Лучшие военные образцы российского автомобилестроения
Военные грузовики XXI века отличаются мощностью, высокими скоростными показателями, повышенной проходимостью. К автомобилям, рассчитанный на применение в военных условиях следует применять повышенные требования.
Военные грузовики КАМАЗ
Ещё в конце 80-х годов прошлого века в КБ отечественного автомобилестроения появляется новая серия КАМАЗ-5350 – военный грузовик «Мустанг». Однако дальнейший ход политических событий приостановил разработку. Но, спустя два десятилетия, эти грузовики попадают в серийное производство. Двух-, трёх- и четырёхосные машины максимально унифицированы. В зависимости от варианта исполнения они способны осуществлять перевозку до 40 человек. При необходимости «Мустанги» могут комплектоваться бронированной кабиной, рассчитанной на работу экипажа в открытых боевых действиях.
Наличие в двигателе системы турбонаддува и эффективного воздушного фильтра повышают надёжность силового агрегата. Существуют версии, оснащённые гидромеханической автоматической коробкой передач. Но несмотря на современную комплектацию, эти грузовики по-прежнему надёжны, неприхотливы и высокопроходимы.
В период с 2003 по 2008 год ПАО КАМАЗ выпустил 50 новых полноприводных военных грузовиков, грузоподъёмностью 14 тонн. Мощность двигателя КАМАЗ-6350 составляет 360 л.с., максимальная скорость – 95 км/ч.
Модельный ряд военных грузовиков КАМАЗ не ограничивается лишь одними «Мустангами». Предприятие продолжает комплектовать своей техникой самые разные виды российских войск:
- Специально для десантных частей был разработан максимально облегчённый грузовик КАМАЗ 43501. Техника отличается заниженным силуэтом в совокупности с улучшенными характеристиками управляемости на пересечённой местности.
- Бронированные кабина и жилой отсек предусмотрены для артиллерийского тягача. Техника, оборудованная орудийным расчётом, выдерживает мощный обстрел из автомата Калашникова, а также защитит экипаж от прямого попадания снайперской винтовки.
- На базе двухосного «Мустанга» была разработана бронемашина «Выстрел». Это яркий представитель отечественного автомобилестроения из категории комфортабельный автотранспортных средств. Восемь солдат, размещаются на мягких сиденьях. Широкие двери не стесняют вход-выход, а кондиционер обеспечит доступ свежего воздуха. В управлении передачами появился джойстик.
Военный «УРАЛ»
В 1954 году Научный автомоторный институт приступил к созданию армейской машины высокой проходимости, для работы на открытой линии огня. Доработкой машины до серийных образцов занимались уже в КБ города Миасс. Результатом напряжённого труда стал 5-тонный грузовик УРАЛ 375. Он стал доступен для военного заказа в 1961 году.
Несколькими годами позже, оснащённый цельнометаллической герметизированной кабиной, военный УРАЛ продемонстрировал все возможности комфортной работы даже если за окном -40. Поразительная проходимость оставляла далеко за собой известные ЗиЛы и КрАЗы. Зарубежные военные грузовики вообще не шли ни в какое сравнение. Поэтому понятно, почему именно УРАЛу 375 выпала честь стать носителем реактивной системы залпового огня БМ21 «Град».
На протяжении последующего тридцатилетия, миасское КБ разработало несколько семейств оригинальных высокопроходимых грузовиков. В самом начале 70-х были созданы УРАЛ 379 и УРАЛ 395. Это трёх- и четырёхосные бескапотные грузовики с лёгкостью преодолевали весьма значительные водные преграды.
Армейские внедорожники УРАЛ широко известны в России. Ни одно поколение срочников крутило баранку миасских грузовиков. На балансе российской армии находится целая гамма военных машин с количеством ведущих осей от 2 до 5. Одна из них – это 7-тонный полноприводный грузовой автомобиль УРАЛ-43206, мощностью 230 л.с., с максимальной скоростью 82 км/ч. поступил в серию в 1996 году.
Военные разработки завода имени И.А. Лихачёва
Самые необычные представители военных грузовиков разработаны на заводе им. Лихачёва специально созданным для этих целей КБ, под руководством Виталия Грачёва. Вот наиболее известный перечень экспериментальных машин, которые продемонстрировали лучшие качества военной техники:
Э-134 – две первые пары управляемых колёс располагались прямо под капотом. Его конструкцию пришлось вытянуть, но данный прототип подтвердил, что за многоосными автомобилями большое будущее.
Следующий тестовый грузовик умел плавать и преодолевать гиблые трясины. Функцию подвески колёс выполняли сами широкопрофильные скаты. Безусловно, подобное решение не оправдает себя на скоростных автомагистралях, но при движении по пересечённой местности эта идея оказалась наиболее удачной.
В 1957 году был построен четырёхосный тягач ЗиЛ-134. Огромная скорость, с которой грузовик преодолевал разбитые просёлочные дороги удивляла даже завзятых экспертов. Двухметровые траншеи и уступы высотой 1,5 метров, а также лесная чаща и снежный наст – не могли остановить сто тридцать четвёрку.
Любимым и самым зрелищным показателем грузовика Грачёва стала езда по крутым косогорам. ЗиЛ-134 буксировал по разбитым военным дорогам 9-тонные артиллерийские орудия. Размещение двигателя высоко над землёй позволяло преодолевать глубинные водные преграды. Но разработать серийный двигатель так и не удалось. Эта тема была закрыта, а два опытных образца – списаны.
Данная работа не была проделана впустую. Все военные грузовики: экспериментальные и серийные стали отличной базой для современной конструкторской мысли. Их вклад в создание современных военных грузовиков нельзя переоценить. И сегодня, когда государство ставит очередную задачу перед военными специалистами, с полок конструкторского бюро вновь берутся чертежи, срок давности которых не истекает.
- Военное положение в Украине
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Грузовики, собранные в единственном экземпляре
- Обозреватель американского издания The Drive Джозеф Тревитик о нашей военной технике
- Капотный грузовик Mercedes-Benz Zetros
- Перевозка и установка экспонатов военной техники
- Грузовик Tatra Т158
Вот всегда поражался на счет нашего умения строить лаконичные военные машины. Как только речь заходит о комфорте и дизайне, мы сразу среди отстающих. Вы только представьте, что если бы все бюджеты, которые мы выделяем на автопром кинуть на ВПК. Возможно мы бы уже доминировали на мировом рынке!
Всегда были военные образцы техники примером по надежности и качеству исполнения, такое бы качество гражданским экземплярам и уровню приемки на производстве, были бы впереди всех.
Я работал на военном конвейере где собирали военные автомобили УРАЛ. Весь ОТК ребята в погонах. Причем после того как автомобиль сойдет со сборки он накатывает 1000 км прежде чем поступит в армию. Была целая бригада водителей-перегонщиков которая гоняла эти машины после конвейера.
Читая статью о военных грузовиках XXI века, не могу не восхититься прогрессом, который достигнут в этой области. Особенно впечатляют возможности КАМАЗов, начиная от легендарного 'Мустанга' до новейших моделей, специально разработанных для различных нужд армии. Унификация конструкции и возможность установки бронированных кабин показывают, как далеко шагнуло наше автомобилестроение. Это напоминает мне разработки западных производителей, таких как Oshkosh, которые также создают универсальные платформы для военных нужд. Интересно, что внедрение турбонаддува и автоматических коробок передач стало стандартом и для наших машин. Однако, несмотря на современные технологии, КАМАЗы остаются надежными и неприхотливыми, что делает их особенно ценными в тяжелых условиях. Это сродни тому, что западные армии ценят в своих Land Rover или Humvee – простота и надежность. Также стоит отметить, что отечественные разработки, такие как 'Выстрел', показывают, что комфорт и защита экипажа могут идти рука об руку даже в условиях полевых операций. Сравнивая с тем, что делается на Западе, можно уверенно сказать, что наши машины не просто догоняют, но в некоторых аспектах и превосходят зарубежные аналоги. Важно, чтобы такие инновации продолжали внедряться и дальше, ведь современные вызовы требуют от техники не только проходимости, но и универсальности в применении.
Увидел упоминание про УРАЛ 375 и сразу вспомнил, как его проходимость удивляла всех. Даже сейчас, когда технологии ушли далеко вперед, редкий грузовик сможет сравниться с ним в условиях бездорожья. Это настоящий танк среди грузовиков.
Интересно, что завод имени Лихачёва уже в середине прошлого века экспериментировал с такими инновациями, как многоосные грузовики. Это показывает, что даже в те времена наши инженеры шли на шаг впереди. Жаль, что некоторые разработки не дошли до серийного производства.