Внешние световые приборы грузового автомобиля

Безопасность вождения обеспечивается не только исправностью ТС, но и соблюдением целого ряда требований, в том числе и относительно конструкции автомобиля, его комплектации теми или иными элементами. 

К примеру, во время езды в темное время суток или в плохих погодных условиях с ограниченной видимостью обязательно использование внешних световых приборов. Если они неисправны, высок риск возникновения аварийной ситуации, которая способна повлечь за собой трагические последствия. 

Внешние световые приборы и правила дорожного движения

Внешние световые приборы грузового автомобиля

То, что безопасность напрямую зависит от освещения – аксиома, не требующая доказательств. Именно поэтому в ПДД прописаны требования к внешним световым приборам транспортных средств. В соответствии с ними автомобильные огни должны обеспечивать хороший обзор дороги, способствовать облегчению маневрирования в условиях ограниченной видимости. 

Важно

Недопустимо ослепление штатными осветительными элементами других участников дорожного движения или введение их в заблуждение.

Имеется в виду использование фар или огней не по назначению, например, мигание «аварийкой» в знак благодарности, предупреждение с помощью дальнего света о находящемся неподалеку экипаже ГАИ и пр. 

Когда речь идет о старых грузовиках, возраст которых исчисляется несколькими десятилетиями, логично, что установленные на них заводские лампы не соответствуют современным требованиям и стандартам. По этой причине владельцы вынуждены осуществлять модернизацию и модифицировать внешние световые приборы автомобиля согласно нынешним реалиям. 

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, светотехника любого транспортного средства обязана отвечать, во-первых, конструкции конкретной модели, а во-вторых, Государственному стандарту, который, напомним, время от времени меняется. 

В случае обнаружения нарушений относительно типа, количества и места размещения ламп наружного освещения, если их цвет и/или режим работы не соответствует упомянутым выше стандартам, водителю грозит штраф либо даже лишение прав сроком на 6 месяцев. 

Что касается ключевых требований к светотехнике грузовиков, то они следующие:

  •  На грузовых ТС, автобусах и тягачах допустимо конструктивное объединение нескольких осветительных элементов, однако лишь в случаях, когда каждый из таких приборов по отдельности отвечает действующим образцам и зафиксированным в ПДД требованиям.
  •  Запрещено использование оборудования, которое так или иначе закрывает фары и огни авто во время движения.
  • В процессе эксплуатации ТС допустимо мигание только знака аварийной остановки и указателей поворота. Остальные огни должны работать исправно, без дефектов.

Цвет ламп спереди и сзади, отличия в США

Согласно законодательству Российской Федерации, а также в соответствии с условиями Венской конвенции от 1949 года, фары для грузовиков могут быть 5 цветов – белого, желтого, оранжевого, желтого отборного и красного. Применение в процессе изготовления оптики любого другого цвета строго запрещено. Недопустимо наличие в передней части авто огней красного цвета!

Автомобильное освещение базируется на цветовой мнемонике, согласно которой спереди используется белый цвет, сбоку – желтый, а сзади – красный. Задние огни светятся только красным цветом, передние – белым либо отборным желтым, поворотники – желтым или янтарным. 

Внешние световые приборы грузового автомобиля

Отметим, что эти правила актуальны для стран, поддерживающих условия уже упомянутой нами выше Венской конвенции, а также конвенции ООН от 1968 года, однако в Северной Америке действуют иные правила. В соответствии с Федеральным стандартом США, если ширина ТС не превышает 2,03 метра, помимо осветительных элементов, аналогичных европейскому стандарту, необходима установка по бокам световозвращателей, которые должны присутствовать и спереди, и сзади.

При ширине более 2,03 метра в верхней части кузова обязательно наличие контурных огней (спереди и сзади), опознавательного знака соответствующей категории авто, а также светоотражателей сзади и на прицепе в случае его наличия. Боковые огни и светоотражатели у американцев оранжевые только спереди, сзади они красного цвета.

Головное освещение, дополнительные фары

Все грузовые авто, не зависимо от их типа и спецификации, оборудуются парой фар дальнего и ближнего света. Они установлены спереди, согласно стандартам, горят белым либо селективным желтым светом. Если в машине горит дальний свет, его сила не должна превышать 225 тыс. кд.

Головное освещение, дополнительные фары

Это необходимо для исключения риска ослепления водителей транспортных средств, двигающихся напротив. По данной причине обязательным является переключение дальнего света фар на ближний при сближении со встречным автомобилем. Измерение силы света и регулировка фар осуществляется по двум направлениям – по оптической оси, а также на 52 град. от левой стороны.

  • Дополнительные фары для грузовиков различаются в зависимости от назначения. К примеру, прожекторы отлично справляются с освещением дороги и обочин на большие расстояния. 
  • Противотуманные фары необходимы для идентификации ТС в условиях ограниченной видимости, а также для освещения пути в туман или во время атмосферных осадков. Т.н. «люстра», монтируемая на крышу габаритной грузовой спецтехники, актуальна по время езды по лесам и просекам. Источники дополнительного освещения различаются и с точки зрения осветительного элемента:
  •  Галогеновые. В их основе лежат галогеновые лампочки, которые рассеивают мягкий насыщенный свет. Такие модели отличаются простотой монтажа и оптимальным сочетанием цены и качества.
  •  Светодиодные фары для грузовиков выдают мощный насыщенный поток света без мерцаний, они отличаются сейсмостойкостью, высоким качеством и длительностью эксплуатации. Ксеноновые огни характеризуются невероятно мощным светом, низким энергопотреблением, возможностью самостоятельного монтажа.

Габаритные огни

Речь идет об осветительных приборах в конструкции авто, которые спереди выполнены в белом цвете, а сзади – в красном. Такие фары являются обязательным оборудованием, которое должно присутствовать на любом, а не только на грузовом ТС (включая прицепы), если его ширина составляет более 1,6 м.

Если прицеп уже, допустима установка на него лишь задних габаритных огней. Крупногабаритная техника шириной больше 1,2 м обязана оснащаться дополнительными габаритками, которые устанавливаются верхней части кузова.

Указатели поворота

Такие осветительные элементы являются парными, они устанавливаются и в передней, и в задней части автомобиля.

Длинномерная спецтехника длиной больше 6 м (седельные тягачи и пр.) дополнительно комплектуется еще одной парой боковых указателей поворота, оповещающих всех участников дорожного движения о готовности ТС выполнить маневр.

Стояночные огни и фонарь заднего хода

фонарь заднего хода

Стояночные огни не относятся к категории обязательного оборудования. Они рекомендованы к установке на автомобилях длиной менее 6 м и шириной до 2 м. 

Фонари заднего хода являются парными, они устанавливаются на всех автомобилях длиной до 6 м, за исключением ТС, относящихся к категории М. Монтируются фонари симметрично оси машины, светятся белым цветом. В старых грузовиках, выпущенных до 1986 года, обязательна дополнительная установка таких ламп.

Внешние световые приборы на буксируемых грузовиках

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, какие внешние световые приборы должны использоваться на буксируемых грузовых авто. Так, п. 19.1 ПДД РФ обязывает включать на буксируемых автомобилях (не только на грузовых, а на всех без исключения механических ТС) габаритные огни, а также знак аварийной сигнализации. 

Т.н. «аварийка» - это мигающие с обеих сторон указатели поворота, которые светятся оранжевым цветом. Сигнал включается отдельной кнопкой, которая расположена на панели приборов в удобном месте, чтобы водитель мог дотянуться до нее без каких-либо усилий. Знак аварийной сигнализации включают и на буксируемом ТС, и на автомобиле, который осуществляет буксировку.

Внешние световые приборы на буксируемых грузовиках

Учитывая все, сказанное выше, может показаться, что количество осветительных элементов авто и его сигнальных огней и без того велико, что его достаточно для использования в любой ситуации, а дальнейшее увеличение способно негативно повлиять на информативность во время движения в темное время суток. Однако резко увеличившееся в последние годы количество дорожно-транспортных происшествий ставит проблему обеспечения безопасности движения на передний план. 

