Лизинг спецтехники в России за 5 месяцев 2020 года
Итоги работы, по сравнению с 2019 годом
В 2020 году состояние российского автолизинга многих удивляет. Если в одних сегментах показатели ушли в ноль, а кое-где – даже в минус, то в других ситуация довольно благоприятная. Например, по складской технике за первые 5 месяцев, по сравнению с тем же периодом 2019 года, превышение отгрузок достигло 12%! Правда, количественно это 700 единиц товара, что в масштабах всего сегмента спецмашин выглядит скромно.
В группе спецтехники отмечается рост 3%, здесь в финансовый лизинг взяли 8180 ед. (данные Russian Automotive Market Research). По числу договоров – 6% (7080 ед.). В дорожно-строительном секторе, количественно наиболее масштабном, по отгрузкам удалось выйти на отметку 3500 ед. Хотя, по причине простоев сбыта из-за вирусной изоляции, показатель на 1% снизился. Зато по сельхозтехнике лизинговый портфель рухнул в минус на целых 14%!
Еще более настораживает ситуация по автомобилям и прицепам. Здесь по всем позициям наблюдается спад. Число договоров на передачу транспорта уменьшилось и составило только 55860 шт. Что же касается техники, отпущенной клиентам, то падение относительно прошлого года составило 28% - к потребителям ушло 62930 машин.
Поставки автобусов, LCV и грузовых автомобилей снизились, соответственно, на 46%, 32% и 30%. Могло быть хуже, но финансистам удалось затормозить падение рынка активным внедрением цифровых технологий ЭДО и ЭЦП – электронных документооборота и цифровой подписи. Вынужденная изоляция заставила компании пересмотреть свое отношение к оцифровке работы. В результате, в апреле и мае число запросов на подключение к системе электронных взаиморасчетов увеличилось в 4 раза. Если вспомнить, что ранее только 30% лизинговых фирм применяли электронный документооборот, а в малом бизнесе – лишь 5%, то прогресс налицо.
Смена лидеров? Не обязательно
Любопытная картина вырисовывается после сравнения троек лидеров по маркам авто в каждом сегменте до самоизоляции и после нее.
«Европлан»
По легковым в 2019-м впереди были Lada, Kia, Toyota. Во 2-м квартале нынешнего года, все остались на своих местах. Среди грузовиков на 1 месте находился КАМАЗ, за ним шли MAN и DAF. Через год ситуация изменилась. КАМАЗ удержал 1-е место, а вот далее расположились Volvo и Mercedes-Benz. Региональный лидер по договорам и отгрузкам – Москва.
Диджитализацию в «Европлане» стали внедрять еще до наступления пандемии. Поэтому самоизоляцию пережили почти без потерь. Нормальное функционирование электронного документооборота и развитая инфраструктура IT дают возможность решать вопросы так же хорошо, как и при личных контактах. С марта нынешнего года фирма полностью работает удаленно, при этом все важные сделки были доведены до завершения.
«Газпромбанк Лизинг»
Здесь наиболее востребованными являются ГАЗ, Ford, Mercedes-Benz, Toyota, Kia. Лидер по регионам – аналогичный. На Москву приходится 39% всех заключенных лизинговых договоров. Возможно, этому содействовал тот факт, что онлайн-оформление опробовали именно на столичном регионе, и только потом начали распространять по стране. В настоящее время сделки в онлайне с использованием цифровых подписей учащаются. К примеру, недавно фирма-перевозчик «Гранд Транспортер» передала таким образом 2 тягача MAN.
После присоединения к «Газпромбанк Лизинг» фирмы CARCADE (была в первой пятерке по итогам 2019 года), появились реальные шансы на вхождение в тройку лидеров по итогам 2020 года. В настоящее время руководство активно работает в плане помощи клиентам по преодолению последствий коронавируса. В апреле-мае в компанию с просьбой пересмотра договоров обратилось свыше 1100 покупателей. Все заявления, кроме нескольких, удовлетворены (в число отказников попали те, кто не платил еще до пандемии). С прочими лизингополучателями заключены дополнительные соглашения. Чаще всего это отсрочка платежей на пару месяцев. При этом, около 38% заказчиков заявили, что будут платить по прежнему графику.
АО «Лизинговая компания КАМАЗ»
В апреле-мае лидерство удерживали седельный тягач КАМАЗ-5490 и самосвал КАМАЗ-5480. Но, если первый и в прошлом году «чувствовал себя прекрасно», то второй в тройке лидеров не появлялся ни разу. Остается стабильно привлекательным самосвал КАМАЗ-65115, причем, не только в лизинг, но и для «обычных» покупателей.
По регионам самыми активными являются Поволжье и Центральный ФО. В лизинговом портфеле 20% приходится на Москву. Активность клиентов стимулировали 2 акции (обе в этом году еще действительны): «Самосвал на спецусловиях» и «Лови удачу!». Кроме того, актуальны программы «Аренда» (машины б/у), «Старый друг» (действует для постоянных клиентов) и «Лизинг оборудования» (для дилеров). Все предложения идут в одном пакете с госпрограммой «Льготный лизинг», по которой на авансовый платеж дается скидка до 12,5%.
