x 2,3 x 0,5 |
Емкость топливных баков, основной / дополнительный, л | 350 / 210 |
Максимальный угол преодолеваемого уклона, % | 30 |
Предельно допустимая скорость движения, км/ч | 90 |
Радиус разворота, м | 13,4 |
Варианты применения шасси КамАЗ-4355
Впервые модель представили публике в кузове, выполненном в виде накрытой тентом бортовой платформы. Борта были металлическими, откидными, откидывались они вручную. Однако помимо бортового варианта грузовик выпускался и с другими вариантами кузова.
К примеру, на автокрановом заводе в Клинцах на базе этой модели собрали крановую установку грузоподъемностью до 25 т., а в Рязани на заводе «Центртранстехмаш» на ее шасси установили изотермический фургон, который должен был стать пригодной для перевозки вахтовиков модификацией. Планировалось, что внутри фургона в комфортных условиях можно будет перевозить 22 пассажира.
Также на базе оригинального капотника планировался выпуск специальных пожарных машин, оснащенных оборудованием для борьбы с огнем на буровых установках, ремонтных мастерских (в том числе и предназначенных для обслуживания нефтяных скважин), гидроподъемников. Однако все это было только в планах, ведь, несмотря на огромные амбиции конструкторов, в серию грузовик так и не вышел, ограничились лишь выпуском нескольких тестовых экземпляров.
Достоинства и недостатки
Говорить о каких-либо плюсах и минусах грузовика на основании опыта практического применения транспортного средства не представляется возможным, так как серийное производство машины налажено не было.
Исходя из описания и заявлений производителя, в числе неоспоримых преимуществ следует упомянуть капотную компоновку, которая, во-первых, обеспечивала свободный доступ к двигателю, а во-вторых, упрощала обслуживание и выполнение дополнительной теплоизоляции, которая особенно актуальна для северных регионов страны.
Достоинством является и надежное шасси, пригодное к выполнению разных надстроек, однако, как известно, все это осталось в теории и не нашло своего применения на практике. А вот что касается недостатков, то самым существенным, пожалуй, является то, что столь перспективная модель так и не вышла в серийное производство, хотя, поговаривают, спрос на нее был бы высоким.
Итог
КамАЗ-4355 примечателен оригинальной внешностью благодаря нетипичной капотной компоновке, а также неплохим эксплуатационным характеристикам. По какой причине компании не удалось наладить серийное производство, неизвестно, но в целом машина получилась хорошей, она однозначно нашла бы своего покупателя.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Объем бетономешалки на базе Камаза
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Новый КАМАЗ с двигателем перед кабиной
- КамАЗ-4355, капотный грузовик
- Марки грузовых автомобилей по категориям грузоподъёмности в таблице
Да, помню презентацию этого автомобиля но она так и не прижилась. Не пошла в серийный выпуск, капотные автомобили уже практически не выпускаются. Не удобно на них разворачиваться в городе. в узких улицах. ГАЗ и Урал еще капотники выпускают и вроде все.
Видел такой автомобиль и всего один раз в Нижнем Новгороде, на выставке и все. Нет, не видно их что то на наших дорогоах. Не приживаются теперь автомобили в вынесеным капотом. Двигатель впереди уменьшает саму базу (место) под груз, при одинаковом размере рамы автомобиля.
Машина, если честно, стремная получилась По любому, она не прижилась бы. Поскольку внешний вид на 2 балла. Сейчас современный КамАЗ в разы лучше. Правда, из-за санкций и непоставки деталей, КамАЗ на старые кабины и моторы перешёл, но все равно, они в разы лучше, чем КамАЗ-4355.
Когда впервые увидел КамАЗ-4355 на автосалоне, не мог поверить, что это творение отечественного автопрома. Капотная компоновка для грузовиков КамАЗ выглядит, мягко говоря, непривычно. Вспомнил, как в свое время Volvo тоже экспериментировала с дизайном, выпустив Volvo VN. И хотя тогда их тоже не сразу поняли, сегодня это одна из самых узнаваемых моделей. Что касается КамАЗ-4355, то его проектирование для суровых условий эксплуатации — это сильный ход. Ведь каждая деталь здесь продумана для работы в экстремальных условиях. Особенно впечатляет автономная система отопления и легкий доступ к двигателю, что в севере может стать решающим фактором. Жаль, что проект не был доведен до серийного производства. Ведь если бы он повторил судьбу того же Hummer, который начинался как военный внедорожник, то вполне мог бы найти свою нишу и среди гражданской техники. В любом случае, КамАЗ-4355 — это шаг вперед для компании, и, надеюсь, что в будущем мы увидим больше таких смелых решений.
Интересная статья! Не ожидал увидеть капотную компоновку от КамАЗа. Это напоминает мне, как Ford в свое время перевернул рынок своим F-Series, введя капотные грузовики. Надеюсь, у КамАЗа тоже получится.
КамАЗ-4355 — это что-то новенькое для наших дорог. Понравилась идея использовать его в нефтегазовой сфере и лесном хозяйстве. Жаль, что серийное производство не запустили, ведь потенциал у модели огромный.