Когда экскаватор в надёжных руках оператора

Подбирая на рынке строительной спецтехники экскаватор с высокой производительностью и коротким сроком окупаемости, предприятие зачастую игнорирует уровень квалификации машиниста, который в будущем будет управлять машиной и осуществлять её обслуживание. А между тем, именно квалификация оператора зачастую определяет успех предприятия.

Выработка экскаватора соответствует продолжительности цикла экскавации и степени наполнения ковша. Надёжность оборудования машины напрямую связана с уровнем динамических нагрузок, которые испытывают базовые узлы и агрегаты техники. Оба фактора являются прямым следствием квалификации машиниста – оператора экскаватора.

квалификация оператора экскаватора как строительной спецтехники

Физическое напряжение машиниста снижает показатели производительности

Грамотное управление спецтехникой позволяет существенно сокращать продолжительность цикла. Эксперты подсчитали, что при управлении экскаватором машинист выполняет в среднем 20-25 переключений командоконтроллера за один цикл. В пересчёте на время, получается около 1,5 переключений в секунду. Данные показатели являются усреднёнными и во многом зависят от условий работы машиниста и сфер применения экскаватора как строительной или горнодобывающей спецтехники. Но бесспорным является факт того, что мастерство управления определяется длительностью приёма и переработки оператором информации, его двигательной реакции на изменение скорости и траектории движения стрелы и ковша соответственно.

Безусловно, предприятие заинтересовано в сохранении квалифицированных кадров, но от преждевременных увольнений никто не застрахован. Современные требования к квалификации оператора предполагают наличие не только знаний технических систем управления в сложных условиях горнодобывающей отрасли, но и умение фиксировать мониторинг показателей внутренних систем, а также контролировать рабочий цикл экскавации и процесс погрузки горной массы в транспортное средство. Поэтому, когда производитель экскаватора позиционирует такие качества спецтехники, как доступность и простота в управлении, это привлекает внимание потенциального покупателя, если только не является обычным маркетинговым ходом. Впрочем, проблема эффективного управления экскаватора с целью повышения его производительности, действительно существует.

Управление экскаватором на автомате

Технический прогресс и научные достижения становятся причиной появления на мировом рынке всё более совершенной, по сравнению с предыдущим поколением, спецтехники. Для обеспечения подготовки квалифицированных операторов, машинистов, водителей разрабатываются и внедряются современные системы управления, призванные не только облегчить управление экскаватором, но и научиться использовать все заложенные производителем возможности машины: экономичность, рентабельность, надёжность.

Ведущие мировые компании: Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Case, Liebherr и многие другие - учитывают данный фактор и активно внедряют системы автоматизированного управления в конструкцию автогрейдеров или бульдозеров. Подобный процесс для экскаваторов значительно затруднён ввиду сложного многоступенчатого технического характера рабочих движений. Если большинство типов спецтехники в строительной и горнодобывающей отрасли используют технологии спутниковой навигации GPS/ ГЛОНАСС, то для экскаваторов характерна доработка гидромеханических систем и переход к электрогидравлике. Подобное решение повышает функциональные возможности гидросистем, позволяет перевести в автоматический режим ряд важнейших функций спецтехники и, как следствие, упрощает управление экскаватором.

Интеллектуальные системы управления, облегчающие работу оператора:

  • Leica iCON – программное обеспечение, обрабатывающее показатели акселерометров (датчиков наклона), которые устанавливаются на ковше, рукояти, стреле и фиксирующее положение режущей кромки ковша;
  • 2D-системы MOBA Xsite – система начального уровня, есть более сложные и дорогостоящие разработки, использующие световые и звуковые сигналы при опускании кромки ковша на заданную глубину;
  • Topcon Positioning Systems – определяет местонахождение ковша;
  • 2D-система iDig – помогает проложить траншею;
  • Leica PowerDigger Lite iCON – указывает значение высоты и угол наклона поверхности, облегчает работу экскаватора в слепых зонах, например при выемки грунта из-под воды.

Эргономические решения

Это один из способов облегчить работу оператора экскаватора, который управляет техникой в течение полной рабочей смены, но только в том случае, если производитель подходит к эргономике с профессиональной точки зрения. Правильно разработанная эргономика кабины снижает мышечную нагрузку оператора, исключает притупление внимательности вследствие накопительной усталости. Производительность труда к концу рабочего дня существенно снижается. Повышаются риски нарушения техники безопасности при управлении экскаватором. Существует реальная угроза травматизма на рабочем месте, а также вероятность повреждения узлов и агрегатов дорогостоящей спецтехники.

