Логистика – фактор успеха строительного проекта
Одним из факторов, который обеспечивает успех инвестиционно-строительного проекта, является организация последовательной доставки производственных ресурсов, через логистическое обслуживание строительных процессов, а также логистики поставок, включающую внешние поставки сырья, материалов, оборудования, а также сбор и вывоз отходов. Строительная логистика может рассматриваться как процесс управления всей цепочкой поставок. Это деятельность подразделения компании, которое отвечает за организацию потока товаров и услуг.
Логистика – обязательный элемент строительного проекта
Основной целью логистических процессов на стройке является обеспечение эффективного потока продукции, правильной организации обслуживания клиентов и минимизации понесенных затрат. Эффективность потока следует рассматривать с точки зрения поставки логистического продукта для последующих участников экономических процессов. Все логистические процессы должны быть ориентированы на достижение запланированной цели. В системе логистики можно выделить три уровня:
- Пространственный. Относится к расположению звеньев в логистической цепочке, расположению мест формирования спроса и типов сетей между ними. Распределение продукции промышленного производства, хранение и перевозка грузов в адрес конечных потребителей тесно связано с уровнем пространственного развития.
- Организационный. Охватывает ключевые и вспомогательные логистические операции, включая производство, транспортировку, управление запасами, процесс заказа, обработку запасов, организацию процессов комплектования, упаковку, сбор информации. Это также отправная точка для логистики, понимаемой как управление цепочками поставок.
- Информационный. Обеспечивает связь между организационным и пространственным уровнями, позволяя использовать инструменты количественного управления независимо от пространственного расположения цепочки поставок.
Особенности строительной логистики
Логистика при реализации строительных инвестиционных проектов имеет специфический характер. Наиболее важными и востребованными направлениями являются в основном логистика поставок и логистика отходов. Это связано с особенностями строительной сферы деятельности:
- объекты строительства постоянно связаны с местом возведения, что подразумевает зависимость всех процессов от местных правовых и административных условий и детального расположения;
- в процессе строительства увеличивается спрос на различное сырьё, значительную долю которого составляют сыпучие материалы;
- реализация строительных проектов требует поступательной доставки ресурсов в соответствии с графиком реализации строительства, включая поставку сырья, материалов и сборных элементов, строительного оборудования и сбора отходов, а также перевозку к месту работы сотрудников, занятых на стройке;
- технология строительных процессов чрезвычайно чувствительна к климатическим и погодным условиям;
- разнообразие ресурсных потребностей при возведении строительных объектов требует использования различных логистических систем.
Слагаемые успеха строительной логистики
Основной целью логистики поставок в строительной сфере является приобретение сырья, материалов и оборудования, необходимых для обеспечения непрерывности строительных процессов. Для этого требуются конкретные логистические мероприятия, связанные не только с хранением, созданием запасов, но и со всей процедурой обработки заказов и закупки сырья и материалов.
Развитие рынка сырья и материалов означает увеличение роли закупочной деятельности. Организация процесса закупок, формы сотрудничества с поставщиками, элементы согласования условий доставки и оплаты становятся важными составляющими для эффективности поставок.
Оптимальную организацию логистических процессов в строительстве можно объединить под слоганом «Как раз вовремя». Это определённая философия, целью которой является создание продукта или услуги без потери времени. Для достижения высоких результатов потребуется надлежащее планирование, жёсткий контроль всех материальных и связанных с ними информационных потоков: доставка материалов, рабочей силы и энергии в соответствии с пожеланиями заказчика с точки зрения цены и качества. Особенности логистики в сфере строительства:
- нулевой запас;
- небольшие по объёму, но частые поставки;
- короткие циклы обработки заказов;
- высокое качество.
Основная цель взаимодействия поставщиков и клиентов заключается в том, чтобы снизить уровень запасов. Сокращение складских площадей снижает затраты на их содержание. В сфере строительной логистики существуют традиционные проблемы:
- необходимость инвестировать значительные средства;
- поддержание безупречного качества при организации доставки грузов;
- нежелание поставщиков соответствовать условиям реализации строительного проекта;
- трудности в сотрудничестве и укреплении доверия с новыми партнёрами, вступающими в договорные обязательства на период стройки
-
ненадежный поток информации.
- Строительные материалы
- Строительная техника Daewoo-Trucks
- Какой уровень зарплаты в логистике?
- Манипулятор для строительной организации
- ООО "Транспортная Логистика"
- Обновление автопарка строительной техники в условиях нынешнего кризиса
- Внутрикарьерные автомобильные дороги
- IVECO Stralis NP: грузовик есть – заправок нет
- Пять новых тенденций, меняющих облик транспортной логистики
- Особенности доставки сыпучих строительных материалов
Да, определенно, логистика играет очень важную роль в строительстве.
Мы строили овощехранилище. Наш район обладает значительными запасами нерудных стройматериалов, есть и предприятия стройиндустрии. Поэтому не было проблем с песком, гравмассой, бетоном и конструкциями, блоками и кирпичом. Все рядом – быстро покупалось, быстро доставлялось, строили по графику. Позже начались проблемы: составляющие для систем жизнеобеспечения, оборудование, механизмы, емкости, контейнеры и др. доставлялись с опозданием и сбоями. Уходили сроки, простаивали рабочие, мы теряли время и деньги. И дело не в пандемии и закрытых границах, а в недооценке важности логистики. Знать маршруты, учитывать дорожные ситуации и погодные условия, время суток, использовать связь и навигаторы, предвидеть задержки и загружать это время другими работами – опыта не хватило. Поэтому не повторяйте наших ошибок. Всем удачи!
Вообще ,если бы так было легко, наверно сложностей тогда не существовали. А так, если наладить так систему взаимоотношений и взаимосотрудничества и не идти наперекор друг другу , тогда работа будет быстрее и слаженно проявляться. А так никто не хочет так работать вот и проблемы выявляются одна за другой, не иначе.
Читая статью, я задумался о том, насколько важен каждый элемент в цепочке строительной логистики. Как человек, который работал в сфере управления цепочками поставок, могу сказать, что пространственный, организационный и информационный уровни – это основа, без которой невозможно представить эффективную работу. В автомобильной промышленности, например, логистика играет схожую роль, где каждая деталь должна быть доставлена вовремя и без задержек, иначе страдает весь производственный процесс. В строительстве, с его зависимостью от погодных условий и правовых норм, такие задержки могут обернуться значительными убытками. Особенно важна концепция "Как раз вовремя", которая помогает минимизировать запасы и оптимизировать использование ресурсов. Это напоминает японскую модель "Just-in-time", которая позволяет избегать избыточных запасов и поддерживать высокий уровень качества. Важно, чтобы и в строительстве применялись подобные принципы, ведь это помогает сократить издержки и повысить общую эффективность. Однако, как показывает практика, не всегда поставщики готовы следовать этим стандартам, что приводит к дополнительным трудностям. Надеюсь, что развитие информационных технологий, таких как системы управления запасами и планирования ресурсов предприятия (ERP), помогут решить эти проблемы и улучшить взаимодействие поставщиков и клиентов.
Меня впечатлило внимание к проблемам взаимодействия с новыми партнёрами. Это действительно вызывает сложности, особенно когда речь идет о долгосрочных проектах. В своей практике сталкивался с тем, что доверие и надежность играют ключевую роль в успешной реализации любого проекта. Надеюсь, что в строительной логистике найдутся решения для этих проблем.
Интересно, как в статье подчеркивается важность коротких циклов обработки заказов. Это действительно ключ к успешной логистике. В сфере ритейла мы постоянно сталкиваемся с подобной необходимостью, и использование автоматизированных систем управления запасами позволяет значительно ускорить процесс. Думаю, в строительстве такие системы также могут повысить эффективность.