Портфель заказов 2019 года увеличился в 1,8 раз, для нового бизнеса – в 1,6 раз. По лизингу КАМАЗов компания прочно удерживает лидерство. По итогам прошлого года, доля рынка по машинам этой марки составила 30%, отгрузок – 15%. В 1 квартале 2020 г. динамика была отрицательной. Падение в классе 14-40 тонн превысило 30%. Но затем реализация пошла в рост. Сейчас клиентами «КАМАЗ-Лизинг» являются все категории – крупные, средние и малые фирмы. На долю двух последних групп приходится 74% сделок. В апреле-мае подобная тенденция сохранилась.
Важность цены эксплуатации
Сложная ситуация в мировой экономике заставляет лизингополучателей думать не только, как бы подешевле купить, но еще и о том, чтобы недорого эксплуатировать. Газомоторная техника становится все более привлекательной. По сравнению с 2019 годом, число сделок по таким машинам выросло на 39%. Правда, в общей массе они составляют всего 3%. Тем не менее, налицо новый тренд – переориентация на газовые моторы.
Государство подобную активность всемерно стимулирует. Арендаторы газомоторной техники отечественного производства получают скидки в диапазоне 105 000 – 3 400 000 рублей. Хотя, насколько реальны сроки выполнения данного пункта «Транспортной стратегии России», покажет время. Планируется, что к 2030 году минимум 49% автопарка будет ездить на альтернативном (в основном, газовом) топливе. Сегодня доля таких машин не превышает 5%.
Заключение
Из-за пандемии и связанных с ней ограничений, а также вследствие ухудшения общей ситуации в экономике, рынок лизинга спецтехники пострадал достаточно сильно. Сейчас ситуация улучшилась. Сняты либо минимизированы многие ограничения. В итоге, количество выдач техники неуклонно растет. Это косвенное подтверждение наличия большого отложенного спроса. Из-за неожиданно резкого изменения обстановки, многие клиенты отложили «до лучших времен» планы по обновлению автопарка.
К сожалению, отрасль лизинга специальных автомобилей за короткое время не сможет вернуться на докризисный уровень. Причина в том, что, кроме положительных, есть и отрицательные факторы. В частности, остается не определенной эпидемиологическая ситуация, затрудняющая планирование. Выручает то, что лизинг – инструмент довольно гибкий. Он дает возможность внедрять новые способы владения техникой, снижать расходы заказчиков, реализовывать индивидуальные решения.
- Поиск спецтехники в аренду без посредников
- Предлагаю аренду сайта по аренде спецтехнике в СПБ
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Что нового для перевозчиков ждать в Новом году?
- Рост цен в Новый Год
- Отечественная спецтехника бьёт рекорды по стоимости
- Выгодная аренда. Анализ ставок на мини-технику
- На рынке спецтехники нет повода для оптимистичных прогнозов
- Спецтехника вновь подорожает?
- Действие льготного лизинга распространяется на два ближайших года
Информация полезная, приятно удивило, что всю интересующую информацию нашел в одном месте, по каждой компании все укомплектовано просто и понятно, видно сильные и слабые сторон каждой из компаний.
Непростая ситуация этого заставляет многих задуматься прежде чем направить средства на приобретение чего либо в том числе и техники, Конкретный обзор, Было интересно.
При такой нестабильной обстановке приходится более внимательно подходить к вопросу приобретения техники. В статье узнал о двух предлагаемых акциях. Решил воспользоваться акцией <<Лови момент>>.
Заметно, что 2020 год стал довольно серьезным испытанием для российского рынка автолизинга. Особенно интересно, как различные сегменты показали себя в этих условиях. Например, в сфере складской техники наблюдается рост отгрузок на 12% — это внушает оптимизм, хотя и в количественном выражении это всего 700 единиц. Если сравнить с дорожно-строительным сектором, где отгрузки снизились на 1%, то видно, что складская техника явно нашла свою нишу даже в условиях нестабильности. Что касается сельхозтехники, то падение на 14% отражает, насколько отрасль чувствительна к экономическим потрясениям и вирусной изоляции. Ситуация с автомобилями и прицепами более пессимистична: падение до 28% — это серьезный удар. Однако, внедрение цифровых технологий, таких как ЭДО и ЭЦП, позволяет компаниям смягчить негативные последствия. Это напоминает то, что происходило в банковском секторе, когда электронные сервисы стали спасением в период кризиса. Интересно, что некоторые компании, как "Европлан", уже имели развитую IT-инфраструктуру, что позволило им пережить этот период практически без потерь. В то же время "Газпромбанк Лизинг" активно работает над поддержкой клиентов, что само по себе является важным шагом в сложившихся обстоятельствах. В общем, несмотря на все трудности, можно сказать, что рынок автолизинга адаптируется и ищет новые пути развития, что особенно заметно на фоне других отраслей.
Честно говоря, удивлен, что складская техника показала рост на 12%. В условиях пандемии это кажется почти чудом. Видимо, спрос на неё стабильно высокий даже в такие времена.
Ситуация с автолизингом в 2020-м напоминает мне то, что происходило с авиаперевозками — спад по всем фронтам. Однако, цифровизация явно помогает хотя бы немного смягчить удар. Интересно, как быстро адаптируются компании.