Если же машинист не обладает должным практическим опытом либо у него отсутствует необходимый уровень квалификации, то регулярные перегрузки, вследствие неграмотного управления, для машины обеспечены. А это – существенное сокращение срока службы основных компонентов и узлов техники, преждевременное разрушение деталей, увеличение периода простоя и как итог – отсутствие высоких производственных результатов.

Рейтинг: 9
Всего оценок: 3 Комментариев: 7 Просмотров: 1378
Автор статьи: / Дата публикации: 10-03-2018
Поиск запроса "квалификация оператора экскаватора как строительной спецтехники" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Герман Пермь 14.03.2018

Доверяя эксплуатацию экскаватора машинисту, предприятие-владелец техники должно быть уверено в его высокой квалификации. Опыт показывает, что при необходимости лучше провести обучение специалиста, чем терпеть убытки от брака в его работе.

0
0
Ответить
Максим Лысьва 13.05.2018

На данный момент на рынке появляется "Умная техника" которой может управлять даже человек не имея опыта, овладеть навыком не так длительно и сложно, поэтому что бы сэкономить работодатели устраивают таких людей, не подозревая что в критических моментах это может привести к серьезным проблемам, потому что факт того что с такими работниками фак успешной работы не всегда будет идеален, и лучше всего что бы техникой управлял знаток своего дела.

0
0
Ответить
Сергей Ходорович Барановичи 14.05.2021

Доброго времени суток. Спешу поделиться впечатлениями о экскаваторе - погрузчике . Пришлось проводить плановое обслуживание, диагностику и ремонт. Прекрасная машина если производить регулярное обслуживание. В целом машина экономичная, многофункциональная, на нее есть много навесного оборудования. Но есть и минусы. Дорогостоящие оригинальные запчасти если брать у официального дилера, также дорого у официальных дилеров стоит и проведение ТО и диагностики. Но в продаже много и не оригинальных, но качественных запасных частей и расходников. Как говорится было бы желание и все проблемы можно решить. Также есть не достаток существенный по гидроцилиндрам челюстей на переднем ковше. Вся грязь с передних колес попадает на штоки гидроцилиндров. Пришлось придумывать защиту на них. Машиной доволен.

0
0
Ответить
Саша Тверь 23.09.2024

Самое главное, чтобы было интуитивно понятное управление, если такое будет, то с этим может справится практически любой, сейчас благо хватает достойное и продвинутой техники, которые позволяют облегчить многие действия на мини экскаваторе, сам имел опыт на bobcat.

0
0
Ответить
Германн 10.12.2024

Статья поднимает актуальный вопрос о влиянии квалификации оператора на эффективность техники. Как известно, даже самые передовые машины, такие как, например, экскаваторы Caterpillar или Komatsu, могут не показывать полной отдачи без умелого управления. Пример с командоконтроллером впечатляет: если машинист делает 20-25 переключений за цикл, то это действительно требует высокой концентрации и точности. Важно, что такие высокие требования предъявляются не только к навыкам, но и к физическому состоянию оператора. Этому аспекту в статье уделено особое внимание, ведь усталость может привести не только к снижению производительности, но и к аварийным ситуациям. Применение интеллектуальных систем управления, таких как Leica iCON или MOBA Xsite, действительно может облегчить работу оператора. Эти системы позволяют снизить нагрузку и повысить точность выполнения задач, что особенно важно в сложных условиях строительства или добычи. Однако, внедрение таких технологий требует времени и средств, и не каждое предприятие готово к таким инвестициям. Переход на автоматизированные системы управления - это, безусловно, шаг в будущее. Но при этом важно помнить, что даже самая продвинутая техника не заменит опытного и квалифицированного оператора. Поэтому обучение и повышение квалификации машинистов остаётся ключевым фактором для достижения высоких результатов в любой отрасли.

0
0
Ответить
Палладий 11.12.2024

Автоматизация процессов в экскаваторах - это, конечно, круто, но тут главное не забыть про человека за рычагами. Даже с самыми современными системами, как Leica PowerDigger Lite, без квалифицированного оператора техника может не оправдать ожиданий. Технологии помогают, но не заменяют опыт.

0
0
Ответить
Тендзин 12.12.2024

Интересно, как статья подчеркивает важность эргономики в кабине экскаватора. Это действительно важный аспект, потому что неправильная посадка и неудобные органы управления могут привести к быстрой усталости. Примеры с системами, как Topcon или iDig, показывают, что технологии не стоят на месте и помогают в повседневной работе.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: