Основные элементы автомобильной дороги
Основные элементы автомобильной дороги также входят трамвайные пути, обочина и тротуарная часть. Ниже рассмотрим особенности, структуру и назначение каждого их элементов
Оглавление
Автомобильная дорога как инженерное сооружение
Автодорога представляет собой группу объектов, предназначенных для безопасного движения транспорта с максимально установленной скоростью в течение всей длины и при любой погоде.
ВажноДорога и ее элементы находится в границах одной отводной полосы и условно делятся на несколько категорий по интенсивности движения:
- Общегосударственные, магистральные, подъезд к аэропортам и другим ключевым объектам, активность свыше 14000 машин в день;
- Аналогичная суть, но с меньшей интенсивностью движения — 6000-14000 авто в сутки;
- Республиканские, подъезды к городам, ж/д узлам, морским портам, крупным заводам, активность — 2000-6000 машин в день;
- Областные, районные, входят в общую сеть, ведут к строительным объектам, промпредприятиям, имеют нагрузку 200-2000 авто в сутки;
- Местные, служебные и патрульные трассы, интенсивность — до 200 машин в день.
Конструктивно автодорога состоит из земельного полотна, проезжей части, дорожной одежды, обочины, элементов обустройства, откосов, водоотводных канав и других частей. Каждый из них выполняет определенную функцию и обеспечивает безопасность движения.
Дорожное полотно
Относится к основным элементам автомобильной дороги, играет роль базы для дорожной одежды. Представляет собой участок земли, расположенный на определенной длине, состоит из проезжей частии обочины. Отделен от остальных элементов откосами или боковыми каналами, используемыми для удаления воды и осушения поверхности.
Дорожная одежда
Многослойная конструкция, которая находится в границах проезжей части и принимает на себя нагрузку от двигающихся по ней ТС. Конструктивно состоит из ряда слоев:
- земляное полотно;
- нижнее основание песка — 0,2-0,5 м;
- верхний слой щебенки — 0,1-0,2 м;
- нижний и верхний асфальтобетонный слой — от 4 до 6 см.
Каждая из частей несет определенную нагрузку. К примеру, нижний слой обеспечивает отвод лишней влаги, защищает покрытие от вспучивания, гарантирует прочность грунта. Верхняя секция предусматривает применение щебня и материалов, обеспечивающих равномерность давления на расположенные ниже элементы.
На поверхности предусматривается наиболее плотный слой, защищающий от влаги и обеспечивающий высокую прочность. Это конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку. Как результат, эта часть подвержена разным разрушениям: трещины, выбоины, появление колеи, деформации и т. д.
Дорожные одежды различаются по типам с учетом капитальности и имеют индивидуальную структуру. Основная классификация:
- по капитальности — капитальные, облегченные, переходные, низшие;
- по жесткости — жесткие и нежесткие.
Боковые канавы
Используются для защиты дорожного полотна от чрезмерного увлажнения и разрушения. Конструктивно позволяет перехватывать и отводить влагу. При подготовке кюветов по бокам дороги убираются лишние элементы: пни, камни, корневые систем. Для удаления влаги используются разные системы: боковые, нагорные, осушительные и водоотводные.
Боковые канавы — наиболее распространенная конструкция, устанавливаемая на 0-м профиле. Предназначена для отвода воды, появляющейся при дожде и таянии снега.
При плохой водонепроницаемости конструкция имеет трапециевидное исполнение и следующие размеры:
- ширина — 40-50 см;
- глубина — 70-120 см.
При определении глубины необходимо учитывать действующие правила.
По ним расстояния от нижней части боковой канавы до основания дорожной одежды не должно быть меньше 20 см. Откос имеет заложение от 1 к 1.5 до 1 к 3, а при низких насыпях — от 1 к 3 до 1 к 4. В сухих участках с быстрым стоком воды боковые канавы имеют вид треугольника.