По этой причине специалисты регулярно выдвигают предложения относительно оборудования машин дополнительными световыми приборами помимо описанных в нашем материале. Насколько целесообразны такие предложения, решают эксперты, но не исключено, что в ближайшем будущем система штатного освещения автомобилей, в том числе и грузовых, пополнится парой-тройкой новых лампочек.

Заключение

Внешние световые приборы грузового автомобиля

Каждое транспортное средство в плане оснащения внешними световыми приборами, должно соответствовать нормам и стандартам действующего законодательства и правил дорожного движения. Исключение могут составлять разве что специализированные ТС, к фарам и огням которых в ГОСТе предъявляются особые требования. 

Рейтинг: 7
Всего оценок: 3 Комментариев: 6 Просмотров: 1409
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 20-12-2021 / Обновлено: 20-12-2021
Поиск запроса "внешние световые приборы грузового автомобиля" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Николай 20.12.2021

Свет должен быть предусмотрен с завода, ни каких лам большей мощности, или ещё чего лучше китайского ксенона. Световые приборы должны хорошо освещать дорогу, а не слепить попутные авто. Это мое мнение.

0
0
Ответить
Егор Красногорск 20.12.2021

Информативно и предельно ясно. Но, иногда, водители большегрузов на наших трассах, где минимум контроля, игнорируют ПДД. Есть моменты, когда без необходимой надобности «дальнебойщики» включают все головное освещение, которое есть. В таких случаях просто сбрасываю скорость до минимума или вообще съезжаю на обочину и останавливаюсь.

0
0
Ответить
Алексей Гродно 20.12.2021

Довольно интересная, полезная, а, самое главное, что актуальная статья. На данный момент именно грузоперевозки заняли одну из основных ниш логистики и, в таком случае, именно на них возлагается ответственность за безопасность всех, кто, так или иначе участвует в этом, что ли, "процессе": заказчик, водитель и, самое главное, остальные участники дорожного движения на всё пути следования - водители и пешеходы. Отдельно хочу остановиться на головном освещении и дополнительных фарах, а конкретно про пункт про галогеновые лампочки. Моё мнение - их вообще надо запретить, причём на всех "уровнях", от мопедов до грузовых автомобилей. В случае кустарной установки (а в основном с этим и имеем дело) и малейшего повреждения (сдвига, скоса) лампочки водителю транспорта с галогеновым освещением изменения либо не видны, либо видны незначительно и он продолжает движение. Но если вы едете навстречу автомобилю с такой "проблемой" - это очень затрудняет ориентирование на дороге.

0
0
Ответить
Зейналабдин 06.12.2024

Интересная статья, особенно если учесть, как важна роль внешних световых приборов в обеспечении безопасности на дороге. Я, например, всегда старался следить за состоянием фар и габаритных огней на своей машине, потому что понимаю, что не только моя безопасность, но и безопасность других участников движения зависит от их исправности. Вспоминая свои поездки по Европе, я заметил, что там требования к светотехнике ещё строже. Удивительно, как различаются стандарты между континентами, особенно если сравнить с теми же США, где даже цветовая гамма может быть иной. Возможно, стоит подумать о том, чтобы ввести некоторые из их стандартов и у нас, чтобы повысить безопасность на дорогах. Конечно, это потребует дополнительной адаптации и, возможно, затрат, но если это спасет хоть одну жизнь, то оно того стоит.

0
0
Ответить
Полиевкт 07.12.2024

Здорово, что статья затронула тему модернизации старых грузовиков. Многие владельцы, наверное, сталкиваются с проблемой несоответствия старых фар современным стандартам. Важно, чтобы все участники движения были видны и безопасны на дороге.

0
0
Ответить
Алик 08.12.2024

Интересно, как цветовые стандарты различаются в разных странах. Я всегда считал, что универсальные правила для всех были бы проще, но теперь понимаю, что каждая страна учитывает свои особенности. Это важный аспект, особенно в условиях глобализации автомобильного рынка.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: