Обзор рынка новых LCV
По информации агентства «Автостат», в сентябре 2018 года продажи новых легких коммерческих автомобилей составили 9,6 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, этот показатель увеличился на 6,6%. За девять месяцев текущего года российские потребители приобрели 86,8 тыс. новых машин, что на 5,5% больше результата, зафиксированного в прошлом году. По мнению экспертов, главная причина увеличения рыночных показателей в сегменте LCV – повышение роли малотоннажных коммерческих автомобилей в логистических цепочках транспортных компаний. Также немалую роль играет отложенный спрос, связанный с обновлением технопарков.
Модельная и марочная структура рынка LCV
Лидером марочного рейтинга, как и прежде, остается отечественный GAZ, его продажи составили 3,7 тыс. шт. На второй строчке находится УАЗ (1,2 тыс. шт.) Обе российские марки показали за месяц падение на 3,2% и 3,5% соответственно. Стоит отметить, что эти бренды в совокупности занимают 60% рынка новых LCV в России. Тройку лидеров замыкает американский Ford с результатом 1 тыс. ед. автомобилей с прибавкой +47,3%.
Отечественная LADA, несмотря на рост продаж в более чем полтора раза (+53,3%), в сентябре заняла лишь четвертую строчку с результатом 837 ед. На пятой позиции расположился немецкий Mercedes-Benz. Его продажи составили 549 шт. (-7,9%). Самый большой прирост показал французский Renault, увеличив продажи LCV практически втрое (+186,2%).
Лидерство среди самых популярных моделей малых коммерческих автомобилей, по-прежнему удерживает GAZ Gazelle Next - 2,1 тыс. ед., что на 4,5% меньше, чем в сентябре 2017 года. Эта модель занимает 24,6% рынка новых LCV в России. Далее следует Ford Transit (990 шт.; +49,3%), за ним – GAZ 3302 (889 шт.; -0,3%). На четвертой строчке - LADA Largus (691 шт.; +29,2%), а замыкает пятерку лидеров УАЗ 3909 (584 шт.; -15,9%).
Самые выгодные LCV модели
Аналитики «Автостата» выяснили, какие легкие коммерческие автомобили зарубежных марок наиболее выгодны в эксплуатации. При этом учитывались траты на содержание машин в течение трех лет при условии пробега 120 тыс. км за этот период, а также такие статьи расходов, как топливо, регламентированные ТО у официальных дилеров, страховка и транспортный налог.
Наименее затратным по стоимости владения признан Ford Transit — его содержание обходится владельцам в 1,68–1,69 млн рублей за три года или от 46,7 до 47,1 тыс. руб./мес. Если переводить этот показатель в стоимость одного километра пробега, то у Транзита он составляет 14 руб. При этом, хоть в отличие от большинства иномарок Ford Transit и производится в России, его цена оказалась не самой доступной - от 1,9 млн руб.
А вот самая продаваемая в России модель LCV - Gazelle Next в исследовании «Автостата» не рассматривалась. Но по оценкам производителя, общая стоимость владения фургона на 20–30% ниже, чем у европейских аналогов. Высокую ликвидность модели связывают с ее приспособленностью к российским условиям эксплуатации: плохим дорогам, климату, перегрузам, а также с высокой ремонтопригодностью: относительной простотой и невысокой ценой проведения большинства ремонтных работ.
Ситуация на мировых авторынках
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), продажи легких коммерческих автомобилей в Европе в августе 2018 году увеличились на 7,1% до 139, 2 тыс. единиц. Как и прежде, лидером среди европейских стран по продажам LCV стала Франция, где этот сегмент составил 262,04 тыс. автомобилей (+12,7%). На второе место поднялась Германия с результатом 25,2 тыс. ед. (+12,7%). Великобритания с показателем 16,34 тыс. проданных машин (-5%), спустилась на третью строчку. На четвертом месте оказалась Испания – 15,4 тыс. ед. (+20,2%). В пятерку лидеров попала Россия, обогнав в рейтинге Италию, продавшую 9 тыс. машин и показавшую снижение показателя на 3%.
Рейтинг самых популярных LCV в ЕС возглавляет американский Ford. Компания имеет исчерпывающий модельный ряд для европейского рынка, созданный на собственных платформах. Семейство Transit является бестселлером с долей около 13%. Продажи самого массового из модельного ряда – Transit Custom в 2017 году составили 123, 1 тыс. единиц. На втором месте – Mercedes Sprinter, удерживающий около 5% рынка в Европе (95,1 тыс. шт.). В текущем году глобальные продажи модели выросли на 4%, вровень с рынком ЕС. Третьей по популярности моделью европейского рынка является Fiat Ducato (доля 4,7%). Затем идут Renault Kangoo, Citroen Berlingo и VW Transporter (по 4,4%).
Основным вызовом для европейских машиностроителей является отказ от загрязняющих воздух дизельных моторов, который намечается в ближайшее будущее. Сегодня переход к технологиям альтернативных чистых силовых агрегатов слишком затратный. Новейшие аккумуляторы занимают объем кузова и снижают полезную нагрузку. К тому же пробег электрических грузовиков не годится не только для международных перевозок, но и для междугородных в крупных европейских странах вроде Германии, Франции или Испании. Несмотря на усилия ряда стран ЕС, инфраструктура заправки газового и водородного топлива пока не развита.
Прогноз рынка LCV
По мнению экспертов, до 2019 года ожидать рост продаж новых LCV следует только в случае возможного ослабления экономических санкций, в связи с повышением мировых цен на нефть, увеличения темпов роста российской экономики. Говорить об устойчивой тенденции к восстановлению рынка пока рано, все будет зависеть от господдержки и отложенного спроса. По прогнозу ГК «Автомир», ежегодный рост рынка может составить 5%. При сохранении текущей экономической ситуации рост может составить около 10%. Что касается премиум-сегмента, то здесь ожидаем рост в пределах 5%.
Специалисты ожидают, что рост цен составит 2–13%. В числе явных причин: увеличение утилизационного сбора, традиционный ежегодный рост цен и снижение размера скидок от производителей. Не так давно, об увеличении стоимости по всему модельному ряду в категории LCV сообщили Mercedes (+ 5%), BMW (+1,4–3%), Audi (+ 2%). Как сообщает РБК, в пресс-службе BMW подтвердили повышение цен на автомобили. Представитель Mercedes отказался комментировать изменение цен на модельный ряд. В Audi пока не ответили на запрос РБК.
При подготовке обзора использована официальная статистика Автостат, а также приведены результаты исследований РБК, Russian Automotive Market Research и ГК «Автомир».
- В какой службе сейчас выгодно работать?
- Что нового для перевозчиков ждать в Новом году?
- Перед Новым Годом снижение цен на перевозки?
- Рост цен в Новый Год
- Что выгодней - взять в штат своего механика или ехать в мастерскую?
- Отечественные модели грузовиков пользуются повышенным спросом
- Анализ корпоративного рынка техники
- Продажи грузовиков без государственной поддержки рискуют скатиться к докризисному уровню
- Проблемы продаж лёгкого коммерческого транспорта
- Обзор рынка новых LCV
Очень интересная статья. стоит прочитать при приобретении автомобиля, так как статистические данные показывают какой авто более популярней в России и более экономически выгоден для коммерческих нужд.
Лидера марочного рейтинга для России легко угадать и без данных Автостата. Причём лидера безусловного и уже на протяжение долгого времени. Поэтому не очень понял, почему Gazelle исключили из исследования стоимости владения и эксплуатации. Чтобы дать шанс остальным?
Продажи легких коммерческих автомобилей во многом являются индикатором деловой активности и состояние этого рынка в России не всегда отражает международные тенденции.
Познакомилась со статьей, скажу сразу не пожалел потраченное время. Всё досконально и понятно написано. Рекомендую перед покупкой прочитать статью.
Неплохо, что российский сегмент LCV показывает положительную динамику, но интересно, как долго это продлится. Повышение спроса на малотоннажные коммерческие автомобили действительно связано с их важной ролью в логистических задачах, однако все мы знаем, что это не единственный фактор. Отложенный спрос и обновление автопарков также сильно влияло на продажи в прошлые годы. Сравнивая с европейским рынком, заметно, что наши бренды, такие как GAZ и УАЗ, пока остаются лидерами, хотя и с небольшим падением продаж. Это говорит о том, что отечественные автомобили все же пользуются стабильным спросом. Интересно, что Ford добился такого значительного прироста в 47,3% — это показатель того, что зарубежные марки успешно адаптируются на нашем рынке. Что касается эксплуатационных затрат, Ford Transit оказывается наиболее экономичным, что не может не радовать владельцев, но его начальная цена все же остается высокой. Показательно, что Gazelle Next, будучи самым продаваемым, не рассматривался в исследовании, хотя и имеет свои плюсы, как приспособленность к российским условиям и ремонтопригодность. На мировом уровне, конечно, мы не на первом месте, но пятая позиция в Европе — это тоже заслуживает внимания. Если бы господдержка была более ощутимой, возможно, мы бы увидели более значительный рост. Вопрос в том, как повлияют на рынок возможные изменения цен и санкции, хотя прогнозы на 2019 год скорее осторожные.
В статье хорошо показана динамика рынка LCV в России. Особенно удивляет рост Renault почти втрое — это значительное достижение. В то же время, уменьшение продаж у Mercedes заставляет задуматься о будущем премиум-сегмента. Интересно, как будут развиваться события на фоне предстоящих изменений цен и экономических условий.
Интересно, что Ford Transit, несмотря на высокую начальную стоимость, оказывается самым выгодным в эксплуатации. Это явно привлекает владельцев, которые ищут экономичность в долгосрочной перспективе. Жаль, что Gazelle Next не попала в исследование, хотя ее адаптация к российским условиям говорит о многом.