Проезжая часть
Геометрический элемент автомобильной дороги, по которому движутся безрельсовые ТС: автомобили, мотоциклы, грузовики, велосипеды и т. д. При отсутствии обочины или тротуарной части по нейвозможно перемещение людей. Проезжая часть часто совмещается с трамвайными или ж/д рельсами. Если на ней не предусмотрено обочины, она применяется для остановки или стоянки ТС.
Дорога может иметь одну, две и больше проезжих частей, разделяемых полосами. Как правило, их две, каждая из которых используется для перемещения ТС в определенном направлении. Подобная конструкция позволяет машинам разъехаться или совершить обгон при необходимости.В некоторых случаях их четыре: две главные и две боковые.
Поверхность проезжей части, как правило, асфальтированная. Но возможны и другие варианты:
- щебенка;
- бутовый камень;
- брусчатка;
- грунтовка.
Разделительная полоса
Разметка или конструкция, нанесенная или установленная на поверхности дороги. Область, находящаяся за разделительной полосой, используется для движения автомобилей. По полоске нельзя двигаться и останавливать машину. В некоторых случаях такой элемент отделяет зону с трамвайными путями и запрещает движение.
Разделительные полосы бывают двух видов:
- Разметка. Закрывает доступ к определенной части дороги с помощью нанесения краски на поверхность. Такой вариант наиболее бюджетный, но не исключает нарушений со стороны автовладельцев.
- Конструкции. Представляют собой элементы автомобильной дороги, имеющие каменную, металлическую, бордюрную или иную структуру.
За рассматриваемой полосой могут находиться насаждения, трамвайные пути, асфальт, участки для разгрузки / погрузки ТС и т. д. Цель создания — гарантия безопасности движения и разделение потоков. Разделительные полосы считаются неизменной частью скоростных магистралей.
Полоса движения
В ПДД указано, что это продольная полоса проезжей части с разметкой или без нее. Размер полосы движения должен быть достаточным для однорядного движения ТС. Используется в качестве ориентира для водителя и дает ощущение безопасности.
В зимнее время, когда разметка не видна, водитель сам определяет полосу и собственное положение на дороге. Для этого проезжая часть условно делится пополам, где справа находится полоса для движения, а слева — встречная часть. Количество элементов может различаться и зависит от ширины. К примеру, если на дороге может разъехаться четыре автомобиля, то и полос движения столько же.
Рассматриваемый элемент бывает нескольких видов по назначению:
- перемещение в одном направлении;
- реверсивное перемещение с возможностью изменения пути движения;
- перемещение ТС в обоих направлениях.
Выделяются также полосы движения специального назначения — для разгона, снижения скорости, подъема, аварийной остановки, автобусов / троллейбусов и т. д.
Трамвайные пути
Часть дороги, которая находится на самостоятельном полотне, расположенном отдельно, а также в профиле дорожной сети на обособленном или совмещенном полотне. Рассмотрим варианты трамвайных путей:
- Обособленные. Не применяются для перемещения безрельсовых средств, находятся в профиле сети.
- Самостоятельные. Не включены в структуру дороги.
- Совмещенные. Размещены на одном уровне с дорожным полотном, по которому разрешается движение безрельсовых ТС.
Предпочтительным считается 1-йи 2-й вариант исполнения, отличающийся наибольшей безопасностью. Допускается совмещенная версия при организации мероприятий, предотвращающих создание заторов, парковки и иных проблем. Для безопасности требуется разделение трамвайного участка полосками или специальными конструкциями.
Обочина
Конструктивный элемент, находящийся на стыке с автомобильной дорогой и примыкающий к ней. Используется для защиты асфальтированного покрытия от деформации и продлевает срок службы земляного полотна. Может иметь ширину от 1,75 до 3,75 м в зависимости от категории трассы.
Состоит из следующих полос:
- укрепительная — защищает асфальт от разрушений, имеет аналогичную прочность;
- остановочная — используется для остановки транспорта, бывает асфальтированной, может иметь щебеночную, гравийную или иную структуру;
- прибровочная — грунтовая часть шириной 50 или 75 см.
Назначение:
- повышение устойчивости дорожного полотна;
- защита краев асфальта от деформаций;
- удобство движения;
- организация перемещения пешеходов.
К обочине предъявляется ряд требований. В ней не должно быть деформаций и повреждений, углублений или дефектов. Зимой поверхность обязательно очищается от снега в течение 24 часов после окончания снегопада. Летом с обочины должны удаляться мусор и посторонние предметы.
Структура может быть различной: глиняной, песчаной, травянистой и т. д. На федеральных трассах делается такой же, как и основная дорога, для безопасности движения. Отделяется от основной проезжей части с помощью сплошной линии.
Тротуар
Элемент автодороги, предназначенный для пешеходов. Находится вплотную к проезжей части или отделен от нее. Является частью дороги, ведь люди также считаются участниками движения. В редких случаях допускается перемещение, остановка и стоянка ТС на этих участках. За пределами городов тротуары почти не используются, ведь пешеходы движутся непосредственно по обочине.
При строительстве этого элемента автодороги учитываются нормы ГОСТа 33150-2014 и СНИП II К.3-62. В идеале должна предусматриваться дренажная система, обеспечивающая отвод воды. Контроль состояния тротуаров возложен на территориальные органы ГИБДД.
Заключение
Автодорога — искусственное сооружение, имеющее множество элементов и созданное с соблюдением действующих норм / правил. Используется для безопасного движения рельсовых и безрельсовых транспортных средств, а в комплексе с тротуарами и пешеходов.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Долговечность резины по дорогам России
- Основной радиатор на Scania
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Смена основного вида деятельности ИП
- Внутрикарьерные автомобильные дороги
- Новинка в области интеграции автомобильных систем с мобильными устройствами
- Характеристика автомобильных миксеров «ТМЗ»
- Автотранспорт – основной элемент мировой логистической цепочки
- Китай открывает дорогу перевозчикам
Довольно полезная статья! Готовлюсь к сдаче государственного экзамена, все написано понятным и простым языком. Без лишней воды. Присутствие картинок позволяет визуально лучше запоминать и усваивать информацию.
Как и из чего делается дорога давно всем известно. Но смотря в последнее время на качество новых дорог (живу на Ставрополье) ощущение такое, что у нас нет техники и люди в ручную все укладывают и трамбуют.
Что касается инженеринга, то у нас в стране все в принципе хорошо с этим в плане дорог. Есть конечно нелогичные места, но они очень редко попадаются. А вот касательно качества дорог, пожалуй у нас худшие дороги в мире. Их кладут на один сезон, потом все заново…
Читаю статью и сразу вспоминаю, как важна каждая деталь в строительстве дорог. Как будто собираешь пазл, где каждый элемент находит своё место и играет свою роль. Нельзя просто положить асфальт и считать, что задача выполнена. Дорожное полотно, одежда, канавы – все это не просто термины, а сложные инженерные конструкции. Их можно сравнить с фундаментом здания, который должен выдерживать нагрузки и погодные условия. Например, в Германии дорожная одежда имеет слоистую структуру с применением битумных материалов, что обеспечивает долговечность. У нас же часто забывают про основы, что ведет к быстрому износу. Понятно, что капитальные и облегченные конструкции имеют свои плюсы и минусы, но финальный выбор зависит от условий эксплуатации. Также нельзя не отметить важность полос движения – они как линии на бумаге, которые помогают водителю держать курс. В статье хорошо описана роль боковых канав, эти "невидимые помощники" дороги защищают полотно от воды, как дренажные системы в архитектуре. В общем, если бы все элементы дороги проектировались и обслуживались с таким же вниманием, как описано в статье, наши дороги были бы на порядок лучше.
Интересная статья! Чётко видно, что дорожное строительство – это не просто асфальтирование, а сложная система. Особенно заинтересовали различия в дорожной одежде. Почему-то вспомнились дороги в Финляндии, где качество очевидно на каждом километре.
Очень познавательно было узнать о тротуарах и их нормативных требованиях. Это действительно важная часть инфраструктуры, которая часто недооценивается. Хорошо, что статья освещает такие детали, которые обычно остаются за кадром.