КАМАЗ: итоги выпуска грузовых автомобилей в 2018 году
В соответствии с бизнес-планом на минувший год Камский автозавод собирался изготовить 43 тыс. машинокомплектов грузовых автомобилей. Стоит отметить, что когда данный документ лишь подготавливался, отечественный рынок тяжелых грузовиков быстро развивался, и во многом совместно с ним развивало свое производство и челнинское предприятие. Так, в позапрошлом году автозавод произвел 39,5 тыс. машинокомплектов – на несколько тысяч больше, чем было заявлено по бизнес-плану. Однако в этот раз, похоже, все вышло совсем не так, как планировалось. В настоящей статье мы расскажем об итогах выпуска грузовых автомобилей КАМАЗ в 2018 году.
Так каковы итоги?
В сообщении пресс-релиза автозавода 2018 год назвали «нелегким». В первой половине минувшего года отечественный рынок все так же рос, соответствующе увеличивались и продажи челнинского предприятия. Однако впоследствии рынок начал падать, вместе с ним падало и производство автогиганта. То, что автозаводу не удалось выйти на ожидаемые цифры, стало ясно уже в январе этого года, когда был представлен соответствующий пресс-релиз, где не оказалось определенных данных на предмет того, какое же количество грузовиков предприятие произвело в минувшем году.
Впрочем, на стартовавшей в феврале в Казани выставке TIAF фактические данные все же огласили. В сообщении главы Минпрома республики, в том числе отмечалось, что в минувшем году КАМАЗ изготовил 36,3 тыс. грузовиков. Взявший вслед за тем слово представитель предприятия уже говорил о более чем 38 тыс. грузовых автомобилей, произведенных под брендом КАМАЗ. По-видимому, в данном случае учитывались машинокомплекты, которые были поставлены на иные сборочные предприятия. В этом же сообщении говорилось о производстве на нефтекамском филиале порядка 750 автобусов, а также более 3,5 тыс. прицепов и полуприцепов.
Кроме падения рынка озвучивались и иные причины снижения производства, в том числе сокращение экспорта: в минувшем году вместо «дежурных» 6 тыс. грузовиков были экспортированы лишь 4 тыс.
Тем не менее, в соответствии с бизнес-планом на 2019 год, КАМАЗ все же собирается восстанавливать свои позиции. Основная цель – возвратиться к позапрошлогодним показателям. Так, в нынешнем году автозавод намерен изготовить 39 тыс. машинокомплектов и экспортировать 6 тыс. грузовиков.
Обратимся к статистике
Согласно статистическим данным, ощутимо на рынок смогли повлиять непосредственно продажи челнинского предприятия, которое все еще удерживает здесь лидирующую позицию. Так, в сентябре продажи автозавода уменьшились на 13,4% (2 тыс. грузовых автомобилей), в октябре – почти на 1% (2,4 тыс. грузовых автомобилей). В ноябре было продано на 16,1% меньше, чем за аналогичный период 2017 года – 2,3 тыс. За 11 месяцев минувшего года Камский автозавод продал 22,4 тыс. грузовых автомобилей, что на 4,3% меньше, чем в позапрошлом году. В итоге к минувшему декабрю доля рынка Камского автозавода уменьшилась с 30,8% до 28%.
Стоит отметить также, что из автопроизводителей, которые входят в десятку ведущих брендов рынка грузовиков страны, лишь КАМАЗ, если говорить непосредственно о российских предприятиях, продемонстрировал негативную динамику. К ноябрю отрицательные рейтинги показывали также Mercedes-Benz и DAF, однако объемы продаж данных компаний почти в шесть раз меньше объемов продаж «челнинцев».
Выход в сегмент седельных тягачей – решение?
Впрочем, предприятие выручила инициатива высшего руководства по развитию и модернизации производства кабин. Так, если обратить внимание на статистические данные сентября-ноября минувшего года, можно увидеть, что продажи упали сугубо по самосвалам (модель 6520), в то время как продажи седельного тягача 5490 каждодневно увеличивались на 20-27%, хотя все так же уступали грузовику 43118 – лидеру продаж. Если за 11 месяцев было продано 3,5 тыс. тягачей (на 20,2% больше, чем за тот же период 2017 года), то модели 43118 – порядка 5 тыс.
С точки зрения топ-менеджмента Камского автозавода, инвестирование в новую комфортабельную кабину для седельных тягачей позволит существенно расширить долю предприятия на рынке. Ключевыми конкурентами, кстати, здесь окажутся не отечественные производители, а зарубежные, так называемая «группа семи» (Volvo, Mercedes-Benz, Scania и т. д.). На автозаводе отмечают, что каркасы кабин для КАМАЗа и Daimler будут одинаковыми, однако окончательные варианты различными.
Подведем итоги
Как видно, итоги выпуска грузовых автомобилей в 2018 году для Камского автозавода оказались неутешительными. Остается надеяться лишь, что ситуация на отраслевом рынке нормализуется, и 2019 год станет более успешным для челнинского автогиганта.
- Спор с перевозчика за просрочку хранения груза
- Типа готовый бизнес по грузоперевозкам, c прибылью 8.156.000 руб за 3 года
- Какое наказание за перегруз в 1 тонну?
- Договор материальной ответственности водителя за груз
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- КАМАЗ: итоги выпуска грузовых автомобилей в 2018 году
- Обзор рынка HCV в России
- Продажи коммерческого транспорта в 2019 году могут уйти в минус
- Пути решения проблемы реализации грузовиков Скания
- Лидеры рынка грузовых автомобилей России
Увы, маркоэкономические факторы негативно повлияли на планы камских автопроизводителей. Остается ожидать, что в текущем году КАМАЗу удастся нарастить производство.
В 2018 году были свои проблемы, а что теперь говорить о нынешней ситуации, когда экономика страны и мира так сильно пошатнулась. Будем надеяться на лучшее, во всяком случае все извлекут из этого урок.
В тот момент продажи реально просели у Камазов. Но тем не менее всегда можно быть уверенным, что очень надёжный и крепкий грузовой автомобиль, который идеально подходит под все подходящие ситуации. Не сомневаюсь, что его будут только улучшать в будущем!
Знаете, ситуация, описанная в статье, напомнила мне о том, как в начале 2000-х многие автомобилестроительные компании столкнулись с аналогичными проблемами. Когда рынок испытывает спад, это всегда отражается на производственных планах и показателях. КАМАЗ не исключение. Интересно, что даже несмотря на падение, предприятие смогло удержать лидерскую позицию среди российских производителей. Это говорит о том, что у компании есть потенциал и, возможно, будущие инвестиции в новые технологии и модернизацию кабин помогут улучшить ситуацию. Вспоминается пример Volvo, которая в свое время преодолела кризисные времена благодаря инновациям в дизайне и технологии своих грузовиков. Кроме того, стоит учитывать фактор снижения экспорта, который также повлиял на итоговые цифры. 4 тысячи вместо привычных 6 тысяч экспортированных грузовиков — это серьёзное снижение. Однако, планы на 2019 год выглядят амбициозно, и если они смогут вернуть показатели к уровню позапрошлого года, это будет уже большой победой. Интересно будет посмотреть, как они будут конкурировать с зарубежными компаниями в сегменте седельных тягачей, особенно на фоне планов по разработке новой кабины, что явно направлено на улучшение конкурентоспособности. Надеюсь, 2019 год принесет позитивные изменения, и КАМАЗ сможет не только восстановить свои позиции, но и укрепить их.
Ситуация с КАМАЗом напоминает мне проблемы, с которыми сталкивались другие производители во время экономических спадов. Важно, что они осознают необходимость модернизации и готовы инвестировать в новые разработки. Это может стать ключом к успеху. Пожелаем им удачи в 2019 году!
Статья хорошо иллюстрирует трудности, с которыми КАМАЗ столкнулся в 2018 году. Видно, что проблемы на рынке серьёзно сказались на их планах. Однако, планы на 2019 год внушают оптимизм, особенно учитывая их намерение развивать сегмент седельных тягачей. Интересно будет наблюдать за их дальнейшими шагами.